Конспект занятия "Волшебные материалы"

Осинкина Марина Владимировна, воспитатель

МБДОУ г.Иркутска детский сад №166

г.Иркутск


Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая.

Тема: «Волшебные материалы».

Культурно-смысловой контекст: создание таблицы-схемы «Что из чего изготавливают».

Культурная практика: познавательно-исследовательская.

Цель: расширение представлений о природных материалах как основ познавательно–исследовательской деятельности.

 Задачи: 

Обучающие: углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Развивающие: продолжать развивать  умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Воспитывающие: воспитывать умение работать в коллективе.

Дидактические материалы: карточки–задания, картинки-схемы.

Оборудование: коробка, изделия из природного материала, картинки с изображением материалов,

Ход образовательной ситуации

1.      Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1) Создать психологически комфортную атмосферу;

2) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

Воспитатель собирает детей около себя.

- Вы знаете, что такое природный материал?

- А что из него изготавливают?

- Какие примеры изделий из природного материала есть в нашей группе?

Стук в дверь, приносят посылку. Ребята к нам в группу сегодня доставили посылку, ой, а в  ней еще и письмо давайте его прочитаем,  а потом обязательно откроем посылку и посмотрим, что в ней находиться.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Боровичок, я хочу вам рассказать интересную историю, которая недавно со мной приключилась. Недавно я нашёл на тропинке клад, хотел посмотреть, что спрятано да ливень начался. А на следующий день пошёл искать - не нашёл, забыл, где его видел. Беда, да и только! Помню, что на том месте лежал предмет, которого на моей тропинке быть не должно: предмет, был сделан из дерева, маленький на длинной палочке круглый на конце. Потом я узнал, что это была деревянная ложка, сделанная людьми. Я бы хотел больше узнать о том, что еще люди изготавливают из природных материалов. Можите мне об этом рассказать?

Хотите помочь Боровичку узнать, что люди изготавливают из природного материала? (Да, хотим).

А сможете?

2.      Актуализация знаний.

2.1. Игра «Ящик ощущений»

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей о природных материалах и их свойствах.

2) развивать осязание, умение определить предмет на ощупь.

Ребята, давайте посмотрим, что в коробке, которую прислал нам Боровичок.

Воспитатель ставит перед детьми коробку внутри,  которой находятся различные природные материалы.  Каждый ребенок должен подойти и на ощупь определить, что в коробке (фетр, шерсть, глина, дерево, береста, берестяная подкова, деревянная ложка). Описать какой он на ощупь (гладкий, шероховатый, маленький, большой, на что похоже).

2.2. Игра «Назови материал».

Дидактические задачи:

1) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память и логическое мышление.

2) систематизировать знания детей о многообразии материалов.

Ребята, я сейчас на доске буду вывешивать различные картинки с изображением материалов (каждая группа по очереди будет называть материал с картинки глина, песок, дерево, шерсть, пластмасса, металл, резина); После того как дети назовут все материалы, педагог предложит детям разделит материал в колонки природный и искусственно созданный.

3.   Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра: «Соотнеси»

Дидактические задачи:

1) систематизировать знания о природных материалах.

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление и речь.

Воспитатель раздает на каждую группу детей природные материалы. Песок, дерево, береста, шерсть, глина и изделия из этих материалов. Стекло (зеркало), деревянная ложка, берестяная шкатулка, фетр, пряжа, глиняный горшок, кирпич. Также присутствуют материалы, которые не относятся ни к одному изделию (поролон, резина, проволока), детям необходимо понять, что из этого материала ничего не сделано (из представленных перед ними изделиями).

Детям необходимо соотнести материал с изделием.

Возникает затруднение:

Смогли ли вы соотнести материал с изделием? (Нет, не смогли).

Почему не смогли? (Мы точно не знаем, что и из какого материала изготавливают).

Значит, что нам сейчас нужно узнать? (какие изделия, из какого материала изготавливают).

4.   Открытие нового знания.

4.1. Игра «Соотнеси» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) формировать представления о природном материале и изделиях, которые из него изготавливают.

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление и речь.

-Как мы можем узнать? (У воспитателя, у родителей, в энциклопедии и.т.д).

- Ребята, в детской энциклопедии есть красочные картинки-схемы, в них показано из какого материала какие изделия получаются. Давайте мы с вами их посмотрим. Дети рассматривают картинки-схемы. Сейчас вы поняли, что из какого материала делают. Тогда давайте выполнять задние. У вас получилось соотнести материал с изделием?

Хотите Боровичку отправить эти картинки-схемы, чтобы он тоже разобрался и понял, что и из какого материала изготавливают?

Физкультминутка: Свойства материалов (дерево: твердое, большое, и.т.д)

5.   Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Работа с карточками заданиями»

Дидактические задачи:

1) закрепить знания детей об искусственных и природных камнях.

2) развивать умение детей работать в группах.

Воспитатель раздает детям карточки с заданиями. Первое задание обвести в кружок все изделия, которые делают из дерева. Второе задание найди лишнее необходимо вычеркнуть неприродный материал (например, нарисовано, дерево, песок, пластмасса – лишним будет пластмасса).

Дети приступают к выполнению задания по карточкам.

6.      Осмысление.

Дидактические задачи:

1) провести рефлексию деятельности на занятии.

2) создать ситуацию успеха.

-Что нового мы сегодня с вами узнали?

-Кому мы сегодня смогли помочь?

-Почему мы смогли это сделать?

-Что было самым интересным? Почему?

 

-Было что-то трудно? Что? Почему?