"Что подарит Лесовичок?"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей дошкольной группы

Кондратова Екатерина Александровна, воспитатель

ГБОУ школа 852 ДОУ №2

г.Москва, г.Зеленоград


Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром, исследовательская деятельность), «Речевое развитие» (развитие связной речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи), «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативное развитие, нравственное воспитание), «Физическое развитие» (охрана и укрепление здоровья, развитие физических качеств).

Цель: уточнение и систематизация знаний по теме «Осень», формирований познавательных интересов и действий с использованием Квест-технологии.

Задачи:

Образовательные: 

 уточнить, систематизировать знания детей по теме «Осень»;

 формировать умение обобщения и классификации;

 закреплять знание о геометрических формах;

 активизировать и расширять словарь; 

 совершенствовать связную речь, грамматический строй речи.

Развивающие: 

 развивать мышление (анализ, синтез, классификацию); 

 развивать интерес детей к познанию, общению; 

 развивать мышление, память, внимательность, воображение, речь; 

 поддерживать инициативность детей; 

 развивать физические способности детей, крупную и мелкую моторику.

Воспитательные:

 формировать отношения дружбы, сотрудничества, навык командных действий;

 воспитывать гордость за свою страну, уважение к ее прошлому и стремление обеспечить процветающее будущее.

Материал, оборудование:

иллюстрации осени, предметные картинки с изображением грибов, письмо и записки от Старичка-Лесовичка, желтые листья от разных деревьев (клен, береза, дуб, рябина, каштан), прямоугольная желтая коробка, книжка-раскраска, туесок с игрушечными грибами, разрезная из 6 част. картинка осени с грибами, туеском и книжкой-раскраской, экран, направленная лампа для теневого театра. 

Методы и приемы:

Словесный – беседа, рассказывание, объяснение, рассуждение.

Игровой – квест-игра, дидактическая игра «Что на картинке?», дидактическая игра «Что не растет или не живет в лесу?».

Практический – физкультминутка «Осенняя», Театр теней – фигурки руками «Лесные жители».

Наглядный – иллюстрации осени, предметные картинки с изображением деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод, животных леса средней полосы России, письмо от Старичка-Лесовичка, туесок с грибами.

Предварительная работа: 

Беседы: «Чем красива осень?», «Что происходит осенью», «Лесные жители осенью», «Осенние листья».

Проза, поэзия: Русс.нар.сказка «Мужик и медведь»; М.Садовский «Осень»; Д.Лукич «Дождь идет», Т.Маршалова «Осени привет», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало» из «Евгений Онегин»; Н.М. Грибачев «Рыжие листья»; К.В.Лукашевич «Осень»; Г.Скребицкий «Художник-Осень» из кн.«Четыре художника»; Т.Домаренок «Осень», «Усталый дождик»; В.Бианки «Осень» из кн.«Синичкин календарь».

Дидактические игры: «Что спряталось на картинке?», «Бывает или нет», разрезные картинки, пазлы, «Отгадай», «Узнай дерево», «Что это». 

Подвижные игры: «Собери грибки в туесок», «Освободи туесок», «Найди такой же», «Добеги до ёлки», «Оденься по-осеннему». 

Театрализованные игры: «Игры–этюды по мотивам произведений об осени», «Изобрази падающий листик», «Покажи дождик». 

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по осеннему лесу», «Магазин».

 

Ход НОД:

Организационный момент (4 мин).

Воспитатель: (достает конверт) Ребята, я пришла сегодня в группу, а у нас в раздевалке лежит письмо. Почитаем его? 

Воспитатель: (читает письмо)

Здравствуйте, ребята!

Я собрал вам подарки, положил в туесок. Пришел – а в группе никого нет. Думал я, как же вам подарки передать… В раздевалке оставить – а вдруг волк украдет, лиса утащит… И придумал. Спрятал я туесок. И оставил подсказки, по которым только внимательные, умненькие и настойчивые дети смогут туесок найти. Двигаясь от подсказки к подсказке, вы найдете мои подарки. А ни волк, ни лисица не найдут.

Подсказка первая. На коврике в группе лежал листья. Когда вы все их соберете, вы догадаетесь, какого цвета следующая подсказка, и будете искать прямоугольный предмет соответствующего цвета.

Желаю вам удачи. Старичок-Лесовичок.

Основная часть (18 мин).

Воспитатель: Начинаем, ребята? Собираем листики.

Все собирают листики. Они все желтые, от разных деревьев (клен, береза, дуб, рябина, каштан).

 

По просьбе воспитателя дети называют деревья, листья которых собрали.

Воспитатель: Молодцы. А что их объединяет? (они желтые, они становятся такого цвета осенью). Так какого цвета нужно искать прямоугольный предмет? (желтого).

Дети оглядывают группу и находят (сами или с помощью воспитателя) прямоугольную желтую коробку. В ней лежит записка:

Молодцы, ребята! Если вы слушаете это послание, значит вы нашли подсказку. 

Чтобы найти другую подсказку, нужно отгадать загадки.

   

 

Когда вы отыщите ответ, найдите на книжной полке соответствующую картинку. За ней – следующая подсказка.

Старичок-Лесовичок.

Дети отгадывают загадки, формулируют общее в них (осень).

Воспитатель: Ребята, расскажите, какую картинку мы ищем? (изображение осени) Прежде, чем её искать, давайте отдохнем и сделаем несколько упражнений.

Физкультминутка «Осенняя»

Листья пожелтели, (поднять вверх-в стороны руки с растопыренными пальцами)

С дерева упали. (поворачивая ладони руки с растопыренными пальцами, опустить руки)

Птицы улетели. (помахать руками как крыльями)

Дни короче стали. (показать руками «короткие»)

Часто дождик брызжет. (прикрыть голову руками)

Ветрами гонимый, (покачаться из стороны в сторону)

Ёжик место ищет, (повернуться на месте)

Чтобы спать всю зиму. (наклонить голову, положив сложенные ладошки под щеку)

(Автор Кондратова Е.А.)

Воспитатель: Молодцы. Давайте покажем руками лесных жителей. Подойдите к экрану.

Театр теней – фигурки руками «Лесные жители»

 

Воспитатель: Молодцы. Идем искать картину с изображением осени. Дети находят картину с изображением осени, за ней – шесть частей картинки (грибы –сросшиеся ножками опята – на осенней полянке с белочкой). 

Дидактическая игра «Что на картинке?»

Нужно вместе собрать картинку из 6 частей.

 

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы знаем, что за подарки приготовил нам Старичок-Лесовичок. Только как же мы грибочки найдем? Посмотрите, что-то на картинке неправильно. Что не растет или не живет в лесу?

Дидактическая игра «Что не растет или не живет в лесу?»

Дети (при необходимости с помощью воспитателя) находят на картинке туесок и книжку-раскраску.

Воспитатель: Хорошие ребята! Так где мы будем туесок с подарками искать? (на полке с книжками-раскрасками)

Дети находят на полке с книжками-раскрасками туесок с игрушечными грибами и ставят его в игровую зону. 

 

Итоги НОД, прощание (3 мин).

Воспитатель: Умнички. Мы вспомнили осень? Какая она? (небо стало хмурым, пасмурным, солнце меньше греет, дни стали короче, холоднее, чаще идут дожди, потому листья на деревьях и кустах желтеют или краснеют, сохнут и опадают, осенью люди собирают урожай, а в лесу грибы, орехи, осенние ягоды)

Воспитатель: Вы и туесок, и подарки нашли. Понравилось? (мнение детей) Очень хороший подарок от Старичка-Лесовичка – и туесок с грибами, и само путешествие.