Долгосрочный проект "Капелька"

Фадеева Наталья Леонидовна, воспитатель

МДОУ №61

п.Кратово

 


«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

Актуальность выбранной темы: в период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

-преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;

-регулирование их психоэмоционального состояния;

-снижение импульсивности, тревоги и агрессии;

-знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);

-формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;

-развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники младшей группы, их родители, воспитатели.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

 

Следствие проекта:

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»  по адаптации детей в ДОУ;

-  изучение правил  поведения в ДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

 В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательныепотешки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы  был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

1-й этап

 «Подготовительный»

-Подбор и изучение необходимой литературы;

-Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;

-Составление плана работы и подбор методик;

-Анкетирование родителей;

-Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;

-Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);

-Подготовка места для игр с водой.

 

 

2-й этап

«Основной»

-Реализация проекта (см. таблицу перспективный план реализации проекта).

 

 

3-й этап

 «Заключительный»

-Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

-Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;

-Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта);

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду» по адаптации детей в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

 

СРОКИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Сентябрь

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

 

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

 

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – «Послушный дождик»

 

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

 

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

 

Воспитатель

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

 

Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

 

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

 

Воспитатель

Октябрь

Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

 

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

 

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

 

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

 

Воспитатель

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

 

 

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

 

 

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

 

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

 

 

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

 

Воспитатель,

Музыкальный педагог.

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей)

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

 

Воспитатель

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

 

Воспитатель

 

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев«Кораблик»

 

 

Воспитатель

Ноябрь

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

 

Развитие ловкости

 

 

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

 

 

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться

 

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

 

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

 

Воспитатель

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

 

Совершенствование умения пользования предметами по назначению

 

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

 

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

 

Воспитатель

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

 

 

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование влияния на воду природного материала

 

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

 

 

Воспитатель

Декабрь

Наблюдение на прогулке за тучками.

Обсуждение с детьми о природных явлениях.

 

Воспитатель

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

 

 

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование причины загрязнения воды

 

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

 

Воспитатель

Чтение потешек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

 

Знакомство с потешками по теме проекта, расширение словарного запаса

 

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

 

Воспитатель

Музыкальный педагог

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

 

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

 

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

 

 

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

 

 

Воспитатель

 

 

                               Темы для реализации проекта

Наблюдение

Вода льется из крана

Формы работы: беседа, художественное слово, эксперимент.

Цель: познакомить с основными свойствами воды: вода прозрачная, льётся.

Ход наблюдения

Воспитатель спрашивает детей: «Откуда мы берем воду? » Дети отвечают: «Вода льется из водопроводного крана» Воспитатель: «Давайте откроем кран и понаблюдаем». Дети открывают кран - вода течет струей вниз, закрывают – воды нет. Набрав воды в пластмассовый стаканчик, смотрят через стакан. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета вода? » Дети отвечают: «Вода прозрачная, бесцветная, через неё все видно» (если ответов детей не последует, воспитатель сам называет свойства воды) .

Несколько раз во время мытья рук, воспитатель уточняет свойства воды – льётся, прозрачная, сквозь воду видны руки и мыло. В повторное наблюдение включает куклу Машу, которая смотрит, как дети моют руки, читает стихотворение:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

Наблюдение

Вода холодная и горячая

Формы работы: беседа, художественное слово, исследование.

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает разная: холодная, тёплая и горячая (холодная - освежает, бодрит; теплая - согревает, ласкает).

Ход наблюдения

Воспитатель во время гигиенических процедур открывает кран с холодной водой, предлагает потрогать воду и спрашивает детей: «Какая вода льется из крана?» Дети отвечают: «Холодная». Воспитатель включает теплую воду, предлагает потрогать и спрашивает детей: «А теперь какая вода стала? » Дети отвечают «Теплая». Воспитатель подводит итог: «Вода бывает холодная, теплая, горячая. Холодная - освежает, бодрит; теплая - согревает, ласкает; горячая вода опасна: можно обжечься. Обращает внимание детей на розовые щечки, чистые руки, гладкую кожу. Приговаривает:

Вода текучая, дитя растучее.

С гуся вода, с дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху!

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок!

 

Наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

Ход наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит ем­кость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу.Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? —

 Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

 Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Трудовая деятельность

Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные игры

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

—  приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помо­гать друг другу.

«Лиса в курятнике».

Цели:  упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя,  спрыгивать со скамейки;

—  учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 метра;

—  совершенствовать навыки перепрыгивания.

Выносной материал

Для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».

ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА…».

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  познавательно – исследовательская, игровая,  чтение художественной литературы,  продуктивная,  безопасность.

                                    ПРОГРАММНЫЕ  ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социализация».

-   развивать игровую деятельность детей;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « Безопасность».

-   формировать представления о безопасном поведение играми с водой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание».

-  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства ,  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

-   формировать умение включать движение рук по предметам в процессе знакомства с ним.

-   стимулировать интерес к играм с использованием воды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Коммуникация».

-  развивать свободное общение взрослого и ребёнка (развитие речи, умение выполнять поручение).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Чтение художественной литературы».

-  учить слушать потешки, умение произносить их с использованием действий.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  чтение потешки  «Водичка, водичка…».

МАТЕРИАЛ:  таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Катя в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Катей.

- Алина, скажи Кате «Здравствуй Катя», и ты Ваня скажи «Здравствуй Катя».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).

- Правильно Саша, её надо умыть водой. Помоги мне Аня. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).

                                              Водичка, водичка

                                               Умой моё личико,

                                               Чтобы глазки блестели,

                                               Чтобы щёчки краснели,

                                               Чтоб смеялся роток,

                                                Чтоб кусался зубок!

-Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.

-Катя, это ребята тебе помогли, скажи теперь ты им «Спасибо, ребята!».

ОПЫТ С ПРЕДМЕТОМ.

Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

-Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

- Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

- Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

-Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

- А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду. (ребёнок выполняет действие).

- Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

-Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза).  Вызываю по очереди всех детей.

- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

-Поняла Катя? ( кукла говорит спасибо).

-Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя!

РЕФЛЕКСИЯ.

- И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

 

Опыт "Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия

 Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Опыт «Прозрачная вода может стать мутной»
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Водичка, водичка!»

 Задача игры: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы, мыло, умывальник, полотенце.

Игровые действия: вымыть куклам руки.

 

 

Ход игры

В оспитатель показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Воспитатель спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Взрослый показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Затем предложить детям вымыть руки куклам. После того как дети вымоют куклам руки, предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»

Методические рекомендации: при необходимости оказывать индивидуальную помощь. В конце игры похвалит всех детей. Обратить внимание детей на необходимость мытья рук. Игровой персонаж может меняться.

Пузырь

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание.

 Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

 Раздувайся, пузырь,

 Раздувайся, большой,

 Оставайся такой

 Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.


Вот какой большой пузырь!

Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.

Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.

Солнышко и дождик

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание

 Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.


А нас дождик не намочит

Указания к проведению

 В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

 

«Делаем мыльные пузыри»

Цель:

.- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей;

- поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам;

- поощрять желание детей отвечать на вопросы взрослого;

- обогащать активный словарь детей : мыло, мыльный, пленочка.

Материалы и оборудование.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: гигиенические процедуры (мытье рук, игры с водой, художественное слово («Водичка, водичка.)

Ход игры

Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

- Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

- Что мы делаем, когда вынимаем петлю?

(Потихоньку дуем) .

- Что происходит? Как получился мыльный пузырь?

Пузырь получился только из жидкого мыла. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его окружает, получается пузырь.

Проводятся игры «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? ». Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой

формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

 

 

 

Физкультминутка

Тихо плещется вода

Мы плывем по теплой речке (плавательные движения руками)

В небе тучки как овечки

Разбежались кто куда (поднимем руки вверх и раздвигаем в стороны)

Мы из речки вылезаем

Чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (дети садятся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая сказка «Про маленькую капельку».

 Задачи: подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери, человек; доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Материалы:

- аквариум с рыбками

- лейка с водой, комнатные растения

- фонтанчик с водой, чашки с водой

- банка с грязной водой

- игрушки для купания и игр

- маска Солнышко

 

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, сейчас я вам расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите? Слушайте.

- Жила-была маленькая водяная капелька. А где была капелька, там была и вода. А где была вода, всем было хорошо. Рыбки радостно плавали в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами умываться и пить воду. Но однажды случилась беда. Налетел сильный и холодный ветер и унес капельку. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое и нам поможет.  

Дети с воспитателем зовут солнышко.

Солнышко, отзовись, красное появись!

Появляется Солнышко – маска (или нарисованное солнышко).

Солнышко. Здравствуйте, дети!

                      Зачем вы меня звали?

                      Какая случилась беда?

Воспитатель. Солнышко! Злой холодный ветер унес капельку. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Рыбы, птицы, цветы, люди не могут жить без воды.

Солнышко. Я вам помогу, ветер разгоню и вашу капельку верну.

Звучит музыка «Веселый дождик».

Воспитатель. Ребята (дети), что это за веселая музыка звучит? Кто так звонко стучит в окно.

Дети. Это дождик!                                                                                                      Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает.

Я веселый дождик,

Я очень нужен вам.

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

Воспитатель. А вы знаете, как капает дождик?

Дети. Кап, кап…

Воспитатель. Правильно! Кап, кап, потому что дождик состоит из маленьких капелек.

Игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель. Дети, а теперь пойдем и послушаем, как журчит водичка.

Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель. А сейчас поспешим к рыбкам. Посмотрим, есть у них вода?

Дети подходят к аквариуму.

Воспитатель. Что делают рыбки? Дети  вместе с воспитателем наблюдают, как рыбки плавают в аквариуме.

Дети. Плавают.

Воспитатель. Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Нет, они погибнут.

Если дети затрудняются с ответами, то воспитатель помогает.

Воспитатель. А теперь поспешим к нашим цветам.

Подходят к растениям.

Воспитатель. Земля в горшках сухая. Цветы пить хотят что нам нужно сделать?

Дети. Полить.

Воспитатель. А где у нас вода?

Дети. В лейке.

Дети вместе с воспитателем поливают цветы.

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Воспитатель. А кто пьет из чашечки кипяченую воду?

Дети. Мы.

Воспитатель показывает банку с грязной водой.

Воспитатель. Какая вода в банке?

Дети. Грязная.

Воспитатель. Можно ли пить грязную воду?

Дети. Нет, нельзя.

Воспитатель. Давайте расскажем, что мы еще делаем с помощью воды?

Выполняют упражнение пальчиковой гимнастики «Водичка, водичка…»

Воспитатель. Молодцы, ребята!

И за то, что вы много знаете про воду, она дарим вам эти игрушки (плавающие).

Дети играют, погрузив игрушки в воду.

 

Пальчиковые игры

 

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост?              хлопки

- Вот, вот, вот!                                    руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос?            хлопки

-  Вот, вот, вот!                                    показать нос

Зайка, зайка, лапы где?                  хлопки

-  Вот, вот, вот!                                   показать руки

Зайка, зайка, ушки где?                    хлопки

- Вот, вот, вот!                      показать ушки

ВОРОНА

У вороны голова,                   руки на голове,

ва-ва-ва-ва                              4 хлопка

Клюв  и  крылья,                   руки у носа,   «крылья»

Хвостик,  ноги,                       руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги                     4 хлопка

МАШИНКА

Заведу мою машину                           «мотор»

- Би-би-би, налью бензину.             3 хлопка, топать

Крепко-крепко руль держу               «держать руль»

На педаль ногою жму.                        топать правой ногой

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз                             руки в «замок», большие   пальцы вращаются

Прицепил  вагон, повез.                   сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил  вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой                          руки – «полочка», покачиваются

Он плывет ко мне домой                         руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

Крепко я держу штурвал                         «держать штурвал»

Я ведь  главный  капитан                           4 хлопка

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты,                И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты.           4  хлопка

Руки – нос, и руки – крылья       «нос»,  «крылья»

Полетела эскадрилья.                          встать, разбежаться,руки – крылья

КОШКИ — МЫШКИ

Вот кулак,                                        показать кулак левой руки

А вот – ладошка,                            раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка.                 «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.                 правой рукой загибать по одному пальцу левой  

Мышки очень испугались,                                            вращать кулаком

В норки быстро разбежались                       спрятать кулак под.  правую подмышку

 

 

 

Стираем белье
Потрите кулаки друг о друга, будто вы стираете белье.
Пена мылится в корыте,
Я стираю — посмотрите!
Мы сегодня так старались:
Всю одежду постирали,
Все теперь мы отожмем
(«отжимайте белье»)
Жмем, жмем, жмем, жмем,
Ох, устали — отдохнем
(встряхните расслабленными кистями)

 

 

Раз , два , три , четыре
(сжимаем и разжимаем кулачки) 
Мы посуду перемыли :
(трем ладошки, "моем" посуду) 
Чайник , чашку , ковшик, ложку , 
И большую поварёжку !
(загибаем пальчики)
Только чашку мы разбили . 
Поварежку разломили.
Ковшик тоже развалился , 
Нос у чайника отбился . 
Ложку мы чуть-чуть сломали ,
(разгибаем пальчики) 
Так мы маме помогали .

 

 

 

 

 

Потешки

Шла купаться черепаха 
И кусала всех от страха, 
Кусь-кусь-кусь-кусь 
Кусь-кусь-кусь 
Никого я не боюсь!

 

 Кран, откройся!

Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся! 

 

 

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Капельки и тучки». 

Задание: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой.

 

Игра-занятие

«Мамины помощники»

 

Цель: Закреплять умение выполнять четыре последовательных действия.

Задачи:        

-Учить детей взаимодействовать друг с другом в игровой ситуации;

-Продолжать учить подбирать атрибуты для игры;

-Закреплять умение пользоваться предметами-заместителями;

-Побуждать детей сопровождать свои действия речевыми высказываниями;

-Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе игры;

-Продолжать воспитывать доброжелательное отношение детей в игровых ситуациях.

Оборудование:

Игрушка котенок; приготовить вещи которые будет разбрасывать котенок (кубики, бумага, салфетки, белье, посуду); метелки, тряпочки; тазы, стиральные доски, фартуки, веревка с прищепками, утюги.

Предварительная работа:

Экскурсия в прачечную детского сада

Беседа из личного опыта детей (Кто дома убирается? Что делает? Как можно помочь маме?)

Чтение художественных произведений: Е Благининой «Не мешайте мне трудиться», «Бабушка-забота», Е Серовой «Стирка»

Д/и «Мамины помощники»

Речь с движением «Хозяюшка»

Ход занятия 

В группу к детям приходит шаловливый котенок, здоровается с детьми.

Котик: Здравствуйте. А спросите, как меня зовут! (дети спрашивают)

Меня зовут Пушок, я пушистый, мягкий, погладьте меня. Муррр…

А как вас зовут? (знакомится с детьми).

Ах, как у вас красиво! Сколько игрушек! Я люблю играть! (разбрасывает кубики, рвет бумагу, роняет посуду, пачкает салфетки, кукольное белье).

Ох, устал я. Где бы мне отдохнуть, поспать. Найду уголок, чтобы меня никто не нашел…(прячется).

 Воспитатель: Вот это да! Ну и Пушок! Ну и шалун!, что натворил!. Какой у нас теперь беспорядок! Кубики разбросал, посуду уронил, порвал бумагу, испачкал белье! Что же нам теперь, ребятки, делать? (наводить порядок).

 Дети вместе с воспитателем распределяют обязанности, кто что будет делать. Во время уборки спрашивает детей: «А кто у вас дома убирается?»

 Воспитатель: Ну вот, все убрали, а белье у нас грязное осталось, что же будем делать? (стирать) А кто у вас дома стирает? А вы помогаете? А давайте вспомним как нужно стирать.

 

Песня-игра «Мы стирали»

 

Мы стирали, мы стирали,

Нашим мамам помогали

Мы стирали – 2 р.

И нисколько не устали.

 Поласкали, поласкали

Белье мы полоскали,

Выжимали, выжимали

Нашим мамам помогали.

 Белье стряхнули

От воды смахнули

Повесим на веревочку белье,

Пусть быстро высохнет оно

 Мы стирали, мы стирали,

Нашим мамам помогали

Мы стирали – 2 р.

И немножечко устали,

УХ!

Воспитатель: А теперь будем стирать.

В это время просыпается Пушок. Обращает внимание на чистоту. Спрашивает детей, кто что делал. Дети стирают, а котик спрашивает каждого, что он делает и просит научить его.

 

Последовательность действий:

Наливают воду в таз

Берут мыло, намыливают белье

Стирают

Меняют воду

Поласкают

Выжимают

Встряхивают

Натягивают веревку

Вешают, закрепляют прищепками

Выливают воду из таза.

 

Котик: А давайте, пока белье сушится поиграем в игру «Кошки-мышки»!

Подвижная игра «Кошки-мышки»

 

Воспитатель: Ребята, белье высохло, что теперь будем делать? (гладить)

Дети учат котенка гладить белье. После этого одежду складывают обратно в корзину.

 

Котик: Ребятки, а расскажите мне еще раз, что вы сегодня делали? Вы хорошо играли вместе, дружно, не ссорились, помогали друг другу.

Котик благодарит детей и угощает их сладостями а затем прощается и уходит.

 После игры дети убирают игрушки на место, под руководством воспитателя.

В конце проводится хоровод-ритуал:

 Мы ссорились, мирились

И спорили порой

Но очень подружились

За нашею игрой

Игра-игрой сменяется

Кончается игра

А дружба не кончается

Ура! Ура! Ура!

 

 

 

 

                    Консультация для родителей: «Игры с водой».

Чтобы познать удивительные свойства воды, предлагаем родителям игры.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в вашем присутствии. Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как “ведут себя” в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.

Как играть с водой?

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить – кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой – можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из крана.

Выливаем, наблюдаем, сравниваем!

 Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков “поместится” в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).

А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.

Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.

Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.

В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера):

Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько – одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.

 

Кидаем в воду всё подряд!

 В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.

Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:

Металл – ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);
2. Дерево – деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);
3. Пластмасса – любые предметы и игрушки;
4. Резина – в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните;
5. Ткань – кусочки разных тканей, разных размеров – некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее “постирать”, такая “стирка” доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
6. Бумага и картон разной плотности – намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера – маленький кусочек намокает быстрее большого.
7. Губки разных размеров – поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

 А если подкрасить?

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально – три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

В каждой из бутылок – раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

Растворяется – не растворяется

 Что еще может растворится в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

Меняем температуру

 Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками, в которые мы наливали цветную воду. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать – расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Позже надо научит ребенка пользоваться кранами с горячей и холодной водой. Сначала открываем холодную, потом горячую. На кранах обычно есть красный и синий кружочки. Красный – это опасно, это горячая вода. Синий – это холодная. Но момент ознакомления ребенка с открытием кранов лучше оттянуть. Начинать такое знакомство лучше года в два с половиной – три. А до того, надо создать такие условия, когда ребенок не сможет сам открыть краны. Для этого покупаете в ванну перегородку, на которой сидят обычно и ставите около кранов. Тогда малыш не дотянется.

А когда ребенок все-таки познакомится с возможностью открывания кранов, можно познакомить его с разницей в напоре воды: сильный, слабый, послабее. Познакомить с принципом работы смесителя. Чуть-чуть откроем горячую, чуть-чуть откроем холодную. Холодную посильнее, холодную послабее, горячую посильнее, горячую послабее. Ребенку в два с половиной – три года это очень интересно. А о том, как это полезно для него и говорить не приходится.

Лёд – это тоже вода

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело… Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий – на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте – где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.

Придумайте новые игры с водой. Летом на даче в теплую погоду дайте ребенку играть с водой на улице в надувном бассейне или в тазике. Можете принести ведерко воды прямо в песочницу.

 

Консультации для педагогов «Игры малышей с водой»

Игры малышей с водой

Что они развивают?

Занятия и игры с водой не ставят задачу вырастить будущего Эйнштейна. Но именно в этих играх реализуется ребёнок.

Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особенный естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей. Но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучив свойства такого универсального материала как вода. Любому ребёнку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств ребёнка.

Вода – самая доступная игра для детей.Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой. Всё это создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей младших групп такие игры являются, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Воспитатели могут использовать воду в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. В этом случае игры и манипуляции с водой можно назвать психопрофилактическими адаптационными играми.

Для малыша, ещё слабо владеющего речью, ёмкость с водой становится своеобразным театром одного актёра, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведёт и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Все игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное – малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа) .

Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей) .

Всё это, конечно, составляет основу логико-математического развития естественнонаучных представлений. Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуд разной формы (это способ подвести ребёнка к пониманию сохранения количества, исследованию того, как много воды потребуется, чтобы наполнить водой большую и маленькую ёмкость и т. д.) .

Развитие естественно – научных представлений происходит благодаря экспериментированию и наблюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду? », осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плавающих и тонущих предметов и тому подобное.

Игры с водой – это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребёнка. Только в этом случае ребёнок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.

Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

Итак, игры малышей с водой…

В чём же состоит их особая ценность для развития ребёнка?

- они существенно усиливают желание ребёнка узнавать, что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

- развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

- совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно – ролевую игру, развивают навыки социального партнёрства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные качества;

- помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёра, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

- создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувственной сферы ребёнка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребёнка безграничны.

Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности детей: методические материалы- М: ООО « Русское слово – учебник», 2019.- 56 с.

2. Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Речевое развитие детей.- М: ООО « Русское слово – учебник», 2019.- 80 с.

3. Артюхова И.С., В.Ю. Белькович. Играем, дружим, растем .- 2-е изд.-М: ООО « Русское слово – учебник», 2019.- 24 с.

4.Смирнова Е.О., В.М. Холмогорова. Социально- коммуникативное развитие.-М: ООО « Русское слово – учебник», 2019.- 80 с.

5.Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Художественно- эстетическое  развитие детей.-М: : ООО « Русское слово – учебник», 2019.- 64 с.

6. Электронный ресурс www.maam.ru

 

7. Электронный ресурс www.infourok.ru