Конспект занятия для воспитанников старшей группы "Все о портрете"

Соболева Анна Викторовна, воспитатель

МБДОУ № 165

г. Кемерово


Цель: продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства «портрет».

Задачи:

• Обучающие: формировать знания детей о строении лица, о его значимости для человека, учить выразительно передавать образ папы.

• Развивающие: активизировать словарь детей, давая словесные определения внешности человека на портрете, развивать изобразительные способности детей и интерес к приёмам нетрадиционного рисования.

•Воспитательные: воспитывать желание всегда выглядеть хорошо и аккуратно.

Развивающая среда: гуашь, акварельные краски, фломастеры, Цветные карандаши, альбомный лист, 1\2 альбомного листа для рисования в технике «граттаж», изображения портретов, пиктограммы, карточки для игры «Найди недостаток в портрете», музыкальная композиция «Идет солдат погороду».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня снова поговорим о художественном жанре «портрет».Что такое портрет?

Ответы детей.

Ребёнок читает стихотворение:

«Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, - 

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, - 

Обязательно картина

Называется портрет!»

Воспитатель: Для чего художники пишут портреты?

Дети: Чтобы память о людях была, которые изображены на них.

Воспитатель: Кого изображают на портретах?

Дети:Взрослых, детейиногда люди на портретах с животными.

Воспитатель: Какими способами можно изобразить портрет?

Дети: Нарисовать красками, карандашами, сфотографировать, сделать аппликацию, вышить нитками на ткани, выложить мозаикой.

Воспитатель: А можно посмотреть на портрет и узнать какое настроение у человека на портрете? Хорошее или плохое, весёлое или грустное?

Дети:Можно, по выражению лица, по глазам, губам.

Воспитатель: Послушайте пословицу о лице: «Лицо- зеркало души».

Воспитатель предлагает детям пиктограммы, выражающие разные эмоции. Игра «Живой портрет».Дети должны угадать настроение на пиктограмме и изобразить его в живом портрете.

Разминка:

Воспитатель:Ребята, а давайте ещё поиграем.

Игра «Нарисуй портрет с закрытыми глазами».

Дети по очереди подходят к мольберту, им завязывают глаза. Первый ребёнок рисует овал лица, второй-глаза и брови, третий-нос, четвёртый- рот, пятый-уши, шестой-волосы.После окончания рисования портрета дети одновременно поворачиваются и рассматривают, что получилось и весело смеются.

Воспитатель: Ну, как вам нравится такой портрет? Удобно так рисовать?

Дети: Не нравится портрет и рисовать неудобно.

Воспитатель:Вы хотели бы иметь такой портрет?

Дети:Нет!

Воспитатель: Как люди должны выглядеть в жизни и на портрете?

Дети:Красивыми, опрятными, ухоженными чистыми, симпатичными и т. д.

Воспитатель: Давайте снова поиграем.

Проводится игра «Найди недостаток в портрете».Необходимо дорисовать на карточке недостающую деталь лица(Брови, ресницы, нос, зрачок, губы).

У всех детей разные карточки с одной недостающей деталью.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам нарисовать портреты ваших пап, ведь скоро их праздник-День защитника отечества.Я думаю,папам будет очень приятно получить от вас такой подарок.

После рисования папиных портретов вас ждёт сюрприз. А пока разомнём наши пальчики перед рисованием.

Проводится пальчиковая игра:

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали, 

Наши пальчики встряхнём, 

Рисовать опять начнём.

Дети выбирают изоматериалы и приступают к работе над портретами.По окончанию рисования портретов, кладут их на просушку.

Воспитатель: А у меня есть обещанный сюрприз, в честь праздника бывает салют или фейверк.Хотите устроить салют?

Дети: Конечно, хотим!

На заранее подготовленных листочках дети процарапывают деревянной палочкой салют, в технике «граттаж» (процарапывание).Затем вешают картинки рядом с портретами.

Воспитатель читает стихотворение: 

Грянул гром, весёлый гром

Засверкало всё кругом,

Рвутся в небе неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют, 

Это праздничный салют!

Дети подбрасывают вверх разноцветные звёздочки, вырезанные из бумаги изображая салют, собирают звёзды  и снова подбрасывают. Игра сопровождается  прослушиванием музыкальной композиции «Идет солдат по городу».Затем все рассматривают портреты пап. Воспитатель анализирует работы.