Взаимодействие специалистов в ДОУ

Мария Ивановна Марук, учитель-логопед

МАДОУ "Д/С №39 "Ромашка"

г. Видное


Цель: Создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

- Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения, для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.

- Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.

- Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

     Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который:

1.      Является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы;

2.      Проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план:

3.      Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь;

4.      Способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.

 

Задачи участников коррекционно-развивающей работы

Специалисты

                            Коррекционные задачи

Учитель-

логопед

1.  Постановка диафрагмально-речевого дыхания.

2. Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа.

3. Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.

4. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

5. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

6. Совершенствование лексико -грамматической стороны речи.

7. Обучение умению связно излагать свои мысли.

8. Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.

9. Развитие психологической базы речи.

10.Совершенствование мелкой моторики.

11.Активная речевая деятельность детей во время занятий и режимных моментов.

Педагог

психолог

1.Формирование психологической основы речи.

2. Развитие и коррекция познавательных процессов

  - внимания (объем, переключаемость, концентрация, устойчивость)

  - мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического)

  - восприятия ( слухового, зрительного, тактильного)

  - воображения (воспроизводящего, творческого)

3. Развитие мелкой моторики.

4.Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения (проведение игр индивидуально и по подгруппам, использование психогимнастики).

5.Формирование правильной речи:

  - развитие связной речи

  - активизация словаря

Музыкальный

руководитель

1 .Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

-оптико-пространственных представлений;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

2. Воспитание:

- темпа, ритма и дыхания речи:

- орального праксиса;

- просодии;

- фонематического слуха.

3. Автоматизация правильно произносимых звуков.

4 .Активизация словарного запаса.

Инструктор

по физической

культуре

1.Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков;

- зрительной ориентировке на говорящего;

- координации движений;

- мелкой моторики пальцев рук.

2.Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

3.Формирование психофизической основы речи путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

4.Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

5.Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Педагог по

изо деятельности

1.Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

2.Развитие сенсорных представлений: знания цветов и оттенков, холодных и теплых тонов, формы, величины, пространственного расположения предметов.

3.Закрепление вышеперечисленных понятий в речи детей.

4.Формирование понимания и употребления в активной речи предлогов.

5.Закрепление умения строить фразы и связно излагать свои мысли.

6.Развитие мелкой моторики рук.

7.Формирование навыков правильной осанки и умения держать карандаш.

8.Формирование графических способностей, умения штриховать и закрашивать разными способами.

Воспитатели логопедических групп

1.Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.

2.Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

3.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

4.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5.Развитие графических навыков.

6.Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

7.Развитие познавательных способностей.