Конспект непосредственно образовательной деятельности "заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц

Долгушева Мария Евгеньевна, воспитатель

МДОБУ "Детский сад № 4 "Дюймовочка" комбинированного вида

г. Минусинск


Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

 

Задачи:                                                                                                                                          - Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.                                                                                                           - Формировать умения внимательно слушать стихотворения.                                                                                                    - Отработать интонационную выразительность речи.                                                                                     

 

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблицы на каждый куплет стихотворения.

 

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационныетехнологии.

 

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, что такое добрые слова? (Отв. Детей) Правильно, это вежливые, ласковые слова. Давайте передадим искорку добра друг другу. Для этого нужно встать в круг, взяться за руки. Искорка будет в виде легкого рукопожатия руки и доброго, ласкового слова. С кого начнем? А сейчас все добрые слова, которые вы знаете или услышали нашепчем в кулачок, а теперь давайте их отпустим и отправим их нашим близким и родным.Д/и «Комплименты»

Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Мне кажется, что кто-то плачет! Пойдемте посмотрим кто-же плачет. А почему Машенька плачет? Как можно узнать? (Спросить) Давайте спросим! (Воспитатель подносит к уху игрушку).

Воспитатель:- Машенька говорит, что она обидела маму! А вы обижаете свою маму? (Нет) А из-за чего мама может расстроиться? (Отв. детей). А что нужно сделать чтобы мама не расстраивалась? (Отв. детей) Как можно назвать маму ласково? Д/и «Какой, какая, какие?»

Воспитатель:- Наши мамы самые трудолюбивые!Несмотря на то, что мамы работают, они еще справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им.

Воспитатель: - А как вы дома помогаете мамам? (Отв. детей)

-Давайте поможем своим мамам!

Предлагаю детям отдохнуть и провести

физкультминутку "Дружно маме помогаем":

 

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Маша сказала, что больше не будет огорчать свою маму и будет послушной!  Старайтесь не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости.

Воспитатель: - Ребята, скоро будет праздник мам и мы с вами можем выучить стихотворение о ней чтобы порадовать маму.Маша хочешь вместе с ребятами выучить стихотворение о маме?

Я предлагаю вам послушать стихотворение Елены Благиной «Посидим в тишине».


Выразительно читаю стихотворение.

Стихотворение Е Благининой " Посидим в тишине"


Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидими в тишине!..


Воспитатель: - Ребята, Маша, вам понравилось стихотворение?                                                                             Дети: - Да.                                                                                                                                      Воспитатель: - Как оно называется?

Арина: - «Посидим в тишине».                                                                                                                               

Воспитатель: - О ком стихотворение?                                                                                                               Василиса: О маме.

Воспитатель: -Почему девочка сидела в тишине и не играла?                                                                    Соня: Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

Воспитатель: - Правильно, дети, молодцы.

(Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова).

Воспитатель: -Почему мама спит?                                                                                                                         Настя: - Она устала.

Воспитатель: - Кто крадётся по маминой подушке?                                                                                          Варвара: - Луч крадётся золотой.

Воспитатель: - Что сказала девочка лучу?                                                                                                   Артём: - Я тоже двигаться хочу!

Воспитатель:- Куда метнулся луч?                                                                                                              Настя: - Луч метнулся по стене.

(Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.)

Воспитатель: - Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?                                                                                    Соня: - Солнечный луч ползёт по маминой подушке.

Воспитатель: - Как вы понимаете: луч метнулся по стене?                                                                                            Даниил: - Солнечный луч пополз по стене.

(Далее обговариваются средства выразительности.)

Воспитатель: -Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?                                                                                                                                                                  Соня: - Тихим сочувствующим голосом.

Воспитатель: - Каким голосом девочка говорит лучу: «Я тоже двигаться хочу!»

Саша: - С упрёком, что луч не понимает ничего.

Воспитатель: - Каким голосом надо читать: «- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине!..»Марина: - Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.

(Упражняю детей в выразительном исполнении строк.)

Воспитатель: - Алеша, попробуй прочитать слова из текста «Мама спит, она устала...», надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть.    (Дети читают).  

Воспитатель: - А чтобы нам было легко запомнить стихотворения, я предлагаю вам рассмотреть картинки (мнемотаблицы)и разберем почему именно этой картинке соответствует эта строчка. (С указанием на каждую картинку)

(Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание и показом картинки к каждой строчки.)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. Я буду читать вам стихотворения, показывая к каждой строчке соответствующую иллюстрацию. Тем самым она вам поможет быстро запомнить стихотворение.

(Читаю стихотворение, показываю к каждой строчке соответствующую иллюстрацию.)

Воспитатель: - Ребята, кто хочет рассказать?

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо рассказали! Машенька, а тебе понравилось стихотворение? Теперь ты тоже можешь его рассказать своей маме!

 

Список использованной литературы:

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие. - М., 1998.

2.     Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство —, 2009.

4.    Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

5.    Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.

6.    Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2.

 

7.    Е. Благининой «Посидим в тишине»