Квест-игра для детей и родителей "Город Мастеров"

Чеботарева Ирина Андреевна, воспитатель

СП МАОУ Новотарманская СОШ

пос. Новотарманский, Тюменская область


Цель: организация ранней профориентации, направленной на развитие у детей младшего и среднего дошкольного возраста, и их родителей уважительного отношения к редкой творческой профессии мастера-кукольника. 

Задачи: * Способствовать возникновению интереса к профессии мастера – кукольника и косвенно связанных с ней профессий: скульптора, художника, портного.

* Формировать представления о процессе изготовления театральной куклы, используя и развивая имеющиеся трудовые умения и навыки детей в доступных видах деятельности: лепка, аппликация, рисование. Развивать коммуникативные функции речи, активизиро-вать, расширять и обогащать словарный запас детей.

* Вызвать положительный эмоциональный отклик у детей и родителей по результату со-вместной работы, проделанной в условиях детского сада.

Материалы и оборудование: - карта путешествия по Городу Мастеров; 

- таблички с названиями станций;

- разрезная картинка-пазл с изображениями, символизирующими профессии (скульптора, художника, портного) и вида работ (аппликация); 

- персонажи настольного театра сказки «Колобок»;

- пластилин;

- пластилиновая заготовка головы кукольного персонажа (дедушка); 

- газетная бумага; 

- блюдце с клеем ПВА; 

- влажные салфетки (для очистки рук от клея и краски);

- ножницы канцелярские детские;

- гуашь красного, желтого и белого цветов; 

- шаблоны для раскрашивания: глазки, губки и портрет бабушки (по количеству детей);

- клей – карандаш (по количеству детей);

- ножницы портновские (для работы взрослых); 

- для показа: игольница, сантиметровая лента и другие портновские приспособления; 

- портновский мел или тонко заточенное мыло (по количеству детей);

- кусочки неосыпающейся ткани (по количеству детей);

- готовая театральная кукла из папье-маше (бабушка). 

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители!

Много есть профессий разных

Много всяких нужных дел.

Чем бы в жизни заниматься,

Что бы делать Ты хотел?

Иль летать над облаками,

Или делать все руками,

Или строить, или шить,

Иль пожар водой тушить?

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессиях. (Стук в дверь.) Ой, кажется кто-то стучится в дверь. Сейчас посмотрю. (Появляется Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, здравствуйте! Вы меня узнали? Я Буратино, деревянный маль-чишка. Я к вам из сказки спешил.

Воспитатель: Ну здравствуй, Буратино. И зачем же ты к нам спешил?

Буратино: С тех пор как у нас с папой Карло появился свой театр кукол, нам всегда нужны куклы – актеры для новых представлений. Сейчас мы с папой Карло решили сказку «Колобок» ставить, а кукол нет. Вот я и пришел за ними в детский сад, возьму их у вас и всё. Вы ведь не против?

Воспитатель: Ну нет, куклы нам и самим нужны. Буратино, ты ошибся. Тебе надо было не к нам за куклами идти, а в Город Мастеров и найти там человека очень редкой про-фессии – мастера-кукольника. Вот он то и делает кукол для театральных постановок, и тебе бы сделал.

Буратино: Какая досадная ошибка. Теперь о новом спектакле можно забыть. Ведь мне одному не добраться до этого города? Да и как искать человека с такой необычной про-фессией? 

Воспитатель: Да уж, профессия эта действительно необычная, так как связана не только с театром, но и с другими профессиями. Сразу все профессии я не называю, поискать всем вместе предлагаю. Ребята и родители, вы согласны отправиться на поиски мастера-кукольника?

Дети и родители: Да.

Буратино: Вот здорово! Я думаю, вместе мы быстро справимся.

Воспитатель: Хорошо. Кстати у меня и карта Города Мастеров есть. Для начала давайте внимательно рассмотрим её и определим, где мы сейчас находимся и куда дальше нам идти. (Рассматриваем карту, на которой изображены иллюстрациипредметов, нахо-дящихся в спальне и игровой комнате группы для ориентировки при передвижении от станции к станции. Определяем, где находится первая станция.)

Воспитатель: Итак, мы определили, что первая станция находится в спальне. Отправля-емся туда. 

1 станция – «Улица пластилиновых фигур»

Воспитатель: Смотрите-ка, здесь какая-то картинка с человеком, который лепит скульп-туру. Интересно, что у него за профессия? О, тут стихотворение есть, вот послушайте:

Как-то раз из пластилина

Стал лепить я Буратино.

Что за странный пластилин –

Получился лишь пингвин.

Стал лепить я друга Вову,

Нет, пингвин выходит снова.

Вот ведь, вредный пластилин,

Что ни лепишь - всё пингвин.

Стал тогда лепить пингвина –

Получился Буратино.

Может, это был гипноз? –

Клюв лепил, а вышел нос.

Я теперь из пластилина

Каждый раз леплю пингвина.

В общем, все, что захочу, 

Из пингвина получу.

А взрослые догадались, как называется профессия человека с этой картинки? 

Родители: Да, он скульптор.

Воспитатель: Верно. Скульптор делает скульптуры и памятники, которыми потом ук-рашают дворцы и парки, ставят их в музеях и на площадях городов. В своей работе он использует глину, камень, металл и другие материалы. Мы с вами сейчас сами попробу-ем стать скульпторами и будем лепить из пластилина некоторых героев сказки «Коло-бок». (Всем раздается пластилин). 

Перед работой пластилин нужно хорошенько размять в руках. Пока мы это делаем, обсудим – кто, что будет лепить. Я предлагаю ребятам лепить колобка, а взрослым ле-пить героев, которых мы с ребятами сейчас вспомним. Скажите ребята, кого встретил колобок, когда ушел от бабушки и дедушки?

Дети: Зайца, волка, медведя и лису. (На каждый ответ детей воспитатель выставляет героев настольного театра сказки «Колобок»)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну, а наш пластилин готов, можно лепить. (Воспита-тель напоминает детям и взрослым прием раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями. После завершения работы родителям предлагается продемон-стрировать свои заготовкидетям, для определения схожести с прототипом.)

 

 

Воспитатель:Все молодцы! Давайте снова рассмотрим карту и отправимся дальше, взяв с собой картинку профессии скульптор. (При рассматривании карты дети и взрослые-определяют местонахождения следующей станции – стол у центра физического разви-тия.) 

2 станция –«Улица газетных обрывков»

Воспитатель: Смотрите, здесь тоже есть картинка – подсказка, а на ней аппликация яб-лока. Детали рисунка в ней не вырезаны, а собраны из обрывков цветной бумаги в виде мозаики - это обрывная аппликация. А еще здесь есть блюдце с клеем и газеты. Давайте из газет сделаем маленькие обрывки. Я думаю, они могут нам пригодиться. (Все рвут га-зеты на мелкие кусочки) 

 

 

Воспитатель: А вы знаете, что обрывки бумаги можно использовать не только для ап-пликаций. Есть такая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клея, называется папье-маше. Хотите попробовать.

Дети и родители: Да.

Воспитатель: Хорошо. У меня как раз есть пластилиновая заготовка головы будущего сказочного персонажа – это дедушка для сказки «Колобок». Давайте обклеим его кусоч-ками газет. Для этого можно обмакнуть кусочек газеты в клей, наложить его на заготовку и разгладить. (Дети совместно с родителями выполняют коллективную работу) 

 

 

Воспитатель: Ну вот, мы и обклеили заготовку одним слоем газетных обрывков. Для выполнения прочного изделия делают несколько слоев. После высыхания бумагу разре-зают, вытаскивают пластилиновую заготовку и снова склеивают детали изделия. Ну а нам пора двигаться дальше. Давайте воспользуемся влажными салфетками для очистки рук от клея и рассмотрим карту. (Рассматривают карту и определяют нахождение сле-дующей станции)

3 станция–«Улица юных художников»

Воспитатель: Смотрите, здесь лежит уже третья картинка-подсказка, а на ней палитра с красками и кисточки. Ребята, скажите человек, какой профессии в своей работе исполь-зует кисточки и краски? 

Дети: Художник.

Воспитатель: Правильно. Ребята, я вам предлагаю тоже на время стать художниками.

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Кисть, гуашь и лист бумаги.

Перед вами стоят блюдца с каплями красной, белой и желтой гуаши. Смешайте их кисточкой и получите телесный цвет для рисования портретов. А вот вам и шаблон для раскрашивания – это портрет бабушки, раскрасьте ей лицо полученной вами краской.

А пока ребята выполняют задание, я предлагаю взрослым вырезать уже готовые шаблоны глаз и губ для завершения портрета бабушки. (Взрослые вырезают шаблоны канцелярскими ножницами)

 

 

Воспитатель:Ну вот, лица расписаны, шаблоны вырезаны. Для завершения осталось только приклеить глазки и губки к портрету. Предлагаю детям смазывать шаблоны кле-ем, а взрослым помочь их разместить на портрете. (В работе используется клей-карандаш)

 

 

 

Воспитатель:Отлично! Давайте снова воспользуемся влажными салфетками для очистки рук и пойдем дальше. 

4 станция – «Улица красивой одежды»(стол у уголка природы) 

Воспитатель: Смотрите, и здесь есть картинка – подсказка, на которой нарисован мане-кен, ножницы, игольница. Кому же это все нужно для работы? 

Родители: Портному (швее).

Воспитатель: Верно. Здесь еще сундучок есть, заглянем в него. (Воспитатель достает из сундучка портновские принадлежности и инструменты: ножницы, игольница, сан-тиметровая лента, наперсток, портновский мел и кусочки мыла, называет их и задает вопросы о правилах безопасного использования опасных предметов детьми и взрослыми)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю почувствовать себя портными и раскроить юб-ку-солнце для будущей театральной куклы. Дети будут обводить юбку на ткани по лека-лу тонко отточенным мылом, а взрослые потом попробуют вырезать ее настоящими портновскими ножницами. (Воспитатель показывает приемы работы: укладывает ле-кало на ткани, придерживает его и обводит мылом по контуру. Взрослые и воспита-тель помогают детям выполнить задание. Затем взрослые вырезают несколько юбок.) 

 

 

 

Воспитатель: Все молодцы! После раскроя одежду шьют на различных швейных маши-нах и утюжат утюгом. Готовую одежду доставляют в магазины, где её покупают люди. Ну а судя по нашей карте нам осталась последняя станция. Посмотрите, где она находит-ся?

Дети и родители: На ковре.

5 станция– «Улицаволшебства»

Воспитатель: Интересно, улица волшебства? Наверное, нас здесь ждет какое-то волшеб-ство. Но где же оно? Может нам нужно еще раз внимательно рассмотреть все картинки - подсказки. (Воспитатель раскладывает картинки – подсказки, собранные на пройден-ных станциях. Дети и родители рассматривают их и обнаруживают, что это картина - пазл, в центре которой изображена бабушка.) 

 

 

Воспитатель: Мы с вами попробовали себя в разных профессиях: были скульпторами, художниками, портными, и даже попробовали технику изготовления объемных предме-тов папье-маше. То есть мы попробовали все то чем занимается мастер-кукольник при изготовлении театральной куклы. А вот и сама кукла. Смотрите, это настоящее волшеб-ство! (Воспитатель показывает готовую куклу - бабушку) 

 

 

 

Воспитатель: Ну вот Буратино, эта кукла для тебя.

Буратино: Вот здорово! Это что, вы теперь сами стали мастерами – кукольниками!

Воспитатель: Видимо так. Ведь мы теперь знаем, как создается настоящая театральная кукла из папье-маше. Правда ребята и родители?

Дети и родители: Да.

Буратино: Ура! Наше новое представление теперь состоится! Спасибо вам большое!

Воспитатель: И тебе спасибо, Буратино. Ведь если бы не ты, мы бы не совершили тако-го познавательного путешествия в «Город Мастеров» и не узнали бы, как создаются кук-лы из папье-маше. Ребята и взрослые, вы смогли почувствовать себя мастером – куколь-ником (скульптором, художником, портным) хотя бы чуть-чуть? (Ответы детей и ро-дителей)

Воспитатель: Ну что ж, я тоже благодарю всех за это увлекательное путешествие и про-явленный интерес к совместному изготовлению куклы для Буратино. И надеюсь на по-полнение нашего театрального уголка семейными работами – куклами из папье-маше.