Конспект НОД "Осенняя пора"

Рыбакина Юля Владимировна, воспитатель

МБУ детский сад № 48 "Дружная семейка" г.о. Тольятти

Самарская область, г.Тольятти


Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

1)   расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов (познавательное развитие);

2)   обогатить словарь детей образцами образной лексики, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; подборе эпитетов;( социально-коммуникативное развитие);

3)   развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира ( художественно-эстетическое развитие).

Методы и приемы:   - практические

- наглядные

- словесные

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, муляжи фруктов и овощей, мяч.

 

 

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

физминутки

Игровая

Игровые ситуации

Познавательно-исследовательская

Наблюдения

 

Коммуникативная

Беседы,отгадывание загадок, словесные игры, вопросы

Музыкальная

Слушание

Восприятие художественной литературы  и фольклора

чтение, обсуждение.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 

1

 Воспитатель загадывает загадку, а дети должны догадаться, о чем идет речь:

«Время года отгадай.

Собираем урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет» (Осень)

Дети отвечают, что это осень.

Создана мотивация на совместную деятельность.

2

Воспитатель говорит: Ребята, мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и приятно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны. Каждый человек по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели свое отношение к осени выражали через слово.

Вот послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Воспитатель говорит: Вот такое замечательное стихотворение об осени написал поэт Иван Бунин. Ранней осенью происходят изменения в природе. Какие приметы ранней осени вы знаете? Воспитатель предлагает детям отгадать загадки об овощах и фруктах, которые поспевают ранней осенью. Говорит, что  отгадку можно найти на подносе.

 

 

1.В золотой шелухе

Очень нравится он мне.

Стоит очистить шелуху,

Слёзы проливать начну.

2. Круглое, румяное,

Сочное и сладкое,

Очень ароматное,

Наливное, гладкое,

Тяжёлое, большое,

Что это такое?

3. Летом в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке

Крепкие солёные.

Воспитатель спрашивает детей:

Где растут овощи?

Воспитатель спрашивает детей:

Где растут фрукты?

Дети слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: На улице холодает, люди собирают урожай фруктов и овощей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: Лук

 

 

 

 

Дети отвечают: Яблоко

 

 

 

 

 

Дети отвечают: Огурцы

 

 

 

 

Дети отвечают: овощи растут в земле, на кустах.

Дети отвечают: фрукты растут на деревьях.

Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям (стихам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения анализировать и выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Воспитатель говорит: Осень вступает в свои права, меняются природа и погода. Наступает следующий период осени. Как он называется? Послушайте стихотворение А. С. Пушкина об этом:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Игра с мячом «Лист какой?»

Воспитатель кидает мяч детям поочередно и спрашивает: Лист какой?

У дуба-

У березы-

У клена-

У рябины-

 

 

 

Дети отвечают: золотая осень.

 

 

Дети слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поочередно отвечают, словив мяч:

Дубовый

Березовый

Кленовый

Рябиновый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям (стихам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация речи.

4

Воспитатель предлагает детям поиграть в п/и «Быстро возьми»

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг шишек,  которых должно быть на одну меньше.

На следующий сигнал «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять шишку и поднять ее над головой. Тот кто не успел поднять шишку, считается проигравшим.

 

 

Дети бегают по кругу.

 

 

 

 

 

 

Дети взяли  шишки в руки и подняли над головой.

Физическая активность.

5

Воспитатель спрашивает: Как называется последний период осени?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. С. Пушкина :

«Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель просит детей назвать осенние месяцы.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»

Осень ранняя –

день веселый –

день солнечный –

погода хорошая –

осенью тепло-

осенью светло –

осенью грязно –

осенью грустно –

птицы кричат громко –

Дети отвечают: Поздняя осень.

 

 

 

 

 

 

Дети слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 

 

Дети отвечают:

Поздняя

Грустный

Пасмурный

Плохая

Холодно

Темно

Чисто

Весело

Тихо

 

Совершенствование диалогической формы речи, развитие умения высказывать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование наблюдательности.

Развитие умения поддерживать беседу, поощрение попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с товарищами.