Конспект НОД

Кудабаева Сандугаш Слямовна, воспитатель

МАДОУ "Чебурашка"

г.Когалым


Цель: Использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по ФЭМП.

 Программное содержание:

1.      Образовательные задачи:

1.1.  Совершенствовать счетные навыки в пределах 6. Совершенствование навыков порядкового счёта в пределах 10.

1.2.  Сравнивать совокупности предметов по количеству, уравнивая двумя способами;

1.3.  Закреплять умения сравнивать полоски по длине способом приложения.

1.4.  Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться на листе бумаги.

2.      Развивающие задачи:

2.1.  Формирование умения отстаивать свою точку зрения,

2.2.  Развитие логического мышления в ходе решения проблемных ситуаций.

2.3.  Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, пространственные представления.

3.      Воспитательные задачи:

3.1.  Воспитание дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах, команде.

3.2.  Воспитание культуры речевого общения.

 

Словарная работа: упражнение в применении в речи математических понятий.

Предварительная работа:

·        Цикл занятий по непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей.

·        Беседы с детьми на тему «Математика везде». 

·        Загадывание загадок о цифрах, математических знаках.

·        Работа с раздаточным материалом.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: Книга-коробочка с бейджами и письмом, наборы блюдец и чашек для сравнения; картинка «Где спрятались насекомые»;  цифры от 1 до 10, картинки - презентации к занятию.

Раздаточный материал: Продукты для магазина, монетки; геометрические фигуры на каждого ребенка (для составления сапожка); наборы разных по длине полосок по 6 штук на каждого ребенка; фонарики красного и синего цвета.

 

Планируемый результат: Сформированные элементарные математические представления согласно требованиям Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Чебурашка» на 2017-2018 учебный год.

 

Методы и приемы:

·        игровые: игровое упражнение «Отвечай и монетку получай»;

·        словесные: объяснения, уточнения, указания, вопросы, чтение художественного слова, проблемные ситуации;

·        практические: уравнивание предметов двумя способами, работа с геометрическими фигурами, полосками разного размера,

 

Структура ООД:

 

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

1.    Вводная часть.

Входит помощник воспитателя:

- Сания Слямовна, я убиралась в раздевалке и нашла книгу.

2.    Создание проблемной ситуации.

- Ребята, чья  это книга? Никто из вас её не приносил? А книга вам знакома?  Правильно, ребята, это сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха». Хотите побывать на именинах Мухи Цокотухи? Проходите присаживайтесь, мы вспомним всё, что было. (Открывает книгу, а в ней  чистые страницы).

- Вот так почитали? Хотели побывать на именинах  Мухи - Цокотухи. Как же быть? - - Давайте попробуем просто попасть  в эту сказку. (если дети затрудняются, дать подсказку, что на именинах присутствовали насекомые и нам нужно превратиться в насекомых). Согласны?

- Ну-ка, глазки закрывайтесь,

Все в насекомых  превращайтесь!

Повернулись, покрутились,

В насекомых превратились!

 

 

 

 

 

Дети обращают внимание, подходят к педагогу, отвечают на вопросы..

 

 Дети садятся на стулья.

 

 

 

Дети рассуждают, предлагают варианты решения данной ситуации.

 

 

 

Дети выбирают и надевают бейджики - насекомые

 

 

Организационно-поисковый

3.    Поисковая деятельность.

- Ой сколько насекомых. проходите гости дорогие, присаживайтесь.

- Муха, муха Цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

- Скажите, если бы вы нашли денежку, то на что бы ее потратили?

 - Но денег мы с вами не нашли. А на именины ходят с угощением,  поэтому предлагаю вам заработать деньги своим умом, правильно закончив предложение. (за правильный ответ дети получают монетку)

ü    В детский сад мы пришли утром, а вернулись домой – (вечером).

ü    Деревья распускаются весной, а листья опадают – (осенью).

ü    Если вчера был понедельник, то сегодня – (вторник).

ü    Сосна выше ели, значит ель … (ель ниже сосны).

ü    Дорога шире тропинки, значит тропинка…(тропинка уже дороги).

ü    Сестра старше брата, значит брат… (брат младше сестры)

ü    Река глубже ручейка, значит ручеёк…(ручеек мельче реки).

- Молодцы, деньги вы заработали, теперь давайте пойдем в магазин и купим угощение для Мухи - Цокотухи. (воспитатель становится за прилавок). Отсчитайте, и положите на тарелку столько продуктов, сколько указывает цифра на монетке.

- Максим, сколько ты отсчитал булочек?  Почему? Варя, сколько конфет ты берешь? Родион, что ты решил купить? Сколько у тебя денег?

- Ну что, угощение мы купили, идем в гости. (На полу лежат цифры, от 1 до 10). Ребята возьмите по одному листу. Мы сейчас проверим, сколько было гостей у Мухи Цокотухи.

Постройтесь по порядку. Сколько пришло гостей? Кто пришел в гости к Мухе-Цокотухе под номером 5? Кто между третьим и четвертым? Кто стоит после шестого?

- Ну вот, все гости собрались, я предлагаю помочь Мухе - Цокотухе накрыть стол для гостей. Нужно расставить чайные чашки. Давайте-ка узнаем, всем ли хватит чашек и блюдец? Как это сделать?

- Молодцы ребята!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

(на экране появляется сапожок).

- Внимательно посмотрите на сапожок. Постарайтесь запомнить, из каких геометрических фигур состоит сапожок. Запомнили? Хорошо! А теперь по памяти составьте такой же сапожок из набора геометрических фигур, которые лежат у вас на столах.

- Какие геометрические фигуры вы использовали?

А теперь соедините свои сапожки в пары: сдвиньте свою фигуру с фигурой вашего “соседа”.

А сапожки не простые, в них застёжки золотые

Звучит тревожная музыка. На экране появляется паучок.

- Вдруг какой то старичок паучок.

 нашу муху в уголок поволок.

хочет бедную убить!

Цокотуху погубить!

Дорогие гости помогите,

Муху вы освободите!

- Нужно срочно спасать нашу Муху - Цокотуху. Как можно помочь Мухе?

- Надо распутать паутинку. У вас есть конверты с шестью полосками, разными по цвету и длине. Нужно выложить эти полоски на карточке от самой короткой до самой длинной.

Какого цвета самая короткая паутина? Какого цвета самая длинная полоска - паутинка?

- А жуки червяки испугались. по щелям, по углам разбежались. (На экране картинка с насекомыми, которые расположены в разных частях)

- Посмотрите внимательно и скажите сколько насекомых спряталось?

Где сидит жучок? Муравей? Букашка?  Кузнечик? Бабочка? Стрекоза?

- Молодцы ребята.

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает

И ему на всем скаку
Голову срубает.
Муху за руку берет
И к окошечку ведет…
Тара-тара, тара-ра,
Заплясала Мошкара!
Слава, слава Комару – победителю! (На экране появляется Комарик)

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проходят к магазину.

 

Дети отсчитывают угощение, соотносят цифру с количеством.

 

 

Дети разделились на две группы, у кого не оказалось цифры, отвечают на вопросы воспитателя

 

 

 

 

Предложения детей по счету количества посуды. Дети расставляют чашки с блюдцами.

 

 

 

 

 

Дети выкладывают по образцу, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

 

Умозаключения и выводы по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов.

 

 

 

 

Дети выкладывают полоски от меньшего к большему.

 

 

 

Дети выполняют упражнение на ориентировку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит музыка, дети танцуют.

 

 

 

 

Рефлексивно-корригирующий

- Ну вот, наше путешествие в гости к Мухе - Цокотухе подходит к концу. Нам пора в детский сад. Для этого нам снова нужно стать детьми. Давайте закроем глаза и посчитаем в обратном порядке от 10 до 1.

- Вот мы и снова дома. Вам понравилось наше путешествие? (Берет книгу, а там иллюстрации). Смотрите ребята, что случилось с книгой!

 - Вспомним, что было сначала, что потом.

- У меня есть фонарики, красного и синего цвета. Если все задания вам показались легкими, возьмите красный фонарик, а если какие – то задания вызвали затруднение, то синий.

Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!!!

 

 

Обратный счет 10 - 1.

 

 

 

 

 

 

Упражнение "Что сначала что потом".

 

 

Самооценка детей.

Дети делятся впечатлениями о совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

 

Тема занятия: Веселая математика.

 

Характеристика группы детей:

·       возрастная: старшая группа (5 - 6 лет);

·       количественная: 24 ребенка;

·       социальная: 7 девочек, 17 мальчиков;

·       психологическая: у детей развито устойчивое внимание, проявляют любознательность, способность наблюдать, экспериментировать, сформированы навыки познавательно-исследовательской деятельности. Легко вступают в контакт со взрослыми, сверстниками. Способны принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

·       по уровню развития: общий уровень развития детей по освоению Основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет 97%.

 

Образовательные области

Уровень развития

1

2

3

4

Физическое развитие

0

0

45%

55%

Познавательное развитие

0

3%

46%

51%

Речевое развитие

0

5%

45%

55%

Социально-коммуникативное развитие

0

3%

37%

60%

Художественно-эстетическое развитие

0

0%

56%

44%

 

Программа, используемая в работе, авторы, пособие, раздел, количество занятий в неделю.

Данное мероприятие разработано в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Чебурашка», основываясь на методическом обеспечении образовательной области «Познавательное развитие» (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5 - 6 лет)).

 

Занятие по познавательному развитию (раздел – Формирование элементарных математических представлений) проводится 1 раза в неделю, т.е. 34 занятия в год.