Круговорот воды в природе "Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево"

Рейкало Елена Владимировна, воспитатель

МБДОУ "ДСОВ №41"

Иркутская обл., г. Братск

 


Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материал: фланелеграф и аппликации для него: облако, туча, озеро в зарослях тростника, радуга, дерево, несколько капелек, среди них три крупные и с «лицами».

Содержание занятия: рассказывая сказку, воспитатель на фланелеграфе размещает аппликации с изображением того, о чем идет речь в сказке.

Чтение сказки:

Жили-были дождинки в облаке. Тому, кто ничего не знает о дождинках, могло показаться, что все они похожи одна на другую: обыкновенные капельки воды. На самом деле у каждой был свой характер. Каждая мечтала о своем, у каждой изних была впереди длинная история. А пока они плыли высоко в небе в родном облаке и рассказывали друг другу о своихмечтах. Одной хотелось путешествовать - от сестер дождинок она слышала, что в далеких краях с ними случались самые невероятные приключения. Другая любила все красивоеи мечтала стать радугой, а третья... больше помалкивала и думала только о том, как бы напоить деревья и травы.

Облако медленно плыло по небу, постепенно росло и темнело и вот наконец пролилось дождем. Первая дождинка оторвалась от облака тогда, когда оно проплывало над большим озером. Вторая дождинка дождалась, когда выглянуло солнышко, и выскользнула из облака, отражая вместе с другими капельками дождя солнечные лучи, переливаясь всеми красками радуги. А третья дождинка упала в лес.Сначала она оказалась на гладком зеленом листочке. От ударов дождевых капелек он задрожал. Капелька скатилась вниз наследующий лист. Так, падая все ниже и ниже, она оказалась на земле и сразу же исчезла в сухой почве - дождя давно не было, земля даже потрескалась. Скользит капелька между сухими комочками почвы и думает:

- Что же со мной станет? Куда я попаду? Смогу ли я когданибудь вернуться в родное облако? А вокруг столько всего интересного...

Вот навстречу капельке пробираются земляные черви. Она - вниз, они наверх.

- Скорее, скорее, вода заливает, дышать нечем. Это дождевые червячки. Это дождь выгнал их из сухих подземных норок. А капелька вдруг провалилась в какой-то туннель. Это крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько вземле живет маленьких жучков, паучков. Все они копошатся, кто-то кого-то ловит, кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит...

 

Ой, а это что за длинные белые толстые нити в почве. Только успела дождинка это подумать да придвинуться к нитям поближе, чтобы получше рассмотреть их, как очутилась внутри них! Это были тонкие волоски, расположенные на корняхдерева. Но дождинка этого не знала. Она почувствовала, что начала подниматься. Она двигалась вверх вместе с другими капельками дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды - так давно не было дождя - и теперьжадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх - сначала по толстым каналам внутри ствола, потом по средним – внутри веток, и наконец по тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправились, напоенные водой, а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на самой макушке дерева, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облако в вышине. Только оно истаяло, стало маленьким иеле видным. Теплый солнечный луч коснулся капельки, и онапревратилась в пар и полетела вверх к своему облаку. Она летелаи радовалась, что ей удалось исполнить свою мечту – напоить дерево. (А. Королева). В конце занятия можно предложить детям нарисовать приключения дождинки.