Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО

Сатаева Елена Григорьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №83"

г.Бийск, Алтайский край

 


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формои словообразующие, а также синтаксические средства. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное  восприятие.

    Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей нашей группы имеют индивидуальные особенности.Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Основная коррекционная работа по развитию   речи   проводится учителями-логопедами на логопедических и индивидуальных занятиях. Мы (воспитатели) продолжаем эту работу в организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям, режимных моментах, совместной деятельности.

В дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Для овладения этими видами речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Приём наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказа по серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ. Также модельные схемы можно применяем при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок в старшем дошкольном возрасте.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных высказываний в данном конкретном случае. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.

При разработке плана, регулирующего деятельность детей в процессе создания описательных текстов, делаем опору на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительные, слуховое, тактильное восприятие.

В начале обучения составлению описательного рассказа детям предлагаем  ряд схем, нацеливающих их на названия основных признаков описываемого предмета. При этом обучаемвоспитанниковдействиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом). При рассматривании предметов используем схемы, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогают определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

На последующих занятиях обучаем воспитанников описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ.

Для обозначения признаков предметов модель включает следующую символику: через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;«рот» - вкусовые ощущения;«рука» - фактурные признаки предмета;«ухо» - способы обнаружения предмета.

Для обозначения логических признаков (отнесенности предмета к определенной группе) применяется «знак вопроса».

Особое место в работе с детьми с ОНР занимает дидактический материал в форме мнемо-таблиц и схем-таблиц, что облегчает детям овладение связной речью. Наличие плана- схемы делает рассказы более четкими, связными и последовательными.

Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям выстраивать:

 - строение рассказа,

 - последовательность рассказа,

 - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

При обучении детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

·        Развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов.

·        Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета.

·        Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Обучение детей составлению рассказа описания с помощью моделирования включает три основных этапа:

1. Закрепление навыков в составлении описательных рассказов с опорой на план-схему и использование схемы с «выпадением» одного из компонентов

2. Обучение описанию предмета с опорой на схему, включающую два знака вопроса

3. Развитие навыков описания на основе схемы с тремя знаками вопроса

Сначала схема рассматривается полностью, педагог объясняет ее пункты. Затемобращаем внимание на «спрятанные» признаки и дети описывают предмет по цепочке или самостоятельно.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что в ней изображено.

2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

Этапы работы со схемой-моделью:

·       Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.

·       Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами – если дети умеют читать и писать.

·       Самостоятельно с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа.

·       Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную раннее схему-модель.

·       Использование метода моделирования при обучении детей монологам-описаниям.

  Составлению развернутых рассказов–описаний предшествуют подготовительные упражнения.

1) Подготовительные упражнения

а) Упражнения на развитие сенсорного восприятия.

б) Уточнение значения категорий цвет, форма, размер, величина.

в) Актуализация и уточнения соответствующего словаря прилагательных.

г) Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

     Подготовительные упражнения проводятся на материале лексических тем, предусмотренных программой обучения и воспитания старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2) Составление развернутых рассказов-описаний

     Для составления развернутых рассказов-описаний используемспециально разработанную универсальную мнемосхему.

1.       Первая ячейка схемы содержит информацию о названии предмета (?) То есть, увидев в ячейке знак вопроса ребенок должен назвать предмет, который будет описывать. (Например: «Это лимон».)

2.       Вторая ячейка таблицы несет информацию о цвете предмета (абстрактные фигуры «пятна» разного цвета). Увидев эту ячейку, ребенок должен сказать, какого цвета его предмет (Лимон желтого цвета.)

3.       Третья ячейка несет информацию о форме предмета (геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник). Увидев эту ячейку, ребенок называет форму своего предмета (По форме лимон овальный.) или части, из которых он состоит.

4.       Четвертая ячейка несет информацию о размере предмета (большой и маленький круг). Увидев эту ячейку, ребенок должен сказать, какого размера этот предмет (Лимон небольшого размера.)

5.       Пятая ячейка содержит информацию о том, из чего сделан предмет или какой он на вкус (контур предмета, внутри контура знак вопроса). (На вкус лимон кислый).

6.       Шестая ячейка содержит информацию о том, как этот предмет используют (рука). Увидев эту пиктограмму, ребенок должен сказать, как используют этот предмет, что с ним можно сделать. (Из лимонов делают сок, а еще с ним пьют чай).

    После проведения подготовительной работы, знакомим воспитанников с универсальной мнемосхемой и конкретным содержанием каждой пиктограммы. После этого переходим к составлению коллективных рассказов-описаний. Каждому ребенку выдается предмет или картинка (предметы должны быть из одной тематической групп: фрукты, игрушки, посуда и т.д.). У воспитателя также есть предмет для описания. Педагог показывает предмет детям и раскрывает содержание первой пиктограммы. Дети по цепочки делают тоже самое. (Это лимон. Это яблоко. Это апельсин. Это груша). Затем, педагог раскрывает содержание второй пиктограммы, дети повторяют ответ логопеда относительно своего предмета. (Лимон желтого цвета. Яблоко красного цвета. Апельсин оранжевого цвета. Груша желтого цвета). Так последовательно раскрывается содержание каждой ячейки мнемосхемы.

    Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре  высказывания-описания и ориентирует их на фразовые ответы.

    После того, как детьми будет усвоено конкретное содержание каждой пиктограммы, переходим к самостоятельному составлению детьми рассказов-описаний.  Ребенок, получив предмет для описания, самостоятельно составляет описательный рассказ, опираясь на мнемосхему.

     В ходе занятий по обучению составлению рассказов-описаний дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста.

 

Примеры таблиц, используемых для составления рассказов

 

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ

«ОСЕНЬ»

Солнце. (Солнце светит.)

Дождь. (Часто идут дожди.)

Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)

Ежик. (Животные готовятся к зиме.)

Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)

Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

 

ОСЕНЬ

(Примерный рассказ по таблице)

Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

 

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ

«ГРИБЫ»

Лес. (Лес.)

Белый гриб. (Съедобные грибы.)

Мухомор. (Несъедобные грибы.)

Ежик. (Грибы для животных.)

Корзинка. (Грибы для человека.)

Рука. (Что можно приготовить из грибов})

 

ГРИБЫ

(Примерный рассказ по таблице)

Осенью в лесу наступает грибная пора. В траве, под деревьями и кустами, на старых пнях растут самые разные грибы. Съедобные: белые, рыжики, подосиновики, подберезовики, грузди, опята, сыроежки, лисички. И ядовитые: мухоморы, поганки, ложные опята. Многие животные, например, белочки, сушат грибы на зиму. Лоси едят мухоморы. Люди собирают съедобные грибы, чтобы засушить, засолить или замариновать их. Собирать грибы нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, и тогда на следующий год на этом месте в лесу появятся новые грибные семейки.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

 

 

 

Цвет. (Цвет оперенья птицы.)

Части тела. (Назови части ее тела.)

Гнездо. (Назови ее птенцов.)

Осень. (Когда птицы улетают в теплые края?)

Насекомые. (Чем птицы питаются?)

Человек. (Какую пользу приносят птицы человеку?)

 

 

 

 

ГРАЧ

(Примерный рассказ по таблице)

Грач — птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов — грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку — они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 

Цвет. (Какого цвета животное?)

Части тела. (Назови части его тела.)

Будка. (Где оно живет?)

Кость, рыба. (Чем оно питается?)

Круги. (Назови его детенышей.)

Человек. (Какую пользу оно приносит человеку?)

 

СОБАКА

(Примерный рассказ по таблице)

Мою собаку зовут Дуся. Она черного цвета с белой мордой и лапками. У нее есть голова, туловище, лапы и хвост. Дуся живет в конуре. Мы кормим собаку кашей, косточками; даем ей вареные овощи.

У пса и собаки рождаются маленькие щенята.

Собака охраняет дом человека. Дуся своим лаем предупреждает, что к дому подходят незнакомые люди.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)

Части. (Назови части ее тела.)

Дупло. (Где она обитает?)

Ягоды, семена. (Чем птица питается?)

Птенец. (Назови ее птенца.)

Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)

 

СНЕГИРЬ

(Примерный рассказ по таблице)

Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.

Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята.

Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

 

Список литературы

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2006.

2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедическойгруппе для детей с общим недоразвитием речи – СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.

3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение

 

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методическиерекомендации. – М., 2009.