Авторская методическая разработка: "Мамочке любимой"

Симакова Татьяна Валериевна, музыкальный руководитель

Истомина Марина Александровна, воспитатель

МОУ "Детский сад № 198 Центрального района Волгограда"

г.Волгоград


Проблема проекта.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят и привязаны к маме. Но, в силу возраста, не имеют  целостного представления о ее важной роли в их жизни.

В молодых семьях, из-за недостатка опыта не сформированы детско-родительские отношения общения, совместной деятельности.

 

Актуальность проекта. 

В век современных технологий,  родители используют компьютеры видеоаппаратуру и телепередачи для того, чтобы занять ребенка, и он не мешал выполнять домашние дела, предполагая, что технические средства способствуют его развитию.  В результате дети большую часть времени проводят не в общении с мамой. Так постепенно утрачиваются старые семейные традиции общения с детьми с целью  передачи знаний, опыта, семейного уклада.  Необходимо отметить и то, что важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой.Мама – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни ребенка. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Но, к сожалению, часто дети не имеют представления о роли и важности мамы в их жизни, о том, чем она занята, ее обязанностях по дому и на работе. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому главная задача родителей. 

Участие родителей в совместном проекте с детьми и педагогами позволить в ходе его реализации изменить формы взаимодействия взрослых и ребенка, посредством организации разнообразных культурных практик совместной творческой деятельности.

 

Цель проекта.

Организация культурных, направленных на формирования поведения и эмоционального отношения детей к значимым взрослыми, в частности, к маме; обогащение представления об образе матери, играющей важную роль в жизни каждого ребенка.

 

Задачи проекта:

 -воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме;

 -  развивать игровые, речевые, познавательные способности детей;

 -  развивать творческие способности детей через пение, танцы, продуктивную            деятельность;

-  развивать эмоциональную отзывчивость детей, чувство гордости за свою маму;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

 

Вид проекта: творчески-информационный.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).

Прогнозируемый результат.
 Разработанное содержание культурных практик поможет реализовать задачи по обогащению у детей образа матери как самого дорогого, самого близкого, самого значимого человека в их жизни.
            Обогащение предметно-игровой среды создаст благоприятные условия для социально-нравственного развития детей в процессе взаимодействия с самым близким человеком – мамой.

Расширятся игровые, речевые, познавательные способности детей. Появится потребность детей в двигательной, танцевальной, певческой, продуктивной деятельности;
          Родители, принимая активное участие в совместной деятельности с детьми, педагогами и другими участниками проекта, расширят свои культурные практики по
социально-нравственному развитию детей.

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:         -  художественная литература про маму;

-  фотографии мам;

-  открытки с цветами, живые цветы в вазе;

-  атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

настольный театр «Волк и семеро козлят»

-  настольно-печатные игры;

-  крупный конструктор;
-  телевизор, видео;

-  магнитофон, диски; подборка музыкальных произведений и  детских песен о маме;

-  гуашь, кисти, бумага разного цвета и формата, пластилин.

 

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

 

Организация деятельности в рамках проекта.

Подготовительный этап:

-  формулирование проблемы;

-  определение темы, актуальности и цели проекта;

-  сбор, анализ и систематизация информации по данной теме;

обогащение предметно-игровой среды за счет использования различных предметов;

 - обеспечение дидактического и музыкального  материала для реализации проекта;
-  разработка сценария праздника, посвященного Дню матери;

-  привлечение родителей к решению задач проекта.

Основной этап:

- проведение с детьми бесед про маму;

- проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;

- чтение художественной литературы детям, заучивание наизусть стихов, инсценировка   стихотворений;

-  рассматривание фотографий мам;

- продуктивная деятельность, изготовление подарков;

- разучивание песен, танцев, музыкальных игр.
Заключительный этап:

-  детско-родительский досуг «Мамочке любимой»

-  вручение подарков сделанных детьми мамам.

 

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

- к.п.коммуникативная,

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п. свободные детской деятельности.

Занятие :Введение в художественную литературу:«Стихи о мамах и детях».

Беседы: «Моя мамочка, какая она», «Вот какая мама!», «Как я маме помогаю», «чем можно порадовать маму»,Беседы по фото : «Что я делаю вместе с мамой».
Ситуации: «Мама заболела».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Дочки- матери», «Семья», «Мой дом», « Мама в Магазине», «Больница», «Гладим белье как мама»; «Едем с мамой в гости».
Дидактические игры: «Настроение моей мамы».
Настольно-печатные игры:
Сложи любимую мамину посуду

Игры со шнуровкой «Бусы для мамочки».

«Одежда для мамы», «Любимая мамина посуда».

КГН: Игровое упражнение «Мишка показывает маме, как правильно умываться».

Трудовое поручение «Поможем маме застегнуть пуговицы»; «Вытираем пыль в группе».

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция

культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п. свободные практики детской деятельности,

-к .п.коммуникативная

Занятие (окружающий мир)
Беседы:
«Мамина профессия», «Что моя мама любит и умеет делать».

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Одень маму».

Наблюдения на прогулке: за прохожими женщинами; Какие красивые, нарядные мамы приходят к нам в детский сад»; «Мамы гуляют с малышами».

 

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

к.п.познания мира и самопознания,

к.п. коммуникативные,

к.п. игрового взаимодействия.

Чтение: Я. Аким «Мама».А.Барто «Мама поёт», В.Берестов «Праздник мам»,  И. Косяков «Все она», Б.Емельянов «Мамины руки», Э.Мошковская «Я маму мою обидел», В.Руссу «Моя мама», Русские народные сказки: «Гуси-лебеди»

Дидактические игры: «Ласковое слово для мамы…», «Ласковые слова».

Словесные игры:«Как зовут твою маму», «Назови ласково», Разучивание пословиц, поговорок про маму.

Составление рассказов на тему: «Как я помогаю маме по дому».

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

                                        Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. свободные детской деятельности,

-к.п. коммуникативная

НОД: Рисование «Цветы для наших мамочек».

Аппликация «Украсим тарелочку для мамы»

Самостоятельная продуктивная деятельность:

Рисование по трафарету  «Букет цветов для мамы»

Рисование ладошками «Солнышко», «Цветочки»

Лепка «Солнышко - колоколнышко»

Конструирование«Построим дом для мамы».

Настольный театр «Волк и семеро козлят» (показ детьми).
Игра-инсценировка «Добрый вечер мамочка».

«Мамы укладывают детей спать».

Игра-драматизация «Найди свою маму».

Мимическое упражнение «Удивляемся маминой прическе; восхищаемся новым платьем мамы.

Этюд «Маме улыбнемся».

Пластический этюд «Музыка дождя для мамочки».
Слушание музыкальных произведений: «Мама»из

к/ф «Мама», «Песенка Мамонтенка» из м\ф «Мама для мамонтенка».

Слушание и пение песен о маме: «Подарок маме» муз. А.Попатенко.
Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка».

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. здорового образа жизни,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п. свободные детской деятельности

Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках», «Найди свое место», «Солнышко и дождик», «Поезд к маме», «Ловишки», «Маму очень я люблю»,  «Курочка с цыплятами»,« Папа-змейка, мама-змейка, я – моя семья»
Малоподвижные игры: «Великаны и гномы», «По ровненькой дорожке», «Угадай, кто позвал?», «По дорожке к маме».
Поможем маме развесить белье».
Физкультминутка «Мамам дружно помогаем». «Сорим-убираем, маме помогаем».
Пальчиковая игра «Семья», «Помоем посуду», «Помогаем маме стирать».

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

- к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п.коммуникативная

Беседа с родителями на тему «Как воспитывать у детей любовь к семье, матери?»

Выставка художественной литературы по теме проекта.

Совместная прогулка на тему «Мама нам покажет, мама нам расскажет».

Конкурс «Мамины таланты» или «Золотые руки мамочки».  

«Консультация: Воспитание дружеских отношений в игре»; «Роль матери в воспитании и развитии ребенка».

Список литературы для семейного чтения «Великие педагоги о роли матери в воспитании ребенка».

Памятка на тему «Воспитание ребенка: роль  мамы».

 

 

Распределение деятельности по центрам активности:

·          «Волшебное слово» - центр речевого развития: поместить  литературу по теме проекта, открытки, иллюстрации, фотографии с изображением мам.

·          «Следопыты» - центр познавательно-исследовательской деятельности: поместить разнообразные материалы: дидактические игры, лото, домино, лото по теме проекта.

·          «Архитектор»- центр конструктивной деятельности: обновить схемы построек, внести конструкторы разной величины.

·          «Айболит» -  центр сюжетно-ролевой игры: поместитьобновленные атрибуты для игр и к празднику.

·          «Палитра» - центр художественно-эстетического развития: поместить иллюстраций по теме проекта, разнообразныематериалы и инструменты для продуктивной деятельности детей.

·          «Теремок»- центр музыкально театральной деятельности: поместить настольный театр,  театральные костюмы, атрибуты, ширму, магнитофон,  диски с музыкальными произведениями и детскими песнями про маму.

·          «Познаю себя» - центр социально-коммуникативного развития поместитьфотоальбом с фотографиями мамы в семье, на работе и др.,  игры на эмоции, шкатулку сюрпризов, Ширму и кресло для уединения.

·          «Будь здоров» центр и физического развития: поместить разнообразный игровой материал и атрибуты для двигательной активности детей.  

 

Результаты реализации проекта (итог).

Разработано содержание культурных практик, организация которых способствовала успешной реализации задач проекта по развитию у детей социально-нравственных культурных умений:
          - дети проявляют доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к маме; откликаются на ее эмоциональное состояние;
          -  своими руками дети сделали подарок: поздравительную открытку маме;
          -  изготовили аппликацию на выставку «Букет цветов для мамы»;
          -  проявляется желание к танцевальной, певческой, продуктивной деятельности;
           - Благодаря родителям, принявшим активное участие в проекте, в группе созданы благоприятные условия для социально-нравственного развития детей.
            Родители принимали участие в подготовке и проведении мероприятий в ходе реализации проекта, что значительно расширило их практики  культурного взаимодействия с детьми.

 

 

 

Перечень литературы

(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программы, рекомендации, пособия, обеспечивающие реализацию проекта, Интернет-ресурсы:

1. Азбука общения. - «Детство – Пресс», 2003..

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.  

3.  Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольника. - М.,- 2008.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.- Просвещение, 1991..

5.  Волчкова  В.Н, Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.   
            6. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. - М.: Баласс, 2001.

7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. –М : Просвещение, 1985.
            8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М : Просвещение, 1991.  

9.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.. 

10.Корепанова М.В.  Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве. Детский сад: теория и практика,  № 5, 2015.

11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
12.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3 -4 лет. – М : Мозаика-синтез, 2010.
13.
Хрестоматия для младшей группы –М., Высшая школа, 2014. с.

14.Хрестоматия для маленьких / сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Просвещение. – 1982.

15.Интернет-ресурсы.

http://kladraz.ru/scenari/dlja-detskogo-sada/scenari-osenih-prazdnikov-v-detskom-sadu/den-materi-v-detskom-sadu-scenari.html

16. День матери – история праздника - http://womanadvice.ru/den-materi-istoriya-prazdnika

17. https://yandex.ru/search/?text

 

 

Приложение к проекту:

 

Совместный детско-родительский досуг

«Мамочке любимой»

Дети под «Песенку Мамонтенка» входят в зал, становятся полукругом.

Ведущий: Доброе утро дорогие мамы, бабушки. Мы очень рады видеть вас сегодня у нас в гостях. Самое прекрасное слово на земле - МАМА. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно: мама, мамочка. Это значит то, что все люди любят своих матерей. Во многих странах отмечается День Матери, все поздравляют своих мам, дарят им подарки, устраивают для них праздник. Дорогие наши мамы – этот осенний день посвящается вам. Пусть этот праздник будет светлым! Пусть уходят печали и сбываются мечты, а ваши дети дарят вам добро и улыбки! Но, я думаю, что самый лучший подарок для каждой из вас – это ваш ребенок! Давайте мы сегодня их поздравим. С днем матери!

Расскажем и покажем, как мы любим наших мам! (Дети встают перед гостями полукругом и рассказывают стихотворение вместе с воспитателем, показывая характерные движения жестами)
Мама – это небо!  (руки вверх)
Мама – это свет!  (руками вверху показываем фонарики)
Мама – это счастье!  (приложить руки к груди)
Мамы – лучше нет!  (наклоняемся слегка вперед и машем головой в стороны)
Мама – это сказка!  (большой палец вверх)
Мама – это смех!  (улыбаясь, широко разводим руки в стороны)
Мама – это ласка!  (дети гладят себя по голове)
Мамы – любят всех!  (шлем воздушный поцелуй мамам)

Ведущий:Наши мамы всегда куда – то торопятся, спешат. И у них практически нет времени на то, чтобы отдохнуть, поиграть со своими любимыми детками. А ведь детям нравится, когда вы вместе с ними поете, танцуете, играете. Так давайте забудем про свои проблемы хотя бы в этот день. Я предлагаю вам начать играть с ребенком прямо сейчас.

А сейчас поиграем в игру «Мамочка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте  «Мамочка»

Ребята, я хочу у вас спросить:

Кто вас будит ото сна? (Мамочка)          

Кто сказал: «Вставать пора? » (Мамочка)

Кашу кто успел сварить? (Мамочка)

Чаю в кружечку налить? (Мамочка)

Кто косички вам заплёл? (Мамочка)

Целый дом один подмёл? (Мамочка)

Кто ребячий любит смех? (Мамочка)

Кто на свете лучше всех? (Мамочка)

Ребенок:

Мамочка, мамуля я тебя люблю

Песенку веселую я тебе спою.

Песня«Пирожки»музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской

Ведущая: Ребята, давайте теперь расскажем нашим мамам, что мы умеем делать сами.

Танцевать умеем?

Петь умеем?

Одеваться умеем?

А игрушки убирать умеем?

Тогда давайте покажем, как мы умеем собирать игрушки.

Игра «Собери игрушки» (в корзины - конструктор и животные)

Воспитатель раскидывает игрушки из двух корзин на пол, Дети собирают и сортируют их: в одну корзину - детали конструктора лего, в другую - резиновые животные.

Звучит песня «В каждом маленьком ребенке»

Ведущая: Молодцы! Сразу видно, какие помощники растут!Для вас, дорогие мамочки, детки прочитают стихи.

1.    Мама нас ласкает,
Солнце согревает,
Солнышко, как мама,
Лишь одно бывает.

2.    Нарисую солнышко

Для мамочки моей

Светит пусть в окошечко

Ей будет веселей.

3.    Маму нежно обниму,

Крепко поцелую,

Потому что я люблю

Мамочку родную!

4.    Мама , неттебядороже,

Мама всё на свете может.

Мам сегодня поздравляем,

Мамам счастья мы желаем.

Ведущая: Молодцы ребята!

                 А теперь пришла пора

                Станцевать нам детвора.

Танец «Маленькая полечка» - парный танец

Ведущая: Для каждого мама одна и она самая лучшая на свете. Сейчас мы посмотрим, как вы будете помогать своей любимой мамочке в игре «Бельё»

Игра«Белье» (с участием мам)

Выбирается 2 ребенка, каждый со своей мамой. Воспитатели натягивают веревку.  В бельевой корзине лежат вперемешку красные и желтые платочки, по 5 штук каждого цвета. Каждой играющей маме выдается корзинка с прищепками. По сигналу дети начинают выбирать из корзинки платочки, один красные, другой – желтые. Они носят платочки своей маме, а та прикрепляет их к веревке. Побеждает команда, первой повесившая все платочки своего цвета.Звучит песня «Усатый нянь».

Ведущая: Какие же хозяйственные ребята у нас растут!Милые мамы дети для вас пели песню, а вы можете? Мы предлагаем вам спеть песенку для своего малыша. Как вы это делали, когда они были совсем маленькими.

Игра «Спать пора». Мамы исполняют колыбельные песенки своим детям.

Ведущая: Дорогие мамы, мы проверим, как часто вы читаете сказки своим деткам, а ребята вам подскажут. У нас есть вот такой волшебный цветок. Вы подскажете мне как он называется? (цветик семицветик). Выбирайте лепесток и отгадывайте загадку.

Игра «В гостях у сказки». 

1. Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти детки (семеро козлят) .

2. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (репка)

3. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (колобок)

4. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

5. Гармошка в руках,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит Чебурашка.

Портрет у друзей

Получился отменный,

На нём Чебурашка,

А рядом с ним (крокодил Гена)

6. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (медведь)

7. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросенка)

Ведущая: Все загадки разгадали, молодцы, наши мамы.

Ребенок

Мамочку свою люблю я

Вместе с ней я потанцую.

Ведущая: Вот и пришло время послушать песенку и потанцевать с мамочкой «У меня - у тебя».

У меня – у тебя

У меня, у тебя звонкие ладошки

У меня, у тебя как пружинки ножки
Мы с тобой, мы с тобой шлеп, шлеп, шлеп, шлеп
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок.

(кружится лодочкой)

У меня, у тебя глазки словно пуговки

У меня, у тебя губки словно клюковки
Мы с тобой глазками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Мы с тобой губками чмок, чмок, чмок, чмок

(кружится лодочкой)
У меня, у тебя чудо локоточки
У меня, у тебя острые носочки
Мы с тобой, мы с тобой хоп, хоп, хоп, хоп
Мы с тобой, мы с тобой прыг - скок, прыг-скок

Ведущая: Здорово мы с вами потанцевали!

Ведущая: Наш праздник подошел к концу, мы благодарим Вас за веселое настроение и доставленное удовольствие. Нам было очень приятно видеть добрые и счастливые лица. Давайте ребята встанем в и произнесём прощальные слова:

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам ещё.

До свиданья, до свиданья,

Мы вас любим горячо.

А теперь ребята подарят своим любимым мамам подарки, которые они сделали своими руками (дети вручают подарки своим мамам)

 

Дети с мамами выходят из зала.