Природа живая и неживая

Романова Елена Николаевна, воспитатель

ДОУ №23 "Улыбка"

г.Дубна, Московская область


Цель: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных руками человека, объекты живой природы от объектов неживой природы; дать детям представление о том, что природа - наш общий дом, пояснить о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы, что для роста и развития живых объектов необходимы вода, свет, воздух, тепло, питание).

Развивающая среда: картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением объекты природы и предметов, сделанных руками человека, похожих на живые объекты; букет искусственных цветов, семена цветов.

Предварительная работа: знакомство с объектами живой и неживой природы, с предметами, сделанными руками человека на прогулке и в группе; чтение произведений К. Чуковского «Краденое солнце», рассматривание картин и иллюстраций из серии «Природа вокруг нас».

Ход ООД

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

- Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает? (Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и проводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.). Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека). А машины есть в природе? (Нет, потому что они сделаны руками человека. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже может ездить человек, может перевозить грузы - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, но они и без него существовали в природе). Природа - это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это все то, что сделано руками человека.

- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолет похож на стрекозу, подводная лодка - на кита. (Дети продолжают этот ряд).

- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и живой природы. (Воспитатель приглашает детей на волшебную полянку).

- К нам пришел старичок - лесовичок. Он перепутал картинки и никак не может понять, какие изображения относятся к природе, а какие нет. (Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено и почему то или иное изображение они относят к природе и неприроде).

- А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек - часть живой природы). Как человек связан с живой и неживой природой? (Человек растет, движется, развивается - значит он часть живой природы. А, поскольку, человек сам часть природы, то без нее он обречен на гибель, так как не будь воды, воздуха, животных, которые дают человеку пищу, одежду и т.д., не будет и самого человека).

- Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, мы попадаем в другой дом. Этот дом - природа. Когда -то, давным - давно, для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома, летать на самолете. Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему? (Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных).

Физкультминутка.

Зайцы скачут:

Скок - скок - скок!

Да на зеленый лужок,

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

 - А в группе у нас есть природа? (Да. Растения, рыбки, вода, воздух и т.д.).

- От чего в группе вечером бывает светло? (от лампы). А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце). Солнце не только светит, но и греет. (Его можно сравнить с домашним обогревателем, с плитой, с батареей). В природе идет дождь - а в нашем доме есть душ. В природе дует ветер - вдоме - вентилятор. В доме есть пол - вприроде под ногами земля, почва. В доме на пол стелют ковер - на земле растет трава. В обычном доме есть каменные и деревянные стены -  в природе горы и деревья. У нас горит пламя на газовой плите - в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких склонах гор - а в обычном доме снег и лед можно увидеть в холодильнике. В природе дикие животные - в обычном доме - домашние. Точно так же есть комнатные и дикорастущие растения.

Воспитатель приглашает детей на поляну и заостряет их внимание на букете искусственных цветов и пакетике с семенами декоративных цветов, которые оставил для детей старичок - лесовичок и попроси их посадить в землю.

- Мы можем с вами посадить эти цветы в землю? (искусственные цветы в земле расти не будут, так как они сделаны руками человека. А семена цветов из пакетика можно посадить. Они будут расти и развиваться, если за ними правильно ухаживать. Для роста растениям необходимы свет, тепло, вода).

 

Воспитатель вместе с детьми сажает в заранее приготовленный лоток семена.