Значение русского народного творчества для развития музыкальных способностей и приобщения к фольклору детей старшего дошкольного возраста

Ярцева Юлия Владимировна, музыкальный руководитель

Менщикова Ольга Ивановна, музыкальный руководитель

СП "Детский сад №6" ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани

Самарская область, город Сызрань

 


 

Пояснительная записка.

      Главная цель педагогического воспитательного процесса — всестороннее развитие личности ребенка. Уже с раннего возраста необходимо приобщать детей к родной культуре, так как дошкольное детство считается периодом для развития мышления, речи и музыкальных способностей. Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие фольклора. Народные песни и пляски, игры и хороводы, потешки и небылицы вызывают у детей живой эмоциональный отклик, способствуют развитию голосового и артикуляцион-ного аппарата, интонационной выразительности и музыкальности речи, обогащают словарный запас.

     В своей работе, мы приобщаем детей к миру народной культуры. Знакомство  с музыкальным и игровым фольклором начинаем с прибауток, попевок, приговорок, закличек, песен. Песни инсценируются, исполняются с приплясом, жестикуляцией в сопровождении баяна. Инсценировка дает возможность развивать в детях творческое отношение к народному искусству, а так же способствует развитию многогранных способностей детей.

      Обращение к русскому народному творчеству обогащает  внутренний мир дошкольников, а в будущем помогает  им стать мыслящими и творческими людьми, ценить и сохранять родную историю, культуру и духовность поколений.

      Зима — это всегда ожидания чуда. Самое волшебное, ослепительно праздничное и сказочно красивое время года!  Очень хотелось продлить праздничное настроение у детей после новогодних утренников. Поэтому,    чтобы продолжить тему зимних праздников,  мы включили   в свой план мероприятий  досуговые развлечения, взяв за основу русское народное творчество. Даже в очень далекие времена наши прабабушки и прадедушки собирались на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Это было время зимних святок.

Предварительная работа:

     Чтобы  у детей сформировалось более четкое представление  о русской народной культуре и интерес к русским традициям, нами был подобран  для детей интересный и доступный материал:

- беседа на тему «Рождество», «Святки»;

- рассматривание  серии  картинок «Рождественские уличные гулянья»;

- объяснить значение слов  звезда, месяц, коляда;

- познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;

- разучивание стихов;

- слушание русской народной музыки;

- разучивание колядок, святочных песен, игр и хороводов;

-разучивание танцев с атрибутами;

- разучивание подвижных игр с предметами («лошадка», платочки.);

- изготовление:  костюмов (русские народные сарафаны, головные уборы, косоворотки), музыкальных инструментов (шумовые погремушки);

- украшение зала (снежинки, картинки домов и животных).

      В самой первой встрече с детьми после новогоднего праздника, на кружковой деятельности, мы беседовали с воспитанниками на тему «Рождество», «Святки».

      Рассматривание картинок, разучивание игр  по данной тематике проводили во взаимодействии с воспитателями групп, рассказывали, что хотел передать здесь художник и одновременно читали выразительно стихи, разбирали значение слов звезда, месяц, коляда.

 Народные песни с движением – еще один способ приобщения детей к народным традициям. Использование разных форм фольклора  обеспечивает полное погружение ребенка в отечественную культуру с ее самобытностью и уникальностью. Чтобы дети активно включились в певческую деятельность, мы подбираем для них интересный и доступный песенный репертуар. Работая с  детьми, старшего дошкольного возраста, мы выбираем песни наиболее соответствующие уровню музыкального развития детей, диапазону детских голосов.

     В изготовлении костюмов активное участие принимали родители воспитанников: они  безвозмездно  предоставили некоторые атрибуты к костюмам.

 Живой интерес у детей вызвало изготовление музыкальных шумовых инструментов из бросового материала.  В процессе изготовления дошкольники предлагали свои варианты украшений музыкальных инструментов, некоторые  даже дома привлекали к этой деятельности своих родителей, тем самым помогли  пополнить музыкальный инструментарий детского сада.

    Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в жизни детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Актуальность:

     Положительные результаты работы с воспитанниками дают основание думать, что мы выбрали верное направление в своей работе. Воспитатели стали более активно использовать фольклор при организации  прогулок и в  других режимных моментах.  Дети начали переносить свои новые знания в игру, в общение со сверстниками,  раскрепостились, речь их стала более выразительной.

     С помощью произведений народного творчества мы решили многие задачи по развитию речи и музыкальных способностей у детей.

 В качестве примера в приложении представлен сценарий развлечения  «В гости коляда пришла» для  детей  старшего дошкольного возраста.

 

Методическая разработкаразвлечения

«В гости коляда пришла»

(для  детей старшего дошкольного возраста)

 

Цель: Развитие  у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников в процессе ознакомления с русским праздником – Колядки.

 

Задачи:

  -  развивать творческое воображение;

  -  совершенствовать навыки пения и движения под музыку;

  -  побуждать детей выражать свои впечатления в движении, в пластике, в  инсценировках, играх;
  -  познакомить детей с русским праздником – Колядки;

  -  вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

  -  развивать художественно – творческую деятельность путём ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок;

  -  воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

- развивать свободное общение с детьми.

-в игровой форме закрепить знания о зимних народных праздниках, ознакомление с предметами быта и обычаями.

-развитие литературной речи;

 

Планируемый результат развития интегративных качеств дошкольников:

-выразительное исполнение песен и стихов;

-умение слушать в пении друг друга;

- формирование танцевальных  движений (хороводный шаг, «ковырялочка», «топотушки», ручки «полочкой», движения с предметами);

- исполнение ритмичных движений в соответствии с разнообразным   характером музыки, музыкальными образами;

- формирование  эмоциональной отзывчивости;

- умение внимательно слушать выступление других детей;

- закрепление  знаний  о праздниках «Рождество»  и «Святки».

 

Предварительная работа:

- беседа на тему «Рождество», «Святки»;

- рассматривание  серии  картинок «Рождественские уличные гулянья»;

- познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;

- разучивание стихов;

- объяснить значение слов колядка, звезда, месяц, коляда;

- слушание музыки;

- разучивание колядок, святочных песен, игр и хороводов;

-разучивание танцев с атрибутами;

- разучивание подвижных игр;

- изготовление:  костюмов (русские народные сарафаны, головные уборы, косоворотки), музыкальных инструментов (шумовые погремушки);

- украшение зала (снежинки, картинки домов и животных)

 

Атрибуты: музыкальное сопровождение (баян, магнитофон), 3 домика ,  лавочки, 3 ведёрка, валенки, свечка, самовары, лошадь на палке, мешок для гадания, листок «указ»,  музыкальные инструменты, гостинцы от хозяев.

Место проведения: музыкальный зал.

Количество участников: 18 детей.

Действующие лица :дети – колядовщики, дети - хозяева (в русских народных костюмах).

 

 

Ход развлечения:

(Звучит русская народная музыка, в домах сидят хозяева).

 Звучат колокольные звоны.

Музыкальный руководитель:

А что такое святки?

      Праздник этот самый длинный.

      Он веселый и старинный.

      Наши предки пили, ели,

      Веселились две недели.

      От Рождества и до Крещения,

      Приготовив угощенье,

      Пели разные колядки,

      По дворам ходили в святки.

      Наряжались и шутили,

      Праздник ждали и любили.

      Так давайте же сейчас

      Встретим мы его у нас.

Звучит фонограмма русской народной песни. Заходят зазывалы в  русских костюмах.

1й зазывала: Ребята! Велено до вас

                         Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

                         Нашей матушкой — зимой.

Читает указ.

                        Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы!

2й зазывала: Эй, спешите все сюда!

В гости коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее, друг!

Ждем вас всех в веселый круг!

 

1й зазывала: К нам на святки

Пришли колядки -

Блины да оладьи,

Зима да морозы.

Зазывалы уходят. Входят колядовщики и поют «Ой, коляда»

 

Выходит девочка Варвара из домика, к которому пришли колядовщики.

 

Варвара: Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог,

Да денежка копьем,

Да рубль серебром!

Складывает подарки в сумочку к мехоноше.

 

Варвара: Дуняша, выходи, гостей веселой песней и пляской порадуй.

Выходит девочка Дуняша. Дети инсценируют песню «Ой, зимушка-зима».

Садятся на лавочки.

1й колядовщик: Ай да Дуня, ай да затейница!

Девочки: И мы не хуже.

1й колядовщик: Да вам, видать, «старушка-завидушка» покоя не дает! Ну, тогда держите!

                                             Игра «Свечка».  

1й колядовщик: Спасибо тебе, хозяюшка, засиделись мы у тебя. Пойдем дальше колядовать.

Идут по кругу  и поют «Прялица»

Выстраиваются в шеренгу.

2й колядовщик: Коляда! Коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

3й колядовщик:Коляда-молода

Зашла в новы ворота,

А за ней и мороз

Через тын перерос.

4й колядовщик: Принес он холод,

Так что дед Архип стал молод.

Мороз не велик,

Да стоять не велит.

Все: Невелит мороз стоять,

         Нам пора колядовать!

Подходят к дому Николая, стучат в окно.

Все: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

                  С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок!

Никто не отвечает.

Колядовщик: Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем — тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай: Кто тут орет,

                   Спать не дает?

Все: Это мы — колядовщики!

Николай: И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (уходит в дом).

Колядующие: (хулят говорком) Ну не будет у вас удачи. Одна была корова — и та не здорова, один был петух — и тот хлопотух, одна была кобыла — и та бога забыла.

Садятся на лавку.

Девочка: Что с ногами, не пойму!

                  Вправо, влево носятся,

                  Не стоят они на месте,

                  В пляску так и просятся!

Танец - «С расписными ведёрками»

Колядующий: Пойдемте дальше колядовать.

Идут по кругу поют.

                   Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

В Аринином двору.

Эй, тётушка Арина,

Выноси добро во двор.

Подашь пирога — будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

 С зерна по пирогу.

Тетушка Арина: Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье:

Сыр да печенье,

Пряники, конфетки -

Покушайте, детки!

Колядовщики: Спасибо!  Тетушка Арина, пусти погреться!

Тетушка Арина: Милости прошу, люди добрые, проходите! Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Девочки собираются в кружочек, шепчутся. Потом разбегаются и объявляют

«Частушки».

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

 

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

 

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла -

Я не удержалася!

 

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

 

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

 

                                               У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

 Прямо скажем — молодец!

Садятся на лавочки.

Мальчик: Что пляска не видна?

Девочка: Нет, неправда, вот она.

Мальчик: Плясуны не хороши.

Девочка: Сам поди да попляши.

Мальчик: Мы присядем, ногу в бок!

Девочка: А мы ногу на носок!

Мальчик: Топотушками пойдем.

Девочка: А мы сядем отдохнем.

Мальчик: С вами мы плясать пойдем.

Девочка: Лучше после отдохнем.

                                             Танец «Валенки»

Тетушка Арина: Что за святки без гаданий? Хотите погадать, да судьбу свою узнать?

Гадание по профессиям(в мешочке лежат следующие предметы).

 

1.Ножницы детские — парикмахер

2.Сантиметр — портной

3.Книжка — писатель

4.Муз.инструмент — музыкант.

5.Краски — художник

6.Градусник — врач

7.Машина — водитель

8.Монета — банкир

Колядующий: Ради праздника такого

И для этаких ребят

Я плясать и петь готов

Всю неделюшку подряд.

Не ленитесь, ножки,

Веселей,сапожки!

Для друзей и для подруг -

Каблучками стук да стук!

Танец «С самоварами».

1й колядующий: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2й колядующий: Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством во всем!

3й колядующий: И дай Бог вам, здоровья на долгие года!

 

4й колядующий: (В зал). Всем людям добрым

                                Желаем добра, золота, серебра!

5й колядующий: Пышных пирогов,

                                Мягоньких блинов!

6й колядующий: Доброго здоровья!

                               Маслица коровья!

Все: Кому песни поем, тому сбудется,

         Тому сбудется, не минуется.

Прощальная песня «Ой, каляда»  уходят из зала.