Система работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Безбородова Наталья Александровна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №109 "Журавушка"

город Курган


С каждым годом на улицах городов увеличивается количество транспортных средств. Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процесс составляют дети. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.Основными причинами дорожных нарушений по вине детей можно назвать:

Ø    незнание дошкольниками элементарных правил;

Ø    стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

Ø    безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Большинство несчастных случаев с дошкольниками происходит по причине безнадзорности. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. Часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улицу в опасные для жизни ситуации:

Ø    выбегает за мячом на проезжую часть дороги;

Ø    выезжает на самокате или велосипеде;

Ø    вырывается из рук родителей при переходе улицы;

Ø    пытается перебежать ее в местах, не установленных для перехода;

Ø    появляется неожиданно из-за кустов, из-за стоящего транспорта.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач. Мы убеждены в том, что обсуждение, игры с родителями и детьми по правилам безопасного поведения на дороге,  могут уменьшить возможность попадания в ДТП детей и их родителей.Единственное, что может спасти ребенка на дороге – это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его убедить в этом-взрослый человек! И единственным способом-своим примером.

 Программа «Зеленый огонек», разработанная в ДОУ, включает комплексно-тематическое планирование по следующим темам:

1.Ознакомление детей с сенсорными эталонами (форма, цвет, пространство, время).

2.Ознакомление с трудом работников транспорта.

3.Транспорт.

4.Улица (дорога).

5. Пешеход.

6. Светофор.

7. Перекресток.

8. Мы пассажиры.

9. Поведение детей на улице. Игры.

10.Дорожные знаки.

11.Сигналы регулировщика.

12.Загородные дороги, гужевой транспорт.

13. Железнодорожный переезд.

Деление часто условное, так как темы все взаимосвязаны друг с другом. Их содержание усложняется от возраста детей и позволяет к семи годам сформировать у ребенка умение ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду(школе) и дому микрорайона.

Цель нашей работы:привитие детям умений,  навыков, связанных с безопасным поведением на дороге; повышение компетентности родителей, в вопросах безопасного поведения на дороге, качества их контроля над поведением детей около проезжей части.

Задачи:

1.Оптимизировать работу с родителями по изучению и закреплению знаний о безопасном поведении на дороге, правилах дорожного движения.

2.Дать знания о правилах дорожного движения.

3.Закрепить навыки поведения в общественном транспорте.

Для решения поставленных целей и задач мы наметили план работы с детьми и родителями.При работе с детьми мы придерживаемся нескольких простых, но очень эффективных принципов:

Ø     Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании дошкольников; главное- не заучивать правила, а понять (принять)их, превратить в прочные навыки.

Ø     Не ограничиваться только словами и картинками (хотя,это тоже важно). Подходя с детьми к дороге, надо рассказывать и объяснять свои действия, наблюдать за дорожной обстановкой.

Ø     Использовать игры, игровые ситуации, художественную литературу, медиаресурсы.

Ø     Развивать координацию, внимание, наблюдательность, предвиденье, реакцию детей.

Значительное место в работе с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах мы отводим практическим формам НОД:

наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Детям старшего дошкольного возраста нравятся игры на транспортной площадке, которые позволяют формировать умения предвидеть опасность, оценить обстановку, оценить скорость движения машины, развивают у детей такие качества, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления.

Для осуществления работы мы создали необходимые условия в группе: оформили уголок по правилам дорожного движения, куда вошли:

-макет микрорайона. На макете мы с детьми, прежде всего, изучаем свой микрорайон, составляем его план- схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняем по содержанию в соответствии с возрастом. Сшили коврик с изображением микрорайона, который постоянно используется в игре;

-атрибуты дорожно-постовой службы: жезл, свисток, фуражки, знаки;

-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т.д.);

-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

-разные картинки, кубики, мозаики, плакаты;

-сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

-настольно- печатные игры;

-картотека книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

Содержание НОД по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включено во все образовательные области:

 

Области развития

Задачи, содержание, средства работы

 

Социально-коммуникативное

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров; формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. Формирование представлений о труде взрослых (водитель, регулировщик) их роли в обществе и жизни каждого человека. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общественным нормам и правилам взаимодействия в обществе; воспитание навыков правильного поведения в общественных местах, изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте

Речевое

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (обучение дошкольников дорожной лексике: пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное происшествие; диалог, раскрывающий содержание терминов «опасность» и «безопасность»). Формирование целостной картины мира; использование художественной литературы для формирования основ безопасности жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Познавательное

Формирование целостной картины мира; расширение кругозора детей, знакомство с основными видами транспортных средств; развитие психологических качеств, обеспечивающих безопасность детей в процессе дорожного движения ( внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления); развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице

Физическое

Освоение основных движений. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 

 

Художественно- эстетическое

Развитие музыкально-художественной деятельности: использование песен, мелодий, для формирования представлений о безопасном поведении на дороге. Развитие детского творчества: использование продуктивной деятельности в формировании представлений о безопасном поведение на дороге; включение детей в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.

 

Мониторинг образовательного процесса по правилам безопасного поведения эффективно осуществляем в игровой форме. Для этих целей мы используем различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице).

         Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. До родителей мы пытаемся донести, что для безопасности своего ребенка они должны выполнять, как минимум, два условия:

- знать и соблюдать правила безопасного поедания детей на дороге;

- быть положительным примером для детей.

Для родителей организовали консультации по темам: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения наостановка», «Безопасный мир»; широко используем наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты,лейбуки,  стенды с детскими рисунками; проводим досуги, смотры-конкурсы, конкурс детского рисунка.

         Наши дети демонстрируют хорошие знания. Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (92% дошкольников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности).

         В ходе сложившейся в системы работы всех взрослых объединяет единая цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно- транспортных ситуациях.