С книгой по дорогам детства

Татьяна Михайловна Гореликова, педагог-библиотекарь

МКУ "Центр содействия семейному устройству детей "Радуга" Юргинского городского округа

г.Юрга


                     Актуальность проекта       

   Неисчерпаемым источником знаний для ребенка может и должна стать           книга. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет     на дальнейшее развитие человека, на мировосприятие, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти просвещенным, творческим, интеллигентным, с добрым сердцем, чуткой совестью и одновременно активным, смелым, умеющим постоять за себя и свои убеждения. Очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше. Поэтому так понятна озабоченность библиотекарей, педагогов и родителей тенденцией снижения уровня детского чтения, причинами которого являются чрезмерное увлечение теле-, видео, аудио продукцией; повсеместное внедрение компьютерной техники и интернета. В последние годы  книгой стали пользоваться, с книгой стали работать, но не читать. Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. На сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение чтения на новый уровень является одной из важных задач. Осознавая важность этой проблемы, педагоги и работники библиотек пытаются найти пути приобщения ребенка к чтению. Основная цель проводимых школьными библиотеками мероприятий – заинтересовать, увлечь ребенка, приобщить его к миру книги.

    Ни у кого уже нет сомнения, что положение с детским чтением надо менять безотлагательно.  Вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению – такова на сегодняшний день главная задача общества, которая поставлена в проекте Национальной программы поддержки и развития чтения. Как видим, что это задача глобального масштаба, актуальна на сегодняшний день. Она  может быть решена коллективными усилиями разных социальных институтов, в том числе семьи, библиотеки, детского сада, средств массовой информации.

 

               Цели и задачи проекта

Цель:

  - приобщение  детей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки;

  -формирование целостной картины мира;

  -развитие литературной речи.

 

 Задачи:

   -разработать систему мероприятий в помощь приобщению детей к чтению;

   -воспитывать у детей любовь к книге, формировать устойчивый интерес к чтению;

  -приобщать к словесному искусству4

  -сформировать образ библиотеки как теплого и радостного дома.

 

 

 

                            Миссия проекта:

     Воспитание в ребенке читателя, который начинается в дошкольном возрасте. Организация информационного пространства школьной библиотеки, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание в школьной библиотеке условий для творческого общения детей дошкольного возраста и взрослых.

                       Предпосылки проекта:

 

       Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка. 

Данный проект необходим для формирования читательской потребности ребенка в дошкольный период его развития. Именно в возрасте до семи лет у ребенка вырабатывается свое отношение к книге и чтению, к библиотеке с ее многообразием ярких, интересных книг, к библиотекарю, который всегда приветливо и с радостью помогает маленькому читателю. И от того, станет ли чтение для ребенка радостным, а посещение библиотеки ярким и интересным событием, зависит посещение ее маленьким читателем в будущем.

 

 

 

                           Преимущества проекта

    -создание современной модели пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к литературе;

    -привлечение детей к совместному обсуждению прочитанных книг;

    -использование изученных материалов для проведения мероприятий различного характера;

    -формирование образа библиотеки как главного духовного, культурно-образовательного и информационного центра детского дома.

 

 

 

 

 

                            Партнеры проекта

 

     В реализации проекта «С книгой по дорогам детства» примут участие администрация детского дома, педагог-библиотекарь, воспитатели, воспитанники, городская детская библиотека, библиотека информационно-методического центра.

 

 

                               Целевая группа проекта                            

       В реализации проекта примут участие воспитанники МКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округа дошкольного возраста с 5-7 лет, воспитатели, старший воспитатель, библиотекарь, другие заинтересованные лица

  Детей на Земле больше, чем взрослых. Мир принадлежит им в большей степени, чем нам, а будущее Планеты – только для них. В глазах ребенка завтрашний  день России, завтрашняя судьба человечества.

   Один из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Помочь им отыскать их – одна из главных задач в работе библиотекаря,  привлекая воспитанников к  чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Механизм реализации проекта

 

     Детский дом – это коллектив, где протекает важная для подрастающего человека часть жизни, где в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, которые помогают ему стать человеком с большой буквы.

   Дошкольный период – важный этап в жизни растущего человека: обогащается чувственный опыт, развиваются мышление, память, речь, формируются познавательные интересы и способности, навыки и привычки. Развитие выражается в деятельности. Деятельность у читателей-дошкольников тесно связана с игрой.

    Основным методом реализации проекта является игра-путешествие по книжным дорогам. Метод игры имеет свою особенность, она интересна и неожиданна, дети охотно включаются в нее.

 

      Реализация проекта «С книгой по дорогам детства» включает следующие этапы:

                        -подготовительный;

                        -деятельностный;

                        -итоговый.

                    Подготовительный этап

 предусматривает   создание   рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о проекте; формирование читательских групп, объединений для участия в проекте,  проведение     информационных     консультаций     с участниками проекта по основным позициям.   Разработка методических рекомендаций по организации работы по проекту. Приобретение необходимой литературы для детей и воспитателей. Выпуск рекламной продукции.

 

                          Деятельностный  этап

     реализуется   в   режиме   реального времени и включает в себя  проведение запланированных мероприятий, занятий по группам: чтение и обсуждение книг, викторины, конкурсы, театрализованные мероприятия,  игры-путешествия, утренники, веселые развлекательные праздники, практические занятия, изготовление поделок из журнала «Мурзилка», рисование любимых героев, библиотечные уроки и др.

 

                              Итоговый этап   

    Анализ по итогам реализации проекта: изготовление буклетов, альбомов, рисунков, презентации.   

 

           Этапы реализации проекта ( февраль 2019 – май 2019г.)

 

 

    I  этап  - подготовительный ( февраль – апрель  2019 г. )

 

    II  этап –деятельностный (сентябрь  2018-апрель 2019г)

.

    III этап -  итоговый  (май 2019г.)

         

 

 

 

 

 

 

           Наличие  необходимых ресурсов выполнения проекта

                        «С книгой по дорогам детства»

1.ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – наличие фонда художественной литературы для дошкольников, релевантный репертуар периодических изданий.

2.МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС – опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов.

3.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕСУРС – наличие компьютера, принтера,DVD, телевизора, видеодисков, музыкальных дисков с записями произведений художественной литературы, сказок.

4.КАДРОВЫЙ РЕСУРС – соответствие профессиональной компетенции  библиотекаря детского дома и воспитателей целям проекта.

5.ФИНАНСОВЫЙ РЕСУРС – составление сметы проекта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Творческое чтение в условиях детского дома-центра

                                    (из опыта работы)

     Детский дом – это коллектив, где протекает важная для подрастающего человека часть жизни, где в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, которые помогают ему стать человеком с большой буквы.

  Воспитание, развитие и становление детей идет только в деятельности, которую они понимают душою и сердцем, которая соответствует их возрасту, полу, потребностям. С детьми-сиротами работать сложно, но интересно. Необходимо найти ключик к сердцу каждого читателя и через книгу, журнал, газету помочь увидеть ребенку мир – добрый, счастливый, полный радости и доверия.

   Библиотека нашего центра – уникальное звено в деле духовного и интеллектуального роста маленького человека. Для воспитанников детского центра- это первая библиотека в их жизни. И от того, как его встретят на пороге в мир книг, зависит очень многое: его взгляд на мир, его ощущения связи времен, красоты вселенной и человека в ней.    Библиотека для многих наших детей сегодня – единственная спокойная территория, где их не ругают и не ставят оценок, своеобразная «духовная скорая помощь», аптека для души, как ее называли в древности. В скромном помещении библиотеки формируется духовное здоровье нации.

    Библиотекарю  отводится особая роль в привитии любви к книге в условиях отсутствия семейного воспитания. Своей главной задачей я считаю воспитание творческого читателя.: прививать любовь к чтению и не просто к чтению, а к творческому чтению, научить воспитанника детского дома не только читать, но и обсуждать прочитанное, делиться своими мыслями, создавать собственную культуру. Приобщая ребенка к книге, я стремлюсь воспитать квалифицированного читателя, владеющего основами информационной культуры. Поэтому в работе использую приемы, стимулирующие познавательную активность воспитанников.  В работе с читателями я применяю разнообразные формы: книжные выставки, беседы, диалоги, викторины, библиотечные уроки, литературные и тематические вечера, презентации книг, театрализованные представления, используя инновационные технологии.

Работа по  созданию в библиотеке детского дома занятий по развитию творческого чтения вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения у подрастающего поколения.

 Разные читатели приходят в библиотеку. К каждому нужно найти свой подход. Очень люблю работать с воспитанниками младшего школьного возраста. Они все согласны сделать: если надо нарисовать – нарисуют, принять участие в театрализованном представлении – смогут. Каждое проводимое мероприятие сопровождаем рисунками. Проводим выставки рисунков. Эти выставки стали традиционными. Дети с удовольствием посещают библиотеку, рассматривают книжные выставки, ремонтируют книги, участвуют в мероприятиях. Первые встречи ребят с книгой – это знакомство с библиотекой во время экскурсий, на которых они знакомятся с правилами пользования библиотекой, полезными советами дорогому читателю. Так постепенно они становятся активными читателями школьной библиотеки. В начальной школе дети любят фантазировать. Ребятам нравится ощущение сказки. Здесь на помощь библиотекарю приходят игры. Литературные игры помогают проявить коллективное и индивидуальное творчество, это эффективный метод руководства чтением детей, средство воздействия на эмоциональную сферу читателей. Учитывая это, при составлении сценариев обязательно используем игру.

        Библиотекой детского дома накоплен определенный опыт реализации проектов по читательскому  развитию детей младшего школьного возраста. Один из первых проектов – «Вместе весело читать» был краткосрочным – два месяца.  Взрослые и дети рассказывали о книгах, которые они прочитали в последнее время, советовали друг другу, что можно почитать. Совместное прочтение книг, общение по поводу прочитанного сблизило детей и взрослых. Этот проект получился, как проект семейного чтения. В роли родителей у нас выступают воспитатели. Групповые ( семейные чтения) – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Следующим был проект «Книжный выходной», который реализовывался  в течение учебного года.  Мы продолжили создавать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления. Каждый выходной воспитанники 1 и 2 группы приходили в библиотеку, читали, обсуждали прочитанные книги.            

 Наши дети очень любят рисовать, поэтому очередной проект был под названием «А дети читают, а дети рисуют». Творческие работы детей оформлялись в выставки. Выставки рисунков сопровождают и каждое библиотечное мероприятие. 

В 2010-2011 учебном году была разработана программа литературного клуба выходного дня   «Читайка» для учащихся 1-4 классов. Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Здесь важно дать ребенку прочитать те прекрасные книги, без которых детство трудно представить. Знакомство именно с такими книгами и предполагала программа литературного клуба. На каждом занятии дети занимались творчески: рисовали, рассуждали, фантазировали, делали поделки любимых героев книг. Все эти виды деятельности способствовали чтению, а также  совместному творчеству взрослых и детей.

Реализация этих проектов, проведение других мероприятий по продвижению детского чтения привели к очередному проекту, который направлен на достижение более высокого уровня читательских способностей детей, на приобретение и развитие у них навыков углубленного восприятия художественного произведения.. В основу проекта «Страна Читалия» положено понимание природы чтения как особого вида эмоционально-творческой жизни, основанной на образном видении, фантазии, наблюдательности.

Проект «Страна Читалия» длился целый год и состоял из разных туров с творческими заданиями, выполнение которых дало возможность  каждому ребенку почувствовать свой творческий талант, делать собственные открытия с помощью прочитанных книг. Проводился проект как игра-путешествие с различными остановками по маршруту детской классики.

     Участие воспитанников в занятиях по приобщению к творческому чтению дают определенные результаты: многие из ребят работают в проектах детского фонда «Виктория» г.Москвы, выполняют различные творческие работы, отвечают на вопросы олимпиад, пишут книжки, сочинения, занимают призовые места  в различных конкурсах. Это им дает творческое общение с книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Описание проекта «С книгой по дорогам детства»

 

                                                        Есть много великих писателей,

                                                        Но мало великих читателей.

                                                        Давайте проблему вместе решать!

                                                        А мы посоветуем, что вам читать!

                                                        А если малыш еще буквы не знает

                                                                Ну что ж, пусть пока посидит, поиграет.

                                                                                        Г.В.Соболева

Вряд ли стоит говорить о том, как важно сегодня поддерживать и развивать любовь ребенка к книге, и в первую очередь – к художественной. Многие из нас озабочены стремительным ростом маленьких взрослых, прильнувших к компьютеру, заменившему им игрушки, сказки, смех. Неужели маленькое веселое человечество исчезнет на наших глазах? В это трудно поверить, и все же…Мы наблюдаем, как в погоне за информацией уходит у наших читателей на задний план чтение для души. Воспитание детей – это не только развитие их ума, но и всестороннее развитие чувств. Художественная литература замечательно справляется с этой задачей. Важно только не упустить возможность дать ребенку прочитать те прекрасные книги, без которых детство трудно представить. И чем раньше приучить ребенка к чтению качественной детской литературы, тем больше возможностей в формировании духовного мира ребенка. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данного проекта являются формирование круга детского чтения и организация процесса чтения. При формировании круга детского чтения библиотекарям, педагогам, воспитателям, родителям необходимо в первую очередь руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, т.к. подбор художественной литературы ориентирован в большей степени на литературное образование детей.

С малых лет хорошие книги внушают человеку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам. Именно в начале жизненного пути и закладывается у ребенка положительный образ книги. Природа наделила ребенка интересом и чуткостью к слову. Поэтому в это время ему нужна материнская поэзия. Колыбельные песни, игровые стишки, прибаутки – это первые зернышки духовной культуры. А потом появляется сама книжка. Исследователи считают, что поначалу она для ребенка просто вещь, которой можно играть, шуршать, которую можно попробовать на вкус, на прочность, а уж потом, постепенно, книга становится источником познания, ребенок становится слушателем книжных текстов. Это очень важный момент приобщения ребенка к книге.

К качеству детской книги предъявляются высокие требования.  Плохую сказку ребенок не станет слушать, а неинтересную книгу наверняка не прочтет до конца. Поэтому любимые с детства книги написаны, бесспорно, талантливыми людьми простым и доступным языком. И чем талантливее писатель, тем ярче и неповторимее его книги, тем больше они нравятся ребенку. Как незнакомого человека встречают по одежке, так и детскую книжку выбирают по обложке.

И хочется верить, что та искорка любопытства, любознательности в маленьких глазках, которую сумели разжечь взрослые, останется с ними на долгие годы, а «чтение с увлечением» станет обычной нормой на протяжении всей жизни.     

Недавно у нас открылось дошкольное отделение. В связи с его открытием появилась необходимость в создании нового проекта. Проект «Страна Читалия» передал эстафету новому проекту «С книгой по дорогам детства» по приобщению детей дошкольного возраста к библиотеке, к книге. Этот проект предусматривает совместную деятельность библиотекаря, воспитателей, детей, предполагает сделать процесс чтения для маленьких читателей увлекательным, желанным. Основным методом реализации проекта является игра-путешествие по книжным дорогам, которые приведут дошколят в Книжное царство – Мудрое государство. Предварительно составляется карта путешествия, на которой обозначаются остановки: начало нашего путешествия - родничок Поэзии (детские песенки, потешки, колыбельные песенки, чтение стихов известных детских поэтов), далее через  пролив Поговорок  мы попадаем в море Загадок, обойдем остров Сказок, у озера Фантазий сделаем привал, по  морю Журналов попадем на Играй-островок. Затем путешествуем по суше. По дороге Почемучек подойдем к горам Трудолюбия, где будем рисовать, лепить и сочинять, конечная цель нашего путешествия – Книжное царство – Мудрое государство – библиотека.

Деятельностный этап проекта «С книгой по дорогам детства»  рассчитан на учебный  год и учит делать собственные открытия с помощью прослушанных и прочитанных книг.

    Школьная библиотека – это место творческого самовыражения читателей. Не зря говорят: «Чудеса творят дети, когда читают книгу!» - а это значит, что каждый юный читатель – это волшебник, а превращение каждого ребенка в настоящего Волшебника зависит от заинтересованности в этом библиотекаря. Действительно, каждый ребенок – бесценное уникальное существо, обладающее гигантским потенциалом и способное достичь всего, чего только пожелает. Наша задача – с максимальным терпением, уважением, любовью развить все самое лучшее, что у него есть. И тогда чтение становится творческим, а читатель – талантливым.

         

 

 План  деятельности по реализации проекта  на 2018 – 2019учебный год

 

 №

    Мероприятия

    Срок выполнения 

 Форма проведения

Ответственные

 1.

Родничок Поэзии

сентябрь

Читаем и учим стихи

 

Библиот.

 2.

Пролив Пословиц и Поговорок

октябрь

Знакомство с пословицами

Библиот.

 3.

Море Загадок

ноябрь

Разгадывание загадок

Воспит.

 4.

Остров Сказок

ноябрь

Театрализ.представление

Библиот., воспит.

 5.

Сами сочиняем сказки

декабрь

Практ.занятие

Библиот.

 6.

Озеро Фантазий

декабрь

Литер.занят.

Воспит.

 7.

Море Журналов

январь

Просмотр периодики

Библиот.

 8.

Играй-островок

февраль

Литературные игры

Воспит.

 9.

Дорога Почемучек

март

Ответы на вопросы

Библиот.

10

Горы Трудолюбия

апрель

Рисуем, лепим

Библиот.

11

Книжное царство – мудрое государство

апрель

Экскурсия по библиотеке

Воспит.

12

Парад литературных героев

май

Театр.предст.

Библиот.

Кроме вышеперечисленных мероприятий, планируется оформить информационную среду в группе: расположить мобильную библиотечку «Книжный рюкзачок» (лучшие произведения детской литературы, карандаши, краски, фломастеры, бумага), оформить арт-выставку «Краски прочитанной книги», пополнить уголок чтения новыми книгами.

 

Ожидаемые результаты:

   Реализация данного проекта будет способствовать повышению внимания   к вопросам детского чтения, возрождению традиций совместного чтения взрослых и детей. 

    Объединение усилий всех участников проекта по привлечению дошкольников к чтению вызовет у них интерес к художественному слову, сформирует потребность в постоянном общении с книгой и первые навыки обращения с ней.

     Совместная работа создаст условия для увеличения количества читателей, как взрослых, так и детей. Все дошкольники и их воспитатели станут читателями нашей библиотеки.                             

    Проект также будет способствовать повышению престижа библиотеки детского дома и ее статуса как важного социального института, способствующего социализации формирующейся личности через чтение.

 

                          Оценка результатов

      Эффективность проекта будет оцениваться  администрацией детского дома и  непосредственно самими воспитанниками, участвующими в проекте. Будет осуществлено:

                       -развитие интереса к чтению дошкольников;

                       -воспитание любви к книге, школьной библиотеке;

                       -приобщение к творчеству через художественную литературу

 

 

                 Дальнейшее развитие проекта

   В дальнейшем планируется в рамках проекта продолжить работу не только по приобщению к чтению  дошкольников и младших школьников, но и привлекать в библиотеку воспитанников среднего возраста.

    Участие воспитанников детского дома в различных творческих кружках будет способствовать также развитию читательской активности. В процессе чтения дети становятся юными сочинителями, артистами, художниками.

    Надеемся, что в течение реализации данного проекта мы сможем привлечь к творческому чтению новых ребят, подготовить и провести интересные мероприятия, встречи. Планов и проектов много. Наша деятельность будет продолжаться и после окончания реализации проекта.

             Бюджет проекта:

 

  № п/п

        Наименование  статьи

  Сумма

     1.

Приобретение художественной литературы для дошкольников, воспитателей

 20000-00 руб.

 

 

 

     2.

Прочие расходы:

       -грамоты;

       - призы для участников мероприятий;

      

 2000-00 руб.

                                                                           Итого:                    22000-00 руб.

 

 

 

 

                                        Заключение

   Не так важно, в какой форме проводится  мероприятие, главное, чтобы ребятам было интересно, чтобы они учились общаться, любили свою родину, свой край, чтобы они знали, что у них есть верный друг и помощник – книга.

    Книга, несмотря на век компьютеров, остается вечным источником знаний. Хочется, чтобы за этим шли дети в библиотеку. А я всегда рада своему читателю, потому что я очень люблю свою работу. Принимаю участие в городских, областных, всероссийских конкурсах. В различных конкурсах принимают участие и наши воспитанники. Есть определенные результаты. Успех окрыляет, забываются огорчения, остается только смотреть и радоваться: ребятам хорошо и комфортно в общении со мной. Значит, мои усилия не напрасны, и я работаю, помогая педагогам воспитывать и растить человека, открывая с помощью книг окно в реальный мир.

  Работа проводится очень большая. Многие мероприятия становятся традиционными, которые хочется и хочется повторять.

 

 

 

 

  Разработка проекта:  педагог - библиотекарь Гореликова Татьяна Михайловна

 

 

 

 

 

 

                                           Литература

 

1.Беленькая, Л.И. Ребенок и книга [Текст] /Л.И.Беленькая.-  М.:Книга, 1969.

2.Ковалева, Л.Е. Талант читателя [Текст]/ Л.Е.Ковалева.- М.:Молодая гвардия, 1962.

3.Левин, В.А. Воспитание творчеством [Текст]/ В.А.Левин.- М.: Просвещение,1988.

4.Маршак, С.Я. О талантливом читателе [Текст]/С.Я.Маршак.- М.: Сов.писатель, 1961.

5.Рожина, Л.Н. Искусство быть читателем[Текст]/Л.Н.рожина.- Минск Народная Асвета, 1987.

6.Тихомирова, И.И.Школа чтения [Текст]/ И.И.Тихомирова.- М.: Школьная библиотека, 2004.

7.Тихомирова, И.И.Как воспитать талантливого читателя [Текст]/ И.И.Тихомирова.- М.: РШБА, 2009.

 

8.Эткинд, Е.Г. Об искусстве быть читателем[Текст]/Е.Г.Эткинд.- СПб: Знание, 2004