Обучение детей творческому рассказыванию

Артемьева Людмила Александровна, воспитатель

МКОУ Медвежьегорского района «Повенецкая средняя общеобразовательная школа»

пгт. Повенец


 

Цель:   Создание условий для творческой   речевой  активности 

       детей при   помощи сказочного материала.

 

Образовательные задачи:

 

Продолжать совершенствовать умение детей сочинять сказки по плану, используя модели. Создание творческой атмосферы, позволяющей активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказок. Учить подбирать синонимы и антонимы.

 

 Развивающие задачи:

 

Создание творческой атмосферы, позволяющей активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказки.

Развитие образной, выразительной, эмоциональной речи, творческого воображения, фантазии детей, умения выразительно, используя мимику и жесты рассказывать сказку.

 

 Воспитательные задачи:

 

Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательных отношений между детьми, стремление оказывать помощь тем, кто нуждается.

 

  

Оборудование и материалы:

 

Мультимедиа проектор, ноутбук,  ковёр – самолет, арка- «вход в  сказочную

страну», дорожка, ширма для Феи, сказочная атрибутика, ростовые куклы, конверты с заданиями.

 

                                       Ход занятия:

Дети заходят в зал, на экране изображение здания детского сада. (слайд №1)

  - Дети, вы любите сказки?....А вы хотите отправиться в путешествие в сказочную страну?... На чём можно добраться? (ответы детей).

  на экране появляется ковёр – самолёт и звук самолёта, с закрытыми глазами летят в сказку. (Слайд №2) 

Вот мы и прилетели, но чтобы пройти в ворота, нам нужно превратиться в сказочных героев, изобразить их и при входе рассказать из какой сказки вы.

Дети превращаются в сказочных героев  и поочерёдно  заходят в сказочную страну. Они жестами и мимикой изображают и говорят из какой они сказки. н-р: лисичка идёт мягкой поступью и говорит: «Я Лисичка- сестричка из сказки «Теремок» и.т.д.)   (звучит музыка –рингтон ( превращаются) ,  дети проходят в сказочную радужную страну.(слайд №3).

 На экране изображение радуги, под музыку дети ходят рассматривают атрибутику, любуются радугой. Вдруг раздаётся грохот и радуга исчезает. (слайд №4, №5)

Появляется Фея, (на экране ) и просит о помощи. (слайд №6, без звука),  голос за ширмой, ТЕКСТ см.приложение № 1.)

(см. приложение №1).

Восп-ль: ребята, но прежде, чем мы придумаем сказки, нам надо ещё собрать осколки радуги. Из каких цветов состоит радуга?  Какого цвета будем искать первый осколок радуги? (красный). Где же он может быть? (подсказка – предмет красного цвета, н-р: шарик ).Дети находят подсказку и рядом сней красный конверт с заданием.

 

1 задание: «Комплименты»

 Дети становятся в круг и передавая друг другу «волшебный цветок» говорят комплименты. (на экране появляется красная дуга). Задание выполнено. (слайд №7)

Дети ищут следующий предмет-подсказку и находят оранжево-жёлтую подсказку с таким же 2-х цветным конвертом.

2 задание:  « Что ты знаешь о сказках?»

Вопросы: Что такое сказка, чему она учит,  кто пишет сказки, каких авторов знают, из каких частей состоит, как начинаются и заканчивается, какое волшебство происходит и.т.д. (на экране появляется жёлтый и оранжевый цвет-дуги).( слайд №7).

Дети ищут подсказку и находят зелёно-голубую и такого же цвета конверт с заданием.

 

3 задание: «Скажи по - другому»

 Синонимы.      Н-р: золушка –добрая, а волк – злой, коварный…..и.т.д.( дети стоят в кругу и передают друг другу клубочек, восп-ль даёт команду «Стоп игра!» и говорит следующее слово.

«Салат из сказок» - воспитатель рассказывает сказку, где собраны герои из разных сказок, а дети находят ошибки. См. приложение №2 ( салат из сказок)

Задание выполнено (слайд Восп-ль: Ищем следующую подсказку и  синий  конверт с заданием.

4 задание:   «загадка о колобке »

Голова да без ума

В поле катится сама

Вкусная и сдобная,

Для зверей съедобная….( колобок)

Физминутка «Весёлый колобок» (автор и исполнитель Татьяна Морозова)

  После выполнения движений под фонограмму на экране появляется синяя дуга радуги. ( слайд №10).

Восп-ль: Ну вот, ребята, мы приближаемся к последнему заданию, ищите   последнюю подсказку.(  находят предмет фиолетового цвета).

5 задание «ПРИДУМАЙ И  РАССКАЖИ   СКАЗКУ»

Ребята, чтобы, вернуть жителям сказочной страны радугу, нам надо придумать и рассказать сказки. Они должны быть волшебными и не длинными, а ещё у сказки должен быть зачин, середина и конец. Подумайте, кто о чём будет рассказывать. А помогут вам вот эти карточки см. приложение  №4.

Воспитательль: готовы?

Катись, катись, колечко,

С моего крылечка.

Кому колечко попадёт,

Тот и сказочку начнёт!

 ( дети распределяются парами и под  спокойную  музыку сочиняют сказки).

Ребята, чтобы, вернуть жителям сказочной страны радугу, нам надо придумать и рассказать сказки. Они должны быть волшебными, не длинными, а ещё у сказки должен быть зачин, середина и конец. Подумайте кто о чём будет рассказывать. А помогут вам вот эти карточки. ( см. приложение  №4).

Восп-ль:  готовы?

Катись, катись, колечко,

С моего крылечка.

Кому колечко попадёт,

Тот и сказочку начнёт!

дети распределяются парами и под спокойную музыку сочиняют сказки.

Дети выходят парами, заранее договорившись, кто какую часть сказки будет рассказывать. После каждого рассказа обсуждение сказки  со всеми. Н-р: Было ли в этой сказке начало, волшебство, концовка?  и.т.д.

Неожиданно на экране появляется фиолетовая дуга радуги ( слайд №8), а затем и сверкающая радуга анимация ( слайд №9)

Восп –ль: ребята, посмотрите, радуга, мы победили злого Троля!

На экране  опять появляется Фея, ( слайд №9)  благодарит детей и предлагает им под музыку пройти под радугой, ведь русская пословица гласит: «Кто под радугой пройдёт, тот всю жизнь счастлив будет!» Дети прощаются с Феей и проходят под радугой (слайд №11).

Ну, что, ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.( покружились, покружились и в детей мы превратились).

Дети превращаются  и возвращаются  на ковре – самолёте в детский сад. 

( слайд №12 , №13).

Рефлексия:    

Восп-ль: ребята, вам понравилось путешествие? Где мы были? Что там      случилось? Как мы им помогали?.......

Самооценка при помощи карточек, на которых изображены человечки.( см прил.№4).

( на  экране  изображение  человечков: Слайд №14). детям предлагаются такие же карточки, выбрав одну из них, они дают самооценку и объясняют свой выбор).

Руки вверх- «у меня всё получилось» 

Руки в стороны – «я в чём-то затруднялся» ( в чём?).

 

Руки вниз – «Мне было трудно» (какие трудности).