Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка – пластилинография) «Ёжик» в средней группе "Почемучки"

Юрченко Ольга Дмитриевна, воспитатель

МБДОУ №26 "Колосок"

х.Красный Кут, Октябрьский район, Ростовская область


Цель:

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования -

пластилинография.

Учить детей передавать образ ёжика в технике пластилинографии.

Задачи:

- Расширять знания детей о ёжике.

- Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя.

- Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска,  делать из них шарики  и размазывать их на ограниченном пространстве, создавая рисунок.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Воспитывать усидчивость, чувство прекрасного, умение работать аккуратно.

Материал:

Игрушка Ёжик, картинки с изображением ежа, силуэты ежей по количеству детей, пластилин, цветные карандаши, одноразовые вилки, влажные салфетки.

Воспитатель:

Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Наши гости посмотрят как мы с вами занимаемся и играем. Вы не против?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, сегодня на наше занятие пришёл ещё один гость. А кто же он такой вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

По лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки.

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ...

Дети: Ёжик

Воспитатель:

Правильно, дети, сегодня у нас в гостях– ёжик.

Воспитатель показывает детям игрушку.

И зимой и летом

В шубку он одетый.

Ну, а шубка не простая,

Вся в иголках - вот какая!

(дети рассматривают ёжика)

Мордочка у ежа вытянутая, заострённая, нос у ежа всегда влажный, уши не большие, глаза у него – словно две чёрные блестящие бусинки. Ёжик плохо видит, но зато слух у него очень хороший. Ноги короткие, всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мордочки и лапок).

Беседа с детьми. Показ иллюстраций с ёжиком.

Воспитатель:

Дети, а где живёт ёжик?

Ответы детей: Ёжик живёт в лесу.

 

Воспитатель дополняет ответы детей.

Днём ежи любят поспать в своих норах, а ночью они выходят из своих домиков и ищут себе еду. Как вы думаете, чем питаются ежи?
Ответы детей:

Ежи питаются фруктами и ягодами, насекомыми, мелкими птичками, яйцами птиц, ящериц, лягушками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего ёжику нужны иголки?

Ответы детей: Чтобы защищаться.

Воспитатель: Всё правильно, ежам иголки нужны для защиты. Ёж способен сворачиваться в тугой клубок, выставив свои колючки.

Воспитатель: Ребята, скоро наступит зима и будет очень холодно. Как же наш ёжик будет зимовать?

Ответы детей:

Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: Ёжик осенью таскает в свою норку сухие листья, травку, сосновые  и еловые иголочки, мох и готовит себе мягкую постельку на зиму. Зимует ёжик впадая в долгий сон. Иногда зимой, когда на улице нет сильного мороза ёжик может выйти не надолго из своей норы, а затем вернуться и спать дальше.

Воспитатель: 

Ребята давайте с нашим ёжиком поиграем.

Игра

По тропинке, по дорожке (топают ножками на месте)

Топают к нам чьи то ножки.

Это ёж - колючий бок (ручками хлопают по бокам)

По грибам большой знаток.

Ёжик топал не спеша, (топают ножками на месте)

Тихо листьями шурша. (ладошками шуршат)

Дети поют песню "Жил в лесу колючий ёжик", выполняют движения в соответствии с текстом

1.Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да. (дети взявшись за руки идут по кругу)

Не умел он хлопать —  хлоп, хлоп, хлоп, (руки вперёд, хлопаем)

Не умел он топать — топ, топ, топ. (руки на поясе, топаем)

Не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг, (руки на поясе, прыгаем)

Только носом шмыгал – шмыг, шмыг, шмыг. ("шмыгаем" носиками)

 

2. В лес ребята приходили, да-да-да, (дети взявшись за руки идут по кругу)

И ежа всему учили —  да-да-да.

Научили  хлопать —  хлоп, хлоп, хлоп, (руки вперёд, хлопаем)

Научили  топать — топ, топ, топ. (руки на поясе, топаем)

Научили прыгать  – прыг, прыг, прыг, (руки на поясе, прыгаем)

А он их… носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг. ("шмыгаем" носиками)

 

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, ёжику у нас нравится?

Ответы детей

Воспитатель:

Я тоже думаю, что ему у нас очень хорошо, тепло, весело. Вот только скоро ему придётся возвращаться к себе домой, и ему там одному будет скучно.

Воспитатель:  У вас у всех есть друзья, а  вот у ёжика нет, что же делать?

Дети: Сделать других ежиков (нарисуем, слепим).

Воспитатель: Ребята, давайте вы  нарисуете ёжиков.

А рисовать вы будете пластилином.

Но прежде чем приступить к рисованию нужно разогреть наши пальчики:

Ёжик, ёжик колкий (пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи свои иголки. (движения кистями вправо-влево)

Вот они, вот они. (пальцы выпрямляются, кисти сложены  в замок)

Ёжик,  ёжик колкий (движения кистями вправо-влево, пальцы выпрямлены)

Спрячь свои иголки.

Раз и нет иголок. (пальцы складываются в замок)

Воспитатель обращает внимание детей на заготовку  ёжика.

Воспитатель: У меня тоже есть ёжик, и я вместе с вами буду рисовать.

Возьмём цв. карандаш и раскрасим мордочку ёжика.

Теперь  возьмите чёрный пластилин, другой рукой отщипните маленький кусочек пластилина, скатайте шарик и сделайте ёжику носик. Прижмите шарик в том месте, где у него нос. Точно также сделайте глазки.

Отщипните маленький кусочек чёрного пластилина, скатайте шарик и сделайте ножки, слегка надавим на пластилин.  Коричневым пластилином мы оформим туловище ежа - это иголки. Чтобы закрасить спинку ёжику, нам надо потрудиться. Возьмите кусок коричневого пластилина, другой рукой отщипните маленький кусочек, скатайте шарик и, надавливаем шарик на спинку ёжика и размазываем, и так мы будем делать, пока не закрасим всё туловище. С помощью вилки сделаем иголочки, чтобы их было хорошо видно. Нажимаем вилкой по спине и у вот получаются такие иголочки.

Все свои действия воспитатель показывает детям. В течение выполнения работы воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям, используя приём “ рука в руке” или повторное словесное объяснение.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы постарались, хорошо потрудились. Какие у вас замечательные ежата получились. Теперь нашему ёжику будет в лесу не скучно.

Покажите нашим гостям, каких друзей вы нарисовали нашему ёжику.

Воспитатель:

Дети давайте вы расскажите стихи про ёжика, которые вы знаете.

Арсений:

Живёт в лесу колючий ёжик

Он очень маленький, но всё же.

Прекрасно может защититься

И от совы, и от лисицы.

Милана:

Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог

Аксинья:

Ёжик маленький замёрз

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело

Ёжик развернулся.

Лера:

Ах, какой смешной наш ёжик!
У него две пары ножек!
Глазки-пуговки, иголки-
Даже больше, чем у ёлки !

Лиза:

Ёжик носит не футболки,
Не рубашки, а иголки!
И в шкафу закрыт на ключик
У него запас колючек.

Глеб:

Идёт ёжик по дорожке
У него босые ножки.
Вся в иголочках спина,
Ой, колючая она.

Роберт:

Ходит ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка!

Варя:

Ёжик топал по тропинке

И грибочки нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьям шурша.

София:

Как же яблоко без ножек

Убежало? Вот вопрос...

Просто ёжик, серый ёжик

На спине его унёс.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Ответы детей

 

Дети прощаются с "ёжиками", говорят до свидания гостям и уходят в группу.