Конспект НОД по обучению грамоте "Незнайка на луне"

Гульнара Салаватовна Бикбулатова, учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 9 "Березка"

г. Кумертау


Цели:

коррекционно-образовательная:

1.закрепление навыка проведения звукослогового анализа слова, проверить умение отгадывать загадки;

2. продолжать развивать навык соотнесения звука и буквы;

3. закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных;

4. совершенствование навыка печатания слов под диктовку, составления  предложения и проверить практическое усвоение детьми предлогов;

5. совершенствование навыка чтения слов и предложений;

6. продолжать совершенствовать навык определения места звука [Р] в  словах, определения количества слогов в слове, автоматизация звука [Р];

коррекционно-развивающая:

развитие речевого слуха с помощью технологии хромотерапии в логопедической работе;

(преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);

продолжать развивать навык составления рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать связную речь

коррекционно-воспитательная:

воспитание усидчивости, умения слушать своих сверстников.

 

 

 

 

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, вы давно знакомы с Незнайкой и знаете о его приключениях.  Я сейчас расскажу, что он еще задумал, чтобы отправиться с друзьями в новое космическое путешествие.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной.

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

Вы эти детали Незнайке найдите,

Корабль межпланетный из них соберите.

Хотите помочь Незнайке найти и собрать чертежи межпланетного корабля? (Да). Но деталей пока нет, а чтобы они нашлись, нужно выполнить разные задания, которые придумали для вас Незнайка и его друзья — веселые коротышки из цветочного города.

1-е задание: игра «Письмо от Незнайки» (Использование технологии хромотерапии в логопедической работе, развитие речевого слуха).

-Письмо вам прислал Незнайка, думаю он как всегда допустил ошибки. Слушайте внимательно, если найдете ошибку, поднимите руку и исправьте ее и садитесь на свои места.

  «Здравствуйте, дорогие ребята! Это лето я провел в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым , прям как огурец. Но вот лето закончилось, наступила осень. Листья на деревьях посинели и стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет желтый снег, все поставят в домах красные елки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощения — розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания , ваш друг Незнайка.

   - Первое задание выполнено, получаем одну деталь для межпланетного корабля.

2-е задание придумал Знайка.: Игра «Живые звуки» ( закрепление навыка проведения звукослогового анализа слова, проверить умение отгадывать загадки).

-  Он хочет проверить вашу сообразительность и знания о звуках. Отгадайте загадку и выполните звуковой анализ слова-отгадки.

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звезд всегда одна.

                        (Луна)

[Л] — согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

[У] — гласный, обозначается красным цветом.

[Н] -  согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

[А] -  гласный, обозначается красным цветом.

- Сколько звуков в слове луна? (В слове луна 4 звука)

- Сколько букв в слове луна? (В слове луна 4 буквы). Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

3-е задание от Авоськи и Небоськи: «Упражнение с разрезной азбукой» (Продолжать развивать навык соотнесения звука и буквы).

-  Они предалагют вам из букв составить слово, которое вы только что разбирали по звукам. (Луна). Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

4-е задание задание от Торопыжки.: Упражнение «Чья? Чье? Чей? Чьи?» (Закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных).

-  Он рисовал разных животных, но, как всегда, торопился, что в результате у него получилась вот такая картина.

- Что в ней необычного? (состоит из разных частей животных и птиц).

- Назовите, части каких животных вы узнали на картине? (Я узнала тигриные лапы, баранью шерсть и т.д.). Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

Веселая логоритмика от коротышки Гусли.  (преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

5-е  заданиеот Винтика и Шпунтика: упражнение «Напечатай слова» (совершенствование навыка печатания слов под диктовку, составления  предложения и проверить практическое усвоение детьми предлогов)

- Винтик и Шпунтик  предлагают напечатать важное сообщение : на, мы. Ракета, космос.

- Расшифруем их послание (Мы летим на ракете в космос). Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

6-е задание от Ромашки : Упражнение «Прочитайка» ( совершенствование навыка чтения слов и предложений).

- Ромашка предлагает прочитать предложения на лепестках разноцветного цветочка.

Девочки в саду цветы собирали. У Кати маки. У Тани кашка. У Нины гвоздики. У Зины ромашки. И т.д. Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

7-е задание от Ворчуна и Молчуна: Упражнения «Определи место звука в слове», «Телеграф» (продолжать совершенствовать навык определения места звука [Р] в  словах, определения количества слогов в слове, автоматизация звука [Р]).

-  Определите место звука [Р] в словах и определите сколько слогов в вашем слове. Следите за произношением звука [Р] в словах.

- В слове РОМАШКА, звук [Р] слышим в начале слова. В этом слове 3 слога.Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

8-е задание от Стекляшкина: Упражнение «Расскажи-ка». ( продолжать развивать навык составления рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать связную речь).

- Стекляшкин предлагает вам составить расказ про космос спомощью таблицы помощницы.

Примерный рассказ по таблице.

Космос

  Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие вселенные  и галактики. На небе видны созвездия, можно найти Большую Медведицу и Малую Медведицу. Человек вегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.

Получаем еще одну деталь для межпланетного корабля.

Итог занятия. Строим из деталей ракету. Фотография на память.

- Вы - молодцы, помогли Незнайке и теперь он может отправиться в космическое путешествие со своими друзьями.