Конспект НОД "История одной улицы"

Щелкунова Маргарита Юрьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №146"

г.Рязань


Цель:Формирование патриотических качествпосредством ознакомления с историей и культурой родного города

 

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей с историей улицы С.А. Есенина, её прошлым и настоящим

 Расширять представления детей о родном городе, как о большом культурном центре, о его достопримечательностях

 Закреплять знания детей о достопримечательностях ул.Есенина, используя ЭОР и планшетные компьютеры

 Упражнять детей в словообразовании, в  подборе однокоренных слов по теме город

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие красоты родного города

    Развивать речь детей, обогащая её новыми словами и речевыми оборотами, используя региональный компонент

Воспитательные:

    Воспитывать чувство любви, гордости к родному городу, к землякам, прославившим Рязанский край

    Воспитывать бережное отношение к культурному наследию Малой Родины

    Воспитывать бережное созидательное  отношение к природе родного края

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие

Предварительная работа: рассматривание фотографий о старой и современной Рязани, рассказ воспитателя об истории возникновения г.Рязани, показ презентации «Знакомим дошкольников с Рязанью», рассказ воспитателя о жизни и творчестве Рязанского поэта – С.А.Есенина, чтение стихотворений С.Есенина, посещение кукольного театра, разучивание физкультминутки «Мой город»

Словарная работа:улица, достопримечательности, культурный центр,театры, бульвар, фонтан, колонны, окраина, одноэтажные деревянные постройки, современные здания, самобытная, культурный центр,  красивая, зелёная, оживлённое  движение, транспорт, повозки, грузовики.

Оборудование и материалы:ноутбук, планшеты на подгруппу детей, игра с триггерами «Достопримечательности улицы С.Есенина», презентация «История одной улицы»

Ход НОД:

Воспитатель:Чтение отрывка из стихотворения С.Есенина «Гой, ты Русь!»

- Дети, о чём это стихотворение? (о Родине) Как называется город, в котором мы живём? (Рязань)

- Правильно, мы живём в Рязани, это наша малая Родина.  Рязань большой и красивый город, в котором очень много больших и малых улиц, площадей, парков, красивых зданий и сооружений. Вы хотите узнать про наш город что-то новое, чего вы ещё не знаете?

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по одной, очень красивой, центральной, древней  улице нашего города – по улице С.А.Есенина.

- Как вы, думаете,  в честь кого названа улица? (в честь С.Есенина). Почему улица названа его именем? Кто такой С.Есенин?  (это великий рязанский поэт)

Правильно, улица названа в честь великого рязанского поэта С.Есенина, который родился в нашем крае и прославил его своим творчеством.

- Все готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь. (Звучит песня о Рязани в исполнении Рязанского хора «Рязань моя, краса моя», на слайде фотография современной ул.С.Есенина)

- Дети, посмотрите и  расскажите, какая улица? (Красивая, широкая, длинная, центральная, оживлённая, зелёная, с множеством прекрасных самобытных зданий – достопримечательностей нашего города).  ( На экране слайд с видом «Дворца творчества», «Драматического театра», «Театра кукол», фонтана «Маски», университете культуры и искусства, зданием «Приобанка»)

- Дети, как называются эти достопримечательности? (Ответы детей, обобщение педагога). Улица С.А.Есенина – культурный центр Рязани.

- Улица С.Есенина очень оживлённая с большим движением транспорта. Какой транспорт проезжает по ней? (Автобусы, троллейбусы, маршрутное такси, легковые машины).

Воспитатель:- Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай слова», нужно изменить слово «город» и сказать новое слово, очень похожее на это. Вот какое слово придумала я – пригородный, а теперь вы.  (Ответы детей). Аналогично придумывают слова к слову «улица»

Воспитатель: Давайте, мы с вами отдохнём и прогуляемся по городу.

Дети выполняют физкультминутку «Мой город»

Город мой такой огромный,(руки вверх и в стороны)

Сколько крыш(дети показывают крышу над головой)

И сколько окон(руки перед лицом, открывают-закрывают окна)

Город мой такой большой(руки в стороны)

Он уютный и родной(обнимают себя руками)

Он сверкает и искрится(делают фонарики вправо-влево)

Ночью тоже спать ложиться(приседают, руки под щёчку)

Утром просыпается(подпрыгивают вверх, хлопок над головой)

Людям улыбается (руки вперёд, небольшой наклон вперёд, улыбаются)

-Дети, открою вам маленький секрет, что улица С. Есенина раньше, очень давно называлась по-другому. Это была Ряжская улица, и находилась она на самой окраине города Рязани. Это была только одна городская улица, носившая название уездного города – Ряжска. Улица эта очень древняя, она была внесена в царский план застройки г.Рязани, подписанный царицей Екатериной II.Выглядела она совсем по-другому (На слайде фотография старой Ряжской улицы)

-Посмотрите и скажите, какие дома были на улице?  (Деревянные, одноэтажные, бревенчатые). На улице Ряжской, сейчас улице С.Есенина не было никаких достопримечательностей. Какой была эта улица? (простая, похожая на деревенскую улицу, с грунтовой дорогой, по которой изредка проезжали лошадиные повозки и грузовики).

Воспитатель: Правильно, долгое время улица не была заасфальтирована, дорога грунтовая, но уже тогда, в середине улице был бульвар. Посмотрите, как он выглядел. Что было на бульваре? (Много молодых деревьев). Позже бульвар преобразился, он стал очень зелёным с большим количеством деревьев, кустарников, цветов, для отдыха горожан были построены скамейки.В наше время бульвар стал любимым местом отдыха Рязанцев. (На слайде бульвар ул.Есенина – современный и старый).

-Дети,  вы сегодня много узнали про ул.С.Есенина, а если к нам приедут гости из другого города, или даже из другой страны вы сможете рассказать им о ней, о её достопримечательностях? (Да)  Давайте станем экскурсоводами.  (Дети берут планшеты, на  которых, игры с триггерами «Наш город»).

Проводится игра «Достопримечательности улицы»

Рефлексия

Воспитатель: Дети, где мы сегодня побывали? Что нового, интересного вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать по нашему городу, вы были хорошими экскурсоводами, настоящими знатоками города Рязани.

 

 

Приложение.

 

Игры с триггерами для планшетного компьютера (старшая группа)