Использование инновационных форм в работе учителя-логопеда

Логач Рита Абдрашитовна, учитель-логопед

МДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Машенька"

г.Ершов

 


            Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на  сегодняшний день очень актуальна, так как процент  дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

           Дошкольники с ОНР испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания очень низкий, высказывания состоят из отдельных фрагментов, у них снижена речевая активность. Поэтому задача не только учителя – логопеда, но и воспитателя  развивать произвольное внимание к речи,  учить детей составлять рассказы, описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану, совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и текстов.

           Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные  средства, облегчающие систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих, компьютерных технологий, эффективность которых очевидна. 

           Предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные формы работы, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками по развитию монологической речи:  (мнемотаблицы, блоки-квадраты, синквейн, картографические схемы). 

           Эти формы работы включены в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, социальной действительностью, развивают и обогащают речь. 

            Предметно-схематические модели  являются зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивают связный  рассказ. 

           При составлении рассказа  блоки-квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа, заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода.

            Следующая форма работы, которую вы можете использовать в своей работе – синквейн. Это сочинение нерифмованного стихотворения по определенным правилам, помогает находить и выделять в большом объеме индивидуальную и главную мысль, учит краткому пересказу. 

 

Выводы

          

  Все выше перечисленные инновационные формы работы мы применяем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР, и эти методики неизменно подтверждают свою эффективность. У детей повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.

            Накопленный опыт в работе по использованию ИКТ позволяет, оптимизировать образовательный процесс, а также формирует их успешность, повышает мотивацию, сокращает время для усвоения материала, способствует повышению качества образования.