Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Тема занятия: "Путешествие в город "Звукиленд"

Рипанова Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ детский сад №3 "Светлячок"

город Берёзовский


Образовательные области: Речевое развитие,  физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативноеразвитие.

Тема занятия: «Путешествие в  город « Звукиленд»

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель занятия: Доведение до понимания детей о родной речи через беседу  и дидактические игры.

Задачи занятия:

Обучающие задачи:Продолжать развивать речь как средство общения. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки ш-ж.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Формировать умение составлять небольшой рассказ на тему предложенную воспитателем

Развивающие задачи: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

 Продолжать развивать фонематический слух и активизировать словарный запас детей.

 Развивать умение подбирать слова с противоположнымзначением. Помогать правильно употреблять существительные  множественного числа.

Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость к родной речи.

Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Дополнительные задачи: развивать умения детей внимательно слушать и выполнять игровые действия.

Словарная работа: камыш, фуражка.

Планируемый результат занятия: Дети понимают что речь- это средство общения.

Материалы и оборудование: предметные картинки, картинка  «Осенью»,физминутка «Как живёшь? », кубик с точками,письмо, осенние листочки с цифрами, дидактические игры «Давай познакомимся», «Один-много», «Скажи наоборот», «Найди звук», «Назови одним словом». 

Ход занятия:

             Дети входят в зал. Здороваются. Встают в круг

                                    Собрались все дети в круг

                                    Я- твой друг и ты мой друг,

                                    Вместе за руки возьмёмся

                                    И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: ребята предлагаю  поиграть в игру «Давайте, познакомимся». Поиграем?

Дети: Поиграем.

Воспитатель:Каждый из вас, по очереди прохлопывает своё имя и говорит сколько слогов в его имени.

(Дети играют,  в дверь стучат, подают письмо )

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо, прочитаем?

Дети: Да.

Воспитатель: (Читает письмо)

«Здравствуйте ребята, пишет вам волшебница-хранительница алфавита и звуков из города Звукиленд», у нас в городе случилась беда, налетел сильный осенний ветер и унёс  2 звука «Ш » и «Ж», для того чтобы вернуть эти звуки нужно выполнить несколько заданий. Прошу вас о помощи. Прилетайте быстрее. К сожалению, вас встретить не смогу, нахожусь в поиске пропавших звуков, без них невозможно сложить  многие слова. Ваша волшебница.»

Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь волшебнице- хранительнице алфавита и звуков.

Дети: Да.

Воспитатель: Да, если мы все дружно будем выполнять задания,то мы с вами найдём пропавшие звуки.

Дети, скажите, а что такое алфавит?

Дети отвечают: таблица, в которую вписаны буквы.

Воспитатель: Но мы сегодня ребята, будем говорить больше о звуках. Звук это-

Звуки бывают разные, они делятся на две группы, какие?

Дети: На гласные и согласные.

Воспитатель: Гласные-это какие звуки?

Дети: А, О, У,Е, И, Ё, Ы, Э, Ю, Я. Они поются, растягиваются. И в алфавите обозначаются красным цветом.

Воспитатель: Их легко произносить, во рту нет, не каких препятствий. И другая группа звуков называется согласные, во рту появляются препятствия, этих звуков больше. Например, звуки «Л», «М», «Т», «З». Их в алфавите обозначают, синим цветом. Из букв извуков складываются слоги, затем слова и предложения.

Ребята, но нам нужно поторопиться, в письме говориться, что мы должны прилететь на помощь. На чём мы можем полететь.

Дети: На самолёте, вертолёте, ковре-самолёте, на шаре.

Воспитатель: Предлагаю вам, отправиться на воздушном шаре, согласны?

Дети: Да.

Воспитатель выносит шар, все держатся за верёвочку, мы немного с вами пофантазируем. Приготовиться к полёту. Закрываем глаза (под музыку 1 минута). Вот мы и прилетели в город «Звукиленд» Не трогайте пока ничего руками. Будем смотреть только глазами. По всему видно, что здесь был  ураган, сорвал все листья с деревьев. Листья лежат, но они, не простые, а с заданиями. Давайте их рассмотрим, внимательно. Ребята как вы думаете, когда ветер срывает листья с деревьев?

Дети: Осенью.

 Воспитатель: Назовите осенние месяцы?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А сейчас разложите все листочки под деревом. Мы с вами будем выбирать задания с помощью волшебного кубика. Ребята, подойдите ко мне. Первым будет играть тот, кто отгадает загадку.(Детиначинают игру)

1 Задание- Дидактическая игра «Один- много»

Одна дождинка - много дождинок;

Одна туча - много туч;

Одна лужа - много луж;

Один лист - много листьев;

Одна сосулька - много сосулек;

Одна снежинка - много снежинок;

2 Задание – Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Маленький- большой;

Холодный – горячий;

Зима – Лето;

Молодой- старый;

Короткий- длинный;

Умный- глупый;

Красивый – страшный;

Низкий - высокий;

Соль - сахар;

Узкий – широкий;

3 Задание Дидактическая игра «Назови, одним словом»

а) Огурец, помидор, капуста, морковь, свёкла (овощи)

б) Яблоко, груша, слива, персик, виноград (Фрукты)

в) Берёза, тополь, дуб, клён, рябина (Деревья

г) Стул, стол, шкаф, диван, комод (мебель)

д) тарелка, кружка, стакан, чашка, блюдце (посуда)

е) Кофта, платье, брюки, юбка, рубашка (одежда)

ё) Кеды, тапки, туфли, сандалии, кроссовки (обувь)

Физминутка

Как живёшь? Вот так  (дети показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так  ( шагают на месте)

А бежишь?  Вот так (Бег на месте)

Ночью спишь? Вот так (руки под щёку)

Как берёшь? Вот так  (показывают руками как берут)

А даёшь?  Вот так  (протягивают руки)

Как молчишь? Вот так  (указательный палец к губам)

А грозишь?   Вот так  (грозят указательным пальцем.)

4 Задание «Составь рассказ по картинке» (Осенняя картинка)

Дети составляют все вместе короткий рассказ по картинке, если дети затрудняются, помочь наводящими вопросами.

5 Задание «Построить схему слова «мама» из гласных и согласных звуков.

6. Задание «Найди звуки «Ш» и «Ж» в словах»

Звук, может стоять в начале, в середине или в конце. (Шар, кошка, камыш ) (Фуражка, жираф, гараж)

Словарная работа: камыш, фуражка.

Воспитатель:

«Ш» - всегда шипящий звук

 Шар воздушный сдулся вдруг

 Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.

«Ж» - конечно, звук жужжащий

Где- то там жужжит пила,

А вот летящая пчела

Ж – Ж –Ж – Ж – Ж – Ж.

Воспитатель: Вот ребята, нашлись наши звуки «Ш» и «Ж». Помогли мы волшебнице-хранительнице?

Дети: Да

Воспитатель: Пора нам возвращаться, домой. К полёту на шаре приготовились. Закрыли глаза. Открыли. Вот мы и дома (Усаживает детей)

Воспитатель: Скажите, ребята, какие вы знаете гласные звуки

Дети отвечают: а, о, у, е, ё, э, ю, я,ы,и

Воспитатель: А какие вы знаете согласные звуки?

Дети отвечают: б, в, г, д и другие звуки.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают.

 

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Попрощайтесь с нашими гостями. Спасибо за внимание.