Педагогический проект: Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Познавай-ка!"

Зайцева Любовь Петровна, воспитатель

МБДОУ детский сад №63 "Белка Стрелка"

г.Ульяновск


1.     Целеполагание

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка младшего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее

2. Вид проекта

Познавательный, групповой, среднесрочный, проектно – ориентированный

3.Цель проекта

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Сотрудничество педагогов ДОУ и семьи в формировании сенсорных представлений и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста.

4.Задачи проекта

Задачи для педагога:

Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста.

Совместное создание педагогами и родителями в ДОУ, семье позитивного климата.

Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного процесса.

Задачи в работе с детьми:

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; познакомить  с дидактическими играми и правилами этих игр; воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук.

Задачи в работе с родителями/законными представителями:

Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей младшего дошкольного возраста; оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

5. Срок реализации проекта

Октябрь 2019г

6. Участники проекта

Дети первой младшей группы № 8 «Сладкоежки», воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, родители/законные представители.

7. Образовательная деятельность

ОО речевое развитие.

Развивать четкую, ясную дикцию, работать над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек о форме, размере, цвете; учить называть форму, цвет; сравнивать два предмета и результат обозначать словами «большой – маленький».

Формировать целостную картину мира  - все, что нас окружает имеет форму, цвет, размер; предметы разные на ощупь и состоят   из разных материалов.

Развивать связную речь.

Приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

ОО познавательное развитие.

Формировать представления: о форме: плоскостные фигуры – квадрат, круг; объёмные фигуры – шар, куб, кирпич; о цвете – желтый, зелёный, синий, красный; о свойствах предметов – размер(большой, маленький, высокий, низкий), тактильные образы (гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, горячий; в том числе , о весе предметов – легкий, тяжелый); количественные представления (один, много, ни одного).

Развивать представление об органах чувств (осязание, обоняние и тд) и частях тела человека.

ОО художественно – эстетическое развитие.

Учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние передавать его движениями, жестами, мимикой; отличать разнохарактерность содержания музыки – сила, высота.

ОО социально – коммуникативное развитие.

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность с детьми и педагогами.

8. Формы и методы работы

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры: см.приложение А

Кукольный театр: Путешествие Круглика ( серия кукольных театров, где главный герой – геометрическая фигура, а ведущая цель – формирование представления о разнообразии форм, окружающих человека; формирование положительного отношения к познавательной деятельности) (приложение Б)

Строительные игры: игры с конструктором различной величины, формы, из различного материала.

Познавательное развитие

ООД: «Секрет материалов», «Что из чего?», «Мишка в гости к нам пришел», досуг «Путешествие в разноцветную страну» (приложение В)

Речевое развитие

Разучивание потешек, скороговорок, стихотворений о цвете, форме, частях тела и тд(см.приложение Г)

Художественно – эстетическое развитие

Оформление выставок в соответствии с тематикой.

Изготовление поделок «Веселые круги», рисование «Волшебные фигуры», аппликация «Мозаика».

Попевки на данную тематику, подвижные игры с музыкальным сопровождением; совместный досуг с родителями/законными представителями «Радуга – дуга»

Работа с родителями

Консультация для родителей  «Роль развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в воспитании всесторонне развитой личности», «Многообразие сенсорных игр

Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд .

Папка – передвижка «Наши любимые игры»

9.Актуальность темы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период раннего дошкольного возраста – период  наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания заключается в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; формирует  новые способы предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;  влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Поэтому проект имеет не только теоретическую значимость, но и практическую ценность для ребенка и семьи в целом.

 

 

 

10. Предполагаемый результат

В работе с педагогами:

Повышение профессионального уровня мастерства по исследуемой проблеме.

В работе с детьми:

ОО социально – коммуникативное развитие :

Демонстрирует общие культурные способы деятельности, активно взаимодействует с окружающими людьми. Соблюдает простые правила дидактических игр. Проявляет познавательный интерес к предметам, событиям, персонажам окружающей действительности.

ОО познавательное развитие:

Проявляет в беседах любознательность, интерес, осведомленность.

Умеет различать и называть основные фигуры и цвета, в соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями. Знает органы чувств и их назначение.

ОО речевое развитие:

Владеет терминологией по данной теме. Активно употребляет в речи существительные и прилагательные по данной теме; использут в речи простые предложения из 3-4 слов; эмоционально отзывчив на художественные произведения.

ОО художественно – эстетическое развитие:

С удовольствием участвует в художественной деятельности, отражающей  тематику проекта. Умеет двигаться в такт музыки; давать характеристику услышанному – тихо, громко, грустно, весело и т.д. знает и умеет пересказывать короткие стихотворения, потешки; повторяет за педагогом тексты динамических пауз.

ОО физическое развитие

Эмоционально проявляет двигательную активность.

В области сотрудничества с семьей:

Повышение социально – психологической активности участников образовательного пространства.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, развитие творческих способностей. Развитие партнерских отношений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Стратегия достижения данной цели

 

Речевая разминка

Ежедневно

Фронтальная

Воспитатель

Организованная образовательная деятельность

1 раз в неделю

Фронтальная

воспитатель

Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики

Ежедневно

Фронтальная, индивидуальная

Воспитатель

Дидактические игры

Ежедневно

Фронтальная, индивидуальная

Воспитатель

 Чтение и разучивание потешек, стихотворений

Ежедневно

Фронтальная

Воспитатель

Занятия ручным трудом

1 раз в неделю

фронтальная

Воспитатель

Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций

Ежедневно

Фронтальная

Воспитатель

Игры со строительным материалом

ежедневно

Фронтальная, групповая

воспитатель

Кукольный театр

еженедельно

Фронтальная

Воспитатель, музыкальный руководитель

Просветительская деятельность

Еженедельно

Консультации, оформление стенда

воспитатель

Совместные развлечения на базе ДОУ

Ежемесячно

Родители, дети, музыкальный руководитель

Воспитатель

Организация и обогащение игровых уголков и уголков для родителей

1 раз в месяц

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

12. Результаты проекта.

12.1Диагностическая карта.

Задания для детей младшего дошкольного возраста для выявления уровня развития сенсорных знаний, умений, навыков.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения, задания предъявлялись поочередно. Первое задание было наиболее легким, чтобы обеспечить  ситуацию успеха и позитивно настроить на дальнейшую деятельность. По окончанию выполнения задания ребенком осуществлялась словесная оценка деятельности ( поощрение).

  Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировался образец деятельности , а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Знаком «+» отмечались задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или  после показа).

Знаком «–» отмечались задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Уровни сенсорного развития:

- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым ;

- средний уровень – 3 выполненных задания ;

- низкий уровень – менее 3 выполненных заданий.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены три уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы

2. Соответствие возрастной норме

3. Отставание от возрастной нормы

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

3. Отставание от возрастной нормы: взаимодействие с педагогом пассивное; не все задания интересны; быстрая потеря интереса( удержание внимания менее 1 минуты); задания выполнял при помощи педагога; в копировании образца деятельности допускались значительные ошибки; ведущая рука определена, но задействованы обе руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.2 Мониторинг уровня развития сенсорного развития детей первой младшей группы №8 «Сладкоежки»

Таблица «Первичная диагностика»

 

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

уровень

1

Ринат А

+

+

-

-

-

НУ

2

Никита А

-

-

+

+

-

НУ

3

Яна А

+

+

-

-

+

СУ

4

Артем А

-

-

+

+

-

НУ

5

Данила Б

-

-

+

-

-

НУ

6

Михаил Б

+

+

-

-

-

НУ

7

Дмитрий В

+

+

-

-

+

СУ

8

Камила Г

-

+

+

-

+

СУ

9

Елизавета Ж

-

+

-

+

+

СУ

10

Матвей К

-

+

+

-

+

СУ

11

Иван К

-

+

-

-

+

НУ

12

Глеб К

+

-

-

+

+

СУ

13

Виктория Л

-

-

+

+

-

НУ

14

Амина Л

-

+

+

-

-

НУ

15

Георгий Л

+

+

-

-

-

НУ

16

Григорий Л

+

-

-

+

-

НУ

17

Татьяна М

-

-

-

+

+

НУ

18

Кира М

-

-

-

+

+

НУ

19

Василиса М

-

+

-

+

-

НУ

20

Александр О

-

-

-

+

-

НУ

21

Ева С

+

-

+

+

-

СУ

22

Ксения С

+

-

-

+

-

НУ

23

Максим С

-

+

-

+

-

НУ

24

Даниил С

+

-

+

-

-

НУ

25

Мария Т

+

-

+

-

-

НУ

26

Диана Х

-

-

+

-

-

НУ

27

Камилла Х

-

+

+

-

-

НУ

28

София Я

+

-

-

+

-

НУ

 

 

 

 

 

 

Таблица «Итоговая диагностика»

 

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1

 задание

2

 задание

3

задание

4 задание

5 задание

уровень

1

Ринат А

+

+

-

+

-

СУ

2

Никита А

+

-

+

+

+

ВУ

3

Яна А

+

+

-

+

+

ВУ

4

Артем А

+

-

+

+

+

ВУ

5

Данила Б

+

+

+

-

-

СУ

6

Михаил Б

+

+

-

-

+

СУ

7

Дмитрий В

+

+

-

+

+

ВУ

8

Камила Г

+

+

+

-

+

ВУ

9

Елизавета Ж

+

+

-

+

+

ВУ

10

Матвей К

+

+

+

+

+

ВУ

11

Иван К

+

+

-

-

+

СУ

12

Глеб К

+

+

-

+

+

ВУ

13

Виктория Л

+

-

+

+

-

СУ

14

Амина Л

+

+

+

-

-

СУ

15

Георгий Л

+

+

-

-

+

СУ

16

Григорий Л

+

-

+

+

-

СУ

17

Татьяна М

+

-

+

+

+

ВУ

18

Кира М

+

-

-

+

+

СУ

19

Василиса М

+

+

-

+

-

СУ

20

Александр О

+

-

-

+

+

СУ

21

Ева С

+

+

+

+

-

ВУ

22

Ксения С

+

-

+

+

-

СУ

23

Максим С

+

+

-

+

-

СУ

24

Даниил С

+

-

+

-

+

СУ

25

Мария Т

+

-

+

+

-

СУ

26

Диана Х

+

+

+

-

-

СУ

27

Камилла Х

-

+

+

+

-

СУ

28

София Я

+

-

-

+

+

СУ

 

 

 

 

График « Уровень развития сенсорного развития»

Первичная диагностика: выявлен  низкий уровень сенсорного развития  - 21 ребенок, что составляет 76%, средний уровень – 24% (7 детей). Отставание от возрастной нормы выявлено у одного ребенка, остальные дети  - соответствие возрастной нормы. Исходя из результатов диагностики, выявлены приоритетные направления работы, сформулирован план индивидуальной работы.

Итоговая диагностика: реализация проекта была успешной , так как, исходя из итоговой диагностики, у 10 человек (36%)  - высокий уровень сенсорного развития, 64% (18 детей) детей – средний уровень сенсорного развития, низкий уровень отсутствует.

13. Постановка новой задачи

Изучить современные формы, приемы и методы, направленные на развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста; оформить зону сенсорного развития, на основе современных разработок педагогов – новаторов, в групповом помещении; обеспечить транслирование полученного опыта на широкую аудиторию( конференция, мастер – классы).

Разработать проект по формированию семейных ценностей.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

 

 

 

 

 

1.     Теоретическое обоснование проекта

1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.

5. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

7. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Перечень дидактических игр

 

Название

Задачи

Д.и. «Соберем пирамдку»

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

 

Д.и. «Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д.и. «Веселые матрешки»

 

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Соберем пирамидку»

 

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д.и. «Чей домик?»

 

Учить отличать квадрат, треугольник, круг, помещая формы в соответствующие пазлы.

Д.и. «Цветные колпачки»

 

Учить находить соответствующие вкладыши при складывании и раскладывании цветных колпачков.

Д.и. «Найди такую же фигуру»

.

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Разложи фигурки по домикам»

Учить сортировать предметы в соответствие с их цветом, методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Две коробки».

 

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Д.и. «Волшебный мешочек»

Знакомить детей с предметами различной величины и формы; с различными материалами

Д.и. «Цветы на поляне».

 

Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.

Д.И «Яблоки»

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

 

Д. и. «Волшебная песочница»

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Д. и. «Сделаем матрешки бусы».

Закрепить умение чередовать предметы по цвету и форме.

Д. и. «Башенки для зверей».

 

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д. и. «Где спряталось солнышко?»

 

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Д. и. «Тут и там».

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Д. и. «Поручения».

 

Обучать ребенка различать и называть игрушки из разных материалов, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Д. и. «Что на обед?»

 

Формирование представление о характеристики предметов: запах.

Д. и. «Забавные лодочки».

 

Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Д.И. «Кто на картинке?»

Формирование умения составлять картинку из составных частей.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Потешки, стихотворения , направленные на формирование сенсорного развития

ФОРМА

-Посмотрите-ка вокруг! Пальчиком рисуем круг. Куклы были вместе в ряд, А теперь в кругу сидят. Наше солнышко в окне - Золотой круг в вышине. Круглый мячик здесь лежит, В ручки к вам он поспешит.

-Треугольник - три угла, Посмотрите детвора: Три вершины очень острых - Треугольник – «остроносый». Стороны в нем тоже три: Раз, два, три – ты посмотри. Треугольник мы рисуем, Знать теперь его мы будем.

-Познакомьтесь, вот квадрат! Он знакомству очень рад! В нём угла уже четыре, Нет его ровнее в мире: Стороны четыре в нём, Две скрепляются углом. Круг в нем может разместиться, В куб он сможет превратиться.

ЦВЕТ

-Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

-Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

-У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном

-В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.

По морю синему вдали
Плывет корабль на край земли.
Под ясной синевой небес
Спешит в страну цветных чудес.

-Зеленый кузнечик на скрипке играл,
— Ква-ква!- лягушонок ему подпевал.
Зеленая сверху на них стрекоза
Смотрела, раскрыв изумленно глаза

Вот сидит в траве цыпленок,
Вертит головой спросонок.
Не заметил его мальчик:
Думал, желтый одуванчик!

ВЫСОКО - НИЗКО
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)
 
ОРИЕНТАЦИЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ; ПРОСТРАНСТВЕ
Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Серия кукольных театров «Путешествие с фигурами»

Главный герой – изучаемая геометрическая фигура( Круглик, Квадратик, треугольничек), которая отправляется в путешествие по групповому помещению и ищет своих родственников( предметы той же формы). В процессе путешествия педагог вместе с детьми разучивает стихотворения и потешки, играет в подвижные игры ( «Постройтесь квадратом» и тп).

Сюжет не имеет строгих ограничений, наполняемость зависит от уровня развития детей в сенсорном развитии; речевого развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Организованная образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.

 

Тема«Что из чего сделано?» «Секрет материалов»( часть вторая)

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- создание условий для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, гибкий, прочный);

- формирование умения согласовывать свои движения, ориентироваться в пространстве;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами;

- расширение и активизация словарного запаса детей .

Предварительная работа:

Разучивание с детьми пальчиковой гимнастики на стихотворение Д. Хармса «Кораблик»;

Подготовка двух коробок от «дядюшки Шнюка»;

Изготовление бумажных корабликов по количеству детей;

Пошив мешочков на каждого ребенка.

Материалы и оборудование:

Игрушка Лунтик;

Мешочки на каждого ребенка, в которых лежат по 3 ложки из разных материаловметаллическаядеревяннаяпластмассовая;

Большая миска с водой;

Газетная бумага;

Кораблики из газетной бумаги по количеству детей;

Контейнеры с водой по количеству детей;

Множество игрушек и предметов из металлапластмассыдерева;

Металлическийпластмассовый и деревянный подносы.

Ход:

В группе стоят 3 стола, на которых стоят:

на первом – коробка с мешочками ложек и игрушка Лунтика, затем на этот же стол ставится большая чаша с водой; на втором – контейнеры с водой на каждого ребенка, бумага, коробка с бумажными корабликами на каждого; на третьем столе – множество игрушек и предметов из различных материалов (деревометаллпластмасса).

1 часть

Воспитатель: Ребята, смотрите, Лунтик к нам в гости пришел, давайте поздороваемся с ним! Здравствуй, Лунтик!

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Смотрите, что отдал мне дядюшка паук Шнюк, когда наводил порядок в своем домике! В этой коробке интересные вещи, и если я пойму, из чего они сделаны, то стану взрослым! Так сказал дядюшка Шнюк… Вот только я никак не могу понять, что это и зачем? Поможете мне, ребята?

В.: ну что, ребят, поможем Лунтику разобраться в вещах дядюшки Шнюка? (ДА)

Давайте посмотрим, что же в этой коробочке (из коробки для каждого ребенка достаются мешочки с ложками). А что в мешочке (в каждом мешочке 3 ложки – металлическаядеревянная и пластмассовая).

В.: Ребята, что это?

Дети: Ложки!

В.: а зачем они нужны? Что ими делают?

Дети: чтобы есть, кушают с их помощью.

Воспитатель берет металлическую ложку:

- первая ложка из металла. Подержите ее в руках: когда ее берешь, она сначала холодная, а потом нагревается. А можно через нее что-то увидеть? Она прозрачная? Нет, непрозрачная – мы ничего не можем увидеть через нее, посмотрите, видите что-то? Как вы думаете, можно эту ложку согнуть? Давайте попробуем! Это потому, что металл – очень твердый и прочный материал, и чтобы его согнуть требуется специальные приспособления или очень большая сила!

А теперь возьмем вот такую ложку (берет деревянную). Из чего сделана эта ложка? Она уже не такая холодная, как металлическая, правда? Возьмите ее в руки, холод не чувствуется, сразу тепло.Сможем ли мы что-то увидеть через деревянную ложку? Прозрачная она? а твердая? Можно ее согнуть или сломать? Нет, руками никак не получается, тоже требуются или специальные инструменты, например, пила, или очень большая сила.

И осталась у нас вот какая ложка - пластиковая

Давайте ее рассмотрим: она тоже теплая, как и деревянная. А прочная ли она? Сможем мы ее согнуть? Давайте попробуем( ой, гнётся!) Да еще и сломаться может вдруг! Значит она совсем не прочная, и даже хрупкая.

А давайте посмотрим, какие ложки умеют плавать?

Лунтик: Спасибо, ребята, я теперь тоже это понял!

(Часть вторая: встреча Лунтика; на столах стоят ванночки с водой на каждого ребенка, листы газетной бумаги, коробочка с бумажными корабликами.

В.: Давайте посмотрим, что же еще осталось в коробочке… ой, ребята, это бумага! а что можно делать с бумагой? Ее можно мять? Да… она мнется, значит она мягкая, а ее можно рвать? Да… она рвется, значит, она не прочная. А умеет ли бумага плавать? Что с ней происходит в воде? Давайте сейчас узнаем, вот и вода у нас тут есть! Будем запускать кораблики - это любимая забава Лунтика! (опускают в воду свои бумажные кораблики). А пока кораблики плывут, мы разомнем наши пальчики:

По реке плывет кораблик

Он плывет издалека,

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты!

В.: Ребята,смотрите, кораблики тонут! Что же с ними случилось? Почему они тонут?

В.: А теперь поиграем в игру «Что из чего сделано». Смотрите, как много на столе различных игрушек и вещей. И все они сделаны из разных материалов: из металла, из дерева, из пластмассы и бумаги. Давайте разберем и разложим все эти вещи по местам-подносамдеревянные - на деревянный подносметаллические - на металлическийпластмассовые – на пластмассовый, а бумажные – вот в эту коробочку! Готовы? Начали! (разбирают игрушки).

Какие вы, ребята, молодцы! Все верно сделали. Теперь вы точно знаете: что и из чего сделано. А ты, Лунтик понял это?

Л.: Да, спасибо вам, ребята! Теперь я точно стану взрослым, потому что знаю что из чего делается. Пойду, дядюшку Шнюка порадую, расскажу ему всё, что узнал! До свидания, ребята!

«Мишка в гости к нам пришел»

Цель:

1.                 Формировать умение отвечать на вопрос предложением из 3-4 слов.

2.                 Развитее умения рисовать прямые линии, штрихи; называть цвета

3.                 Воспитание взаимоуважения, дружелюбия, любви к окружающему миру, животным, вежливости.

4.                 Обогащение словаря по теме.

Оборудование:

Рисунок солнца, облаков, пруда на доске, мелки двух цветов, ИГРУШКА, зонт, музыкальное оформление (любая спокойная мелодия)

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, полукругом. Перед ними доска с иллюстрацией, которая играет роль ширмы.

Воспитатель (В) – Ребята, сегодня к нам в гости пришел зверь, который ходит вот так (демонстрирует походку медведя, вперевалочку), который «говорит» вот так (подражает голосу медведя), у него темная шерсть, большие лапы. Кто пришел к нам в гости?

Дети (Д) – К нам пришел медведь.

Медведь(М) – Здравствуйте, ребята!

Д – Здравствуй, мишка!

 М - Как у вас в саду красиво! Какие вы все веселые! Только мне не весело.

В – Что случилось Михайло Потапыч?

М – Ой – ой – ой, посадил я перед домом лужок, чтоб медвежатки мои резвились на нем летом. Только вот дождей мало, сохнет мой луг.

В – Ребята, когда долго растение не поливать, оно может завянуть, поэтому мы с вами наши цветочки поливаем. А как же нам мишки то помочь?

Д – варианты детей

В – А я знаю как! Давайте мы дождик мишке нарисуем, посмотрите вот его лужок, а вот и наши волшебные мелки. Каким цветом этот мелок? А каким цветом водичка в пруду? Каким же цветом мы будем дождь рисовать? (Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали не одним словом, а предложением)

Дети по очереди подходят к доске и рисуют на ней вертикальные штрихи, под слова воспитателя.

Кап – кап, дождик лей!

Как – кап, веселей!

В – Вот и дождик пошел! Ой, он и нас сейчас замочит! Прячемся!

Игра «Дождик», аналогичная игре «Ловишки», только дети убегают от дождика и прячутся под зонтом.

Воспитатель в это время стирает с доски дождь и подрисовывает травку.

В – Посмотрите, дождь прошел! А что это стало появляться?

Д – Травка на лугу растет.

М – Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

В – Мы еще и не то можем! Ребята, поможем травке быстрее вырасти? А какая трава цветом? Кто поможет? (Дети, желающие помочь, приглашаются к доске и  рисуют травку)

В – Посмотрите, какой лужок стал густой, красивый! Михайло Потапыч, понравиться твоим детишкам луг?

М – Очень понравится! Спасибо!

Д  - Пожалуйста, мишка!

М – Ну что же, мне пора. Только сначала я хотел вас отблагодарить и подарить вам интересную игру.

Мишка Вини встал с постели.

Улыбнулся, потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

И отправился гулять,

В лес малину собирать.

В – Ну, а нашему мишке пора к себе в лес. До свидания!!! Ребята, какие вы молодцы! Хорошо мишке помогли! И дождик нарисовали. А что еще мы с вами делали? Молодцы! Похлопаем себе!

«Путешествие в разноцветную страну»

Цель: 
- Закрепить умение детей сопоставлять предметы по цвету; 
- Закрепить умение детей отбирать предмет нужного цвета;
- Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик 
- Закрепление знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). 
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. 
Оборудования: Домики (красный, синий, желтый, зеленый), куклы в платьях тех же цветов. Мячики, корзинки, чашечки, блюдца, прищепки, ленточки, круги из картона с основными цветами.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети входят в группу.
Воспитатель:
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ! (топают ножками)
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щёчкам)
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)
Здравствуйте гости, здравствуйте!

Стук в дверь.
Кто там к нам пришел? Посмотрите ребята кто это?
Дети: петушок
Воспитатель: Здравствуй, Петя-петушок! Ой, ребята посмотрите у нашего петушка чего-то не хватает. Чего не хватает у петушка?
Дети: Хвостика
Петушок: Да, ребята я потерял свой хвостик. И теперь не знаю что мне делать. А он был такой красивый: красный, синий, желтый, зеленый. Вот сколько цветов было у меня на хвосте.
Воспитатель: Не переживай Петя-петушок мы с ребятами тебе кажется можем помочь. Мы отправимся в разноцветную страну и отыщем твой хвостик. Ребята поможем петушку найти свой хвостик?
Дети: да

Воспитатель: Но прежде чем нам отправиться в разноцветную страну, нам нужно вспомнить все цвета. Давайте с вами сядем за столы. Посмотрите перед вами лежат кружочки с яркими красивыми квадратами. Посмотрите это какой цвет?
Дети: Красный
Воспитатель:
Правильно. А найдите у себя зеленый цвет (синий, желтый) А что бывает желтым, зеленым и т.д.?
Желтый очень теплый цвет,
Желтый солнца в небе свет.
Желтый есть еще лимон
Очень очень кислый он.
Синий - это неба цвет
Дарит утром нам рассвет.
Дарит синие цветы,
Моря синего мечты.
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке
Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный – посмотри! 

Ну молодцы, теперь нам можно отправляться в путешествие на поиски хвостика для петушка.
«По ровненькой дорожке Шагают наши ножки
Будем мы сейчас играть: Хвостик петушку искать».
Воспитатель: Смотрите, я вижу много цветных домиков. Какие домики в нашей стране? (Дети перечисляют цвета) Пойдемте подойдем к нашим домикам и посмотрим, кто там живет.
Подходят к зеленому домику. Давайте постучим. Тук-тук
Кукла: здравствуйте, ребятки. Я зеленая шапочка, я живу в желтом домике. А вы что здесь делаете?
Воспитатель: Понимаешь, зеленая шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.
Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. У меня мои мячики все перемешались а как их разобрать я не знаю.
Воспитатель: ну что ребята поможем зеленой шапочке разобрать мячики?
Дети: да

Воспитатель: нужно каждый мячик положить в корзинку такого же цвета как мячик.
Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Но это только зеленое, а остальные цвета?
Воспитатель: ребята нужно отправлять дальше в путь, чтоб найти другие перышки.
«По ровненькой дорожке Шагают наши ножки
Будем мы сейчас играть: хвостик петушку искать».
Воспитатель: посмотрите а это домик какого цвета?
Дети: желтый
Воспитатель: давайте постучим в этот домик. Тук-тук. Стучи Маша
Кукла: Здравствуйте! Я желтая шапочка и живу в желтом домике. А вы что здесь делаете?

Воспитатель: Понимаешь, желтая шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.
Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. Я жду гостей, а как накрыть красиво стол, я не знаю.
Воспитатель: Ни чего страшного, мы с ребятами тебе сейчас поможем. Ребята нужно каждой чашечке найти свое блюдечко. Берите чашечки и ставьте на блюдечки.

Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Но это только желтое, а остальные цвета?
Воспитатель: ребята нужно отправлять дальше в путь, чтоб найти другие перышки.
«По ровненькой дорожке Шагают наши ножки
Будем мы сейчас играть: хвостик петушку искать».
Воспитатель: посмотрите а это домик какого цвета?
Дети: Синий

постучим в этот домик. Тук-тук. Стучи Лена
Кукла: Здравствуйте! Я синяя шапочка и живу в синем домике. А вы что здесь делаете?
Воспитатель: Понимаешь, синяя шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.
Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. У меня очень много ленточек, но мне нужны только ленточки синего цвета. Найдите мне пожалуйста ленточки синего цвета.
Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Но это только синее, ещё осталось найти красное перышко?
Воспитатель: Наверное красное перышко будет в красном домике. Ребята, где скажите у нас красный домик?
Дети показывают
Воспитатель: пойдемте туда скорее. Тут-тук.
Кукла: Здравствуйте! Я красная шапочка и живу в красном домике. А вы что здесь делаете?
Воспитатель: Понимаешь, красная шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.

Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. Много прищепок, а по местам их разложить не могу, т.к. не знаю как.
Воспитатель: Не переживай красная шапочка, детки тебе помогут.

Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Ура, у меня теперь все перышки.
Воспитатель: ребята какого цвета перышки у нашего петушка?
Дети: красный, синий, желтый, зеленый.
Петушок: ребятки спасибо вам большое, что помогли мне найти мой хвостик.
Воспитатель: теперь нам пора возвращаться в детский сад. 
По ровненькой дорожки шагают наши ножки
Вот мы хвостик весь нашли и мы в садик все пришли.
Воспитатель: ну вот мы и в детском саду.
Петушок: кукареку. Я ребят благодарю и от радости за это каждому я шарик подарю.
Петушок дарит шарики детям.
Воспитатель: а теперь нам пора расставаться. До свидания!

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Вот некоторые примеры занятий с детьми.

«Что катится? »

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

«Запомни картинку».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

«Будь внимателен».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки».

 

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.