Красота воды

Ершова Виктория Станиславовна, воспитатель

МДОУ Детский сад №12 комбинированного вида

д.Бегуницы


Пояснительная записка

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

В старшей группе конструктивное творчество начинает отличаться содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

Интегрирование различных образовательных областей в  проекте  открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками  в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи:

Естественные науки - изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе - машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.

Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.

Проектирование - создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей.

Сравнение природных и искусственных систем.

Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

Формирование математических представлений - понимание асимметирии и симметрии построения объекта, и устойчивого положения постройки на плоскости. Счёт – при работе по инструкции.

Развитие речи - общение в устной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить  рассказ.

Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление.

1

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны.

Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, проект помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.

 

Участники проекта: Детистаршей группы(возраст от 5 до 6 лет), родители, воспитатель.

Концепция  проекта направлена на:

 

      помощь детям в индивидуальном развитии;

      мотивацию к познанию и творчеству:

      к стимулированию творческой активности;

      развитию способностей к самообразованию;

      приобщение к общечеловеческим ценностям;

      организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

 

Формы и методы используемые для реализации:

Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)

Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)

Познавательные  (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

 

2

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Проблемный метод  (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)

Игровой метод  (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

- Эврический (Путь открытия нового)

 

Формы организации  игр - занятий

         Активная помощь педагога;

         Сотрудничество с родителями (законными представителями);

         Беседа, показ, объяснение;

         Игра – презентация;

         Практическое занятие с помощью педагога;

         Выставка

         Создание видеороликов.

Продолжительность проекта: проект  рассчитан  на двенедели, с учетом возрастных особенностей детей.

-12 занятий по 25 минут (на две подгруппы по 2 занятия в день -3 раза в неделю).

Материалы и оборудование:

1. Наборы  Лего - конструкторов:

LEGO Education. Простые механизмы (9689).  (Главная задача конструктора не просто развлечь ребенка, но и в увлекательной игровой форме обучить его базовым принципам инженерного дела, познакомив с технологическими особенностями множества механизмов, с которыми он встречается каждый день).

2. Ноутбук.  Программа WindowsMovieMaker (программа для создания видео)3. Картотека схем к LEGO Education. Простые механизмы.

4.Презентации на темы: «Волшебная водичка», «Откуда берётся электричество».

5.Ёмкость для воды, Пластмассовые стаканчики.

6.Аудио записи, звуки воды, водопада, озера, лебедей.

7.Листы формата А4, простые и цветные карандаши.

3

Формы работы с родителями:

1.    Консультация для родителей

- «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

- «LEGO- конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

2.Просмотр видеороликов на родительских собраниях.

3.Выставки детских LEGO – моделей.

4.Домашнее задание.

Подготовительной работой и переходом к конструкторской деятельности является непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию на тему; «Берегите воду» . В содержание занятия входило рассмотрение водных ресурсов планеты Земля. После просмотра презентации, где детям были представлены великолепные водопады и красивейшие озёра, было принято  совместное c детьми решение об объединение НОД и занятий по конструированию в один проект .

 

Тема «Красота воды».

Итогом проекта является творческо-дизайнерское решение, а также творческо-конструкторское  решение, а именно – планирование обитаемого мини-островка с озером и водопадом, а также  конструирование предполагаемых объектов совместно с двумя домиками и водной (гидро-) электростанцией .

Соответственно цели и задачи совмещены.

Цель: сформировать знания о значимости воды в жизни человека и знакомство с водными ресурсами планеты Земля.

Задачи:

 

Образовательные:

- обучение конструированию по образцу, по замыслу;

- Формирование у детей познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности.

- Формирование знаний о природе, непосредственно –воде.

 

Развивающие:

- развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;

- Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношения к  природным ресурсам нашей планеты

4

 

- воспитывать дружеские отношения , вызывая желание помочь при работе в подгруппах.

-Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

 

Данный проект составлены  соответствии с требованиями ФГОС ДО, ООП «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы. Деятельность состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Для реализации каждой задачи подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждают детей к активной речевой и мыслительной деятельности.

 

1 этап.

Проведена подготовительная работа, которая имела цель:пробудить в детях и родителях интерес к теме проекта, заинтересовать их мероприятиями, проводимыми в рамках реализации проекта.

1.Консультации для родителей по теме проекта.

2.Домашнее задание : Рисунок детей на темы : «Озеро», «Водопад»

3.Просмотр подобранных материалов по теме «Водные ресурсы планеты Земля».

5.. Выставка детско-родительских работ «Волшебница вода».

4.Совместное обсуждение планируемой работы по проектированию «Острова».(Какие объекты будут находится на острове и где располагаться).

 

2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Этап


1. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
2. Подготовить необходимые наглядные средства и материалы для продуктивной деятельности дошкольников.

3.Распределение заданий между детьми по предполагаемым  постройкам.

4.Проведение занятий по конструированию по темам «Водопад», «Озеро», «Домики для Лего-человечков».

5.Планирование композиции, из построенных объектов, их закрепление на платформе.

5

3 этап

Итоговое занятие по заключительной сборке и оформлению «Острова», представленное  в конспекте непосредственной образовательной деятельности и зафиксированное на видео. С последующим интервью.

Предполагаемый результат:

Применение конструктора в непосредственно-образовательной деятельности поможет детям:

- узнать, что такое вода,

- научиться ориентироваться в водоёмах;
-  понять необходимость беречь воду, не использовать её бесцельно;
- осознать ценность и значимость воды для человека и всех живых существ на Земле;
- понять, что вода – ограниченный и жизненно необходимый ресурс.