Роль музея детского сада в ознакомлении воспитанников с народным фольклором

Ткаченко Дарья Александровна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №10"

г.Ачинск

 


Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому важнейшей составляющей дошкольного воспитания становится формирование основ моральных качеств, духовно-нравственного развития, любви к родному краю, стране.

Термин «фольклор»–  (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

С давних времен фольклороценивается как средство формирования духовно-нравственной культуры, обогащения словарного запаса детей и конечно, как средство передачи красоты и образности русского языка. Произведения устного народного творчества совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.

Педагоги нашего ДОО считают необходимым через фольклор донести до своих воспитанников представления о добре, красоте, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством народных умельцев.«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Например, хозяйка принимает гостей и предлагает отгадать загадки о предметах старинного быта, находящиеся в музее:

«Проходите гости мои дорогие. Я вам очень рада. Посмотрите, как я живу, изба моя из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. А какие половики в моей избе, поглядите-ка. Хочу вам загадки загадать, а вы попробуйте догадаться, о каком предмете я говорю:

Четыре братца под одной крышей стоят (Стол)

Без рук, без ног, а во все стороны кланяется (Люлька)

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Светленько, чистенько, посмотреть любонько (Зеркало)

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет (Ухват)       

Отгадывая загадки, дети рассматривают предметы.

− Ой ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Дети рассматривают печь.

Достаю из печи пироги и блины.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла.

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потешьте – блинов поешьте!»

Музейная педагогика играет особую роль в ознакомлении детей с устным народным творчеством. Небольшой, но уютный кабинет на третьем этаже нашего детского сада стараниями педагогов превратился в музей «Наследие». В музее детского сада создано 5 экспозиций: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Город в прошлом, город в настоящем», «История детского сада», «Город мастеров», «Горница». В рамках экспозиции «Горница» и происходит знакомство детей с народным фольклором. Поскольку в текстах произведений русского фольклора очень часто упоминаются предметы народного быта, то в музее были собраны предметы старинного русского быта и воссоздана обстановка русской горницы.

В связи с этом у воспитанников появилась возможность непосредственно взаимодействовать с этими предметами иполучать представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Войдя в «Горницу», попадаешь в сказочный, необыкновенный мир. Здесь наши воспитанники наблюдают такие предметы быта, как расшитые рушники, на полках посуда, отразившая все разнообразие народных промыслов: золотая хохлома, нежно-голубая гжель, расписные деревянные ложки и переливающиеся своими необыкновенными цветами жостовские подносы, целая коллекция дымковских игрушек. На полу расстелены домотканые половики. Есть печка, чугунок, ухват, сито, коромысло с ведрами, тяжелый чугунный утюг и многое другое. У печи стоит расписной сундук, в котором наши бабушки хранили приданое. А рядом – настоящая старинная прялка. А какая же изба без самовара, стоящего на вышитой скатерти, о котором и ведется неспешная беседа:

«Давно на белом свете

Живет годами стар,

Поэтому воспетый

Пузатый самовар.

Сиянье излучая

Морозным синем днем

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Самовар у меня необычный. Не смотрите, что такой маленький, чая у него на всех хватит. Его только похвалить надо. Давайте попробуем похвалить, рассказать о нем.

На доске выложена схема для составления рассказа.

Хозяйка: Это самовар. Какой он?

Дети: Блестящий, красивый, пузатый.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Дети: Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Дети: В нём кипятят воду, а потом пьют чай».

Педагогами детского сада разработан и подобран методический материал:

-       созданы картотеки народных и хороводных игр, народных календарных праздников;

-       разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности, презентации, образовательные проекты;

-       подобраны беседы, произведения художественной литературы.

Планирование нашего детского сада предусматривает проведение тематических недель, посвященныхознакомлению воспитанников с историей Родины. В рамках данных тематических недель («Красна изба», «Устное народное творчество», «Посиделки» и другие)организуется различная образовательная деятельность с воспитанниками в музее по ознакомлению с народным фольклором: занятия, литературные чтения, беседы, театрализованная и продуктивная деятельность и другое. Планированием предусмотрено и ознакомление дошкольников с элементами православной культуры в рамках тематических недель «Покров. Веселая ярмарка», «Святочные посиделки», «Пасхальные гуляния».   Педагогами в музее оформлен «Красный угол». Дети узнают о его значении, а также о том, почему на Руси принято было усаживать дорогих гостей поближе к «Красному углу».Все православные праздники привлекают детей своей необычностью. Главными для изучения являются православные праздники, обычаи и обряды, приуроченные к этим праздникам. В дни, когда радуются о Господе Христе, Его Пресвятой Матери Богородице, воспитанники получают ответы на свои вопросы: «Почему елку наряжают к празднику Рождества?Почему на Пасху красят яйца?»

«Воспитатель:Сегодня будет Рождество,

                            Весь город в ожиданье тайны,

                            Он дремлет в инее хрустальном

                 И ждет: свершится волшебство. (М. Ю. Лермонтов)

Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?Что происходит в это день именно для вас?

Дети: дарят подарки, надувают шарики, едят торт, приглашают гостей.

Воспитатель: А кто знает, что такое Рождество Христово?Когда его празднуют?

Ответы детей.

Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют 7 января.В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ребята, у кого есть нательный крестик? Посмотрите, на нем мы видим Иисуса Христа.Ночь накануне Рождества 6 января называют Сочельник, она считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос.Вы хотите узнать удивительную историю его рождения?»

В связи с тем, что снова духовно-нравственного воспитания закладывается в семье, то для родителей воспитанников в групповых уголках размещается информация об истории возникновения православных праздников.Необходимо это для того, чтобысемья могла актуализировать знания о праздниках, традициях и обычаях, связанных с ним, да и не все молодые родители имеют представления.

Перед тем как посетить «Горницу», педагог готовит детей к восприятию запланированной темы, дает воспитанникам первоначальный минимум знаний. Из музея берутся различные предметы быта (самовар, чугунок, деревянная посуда и т.д.), для близкого ознакомления с ними. Дети обследуют те или иные предметы. Совместно с педагогом разучиваютпотешки, прибаутки, песенки, небылички, загадки, сказки, заклички, хороводы. Например: Проговаривая потешку, ребенок отображает ее в действии, помешивая ложкой кашу в принесенном из музея чугунке:

«Сорока, сорока,
Сорока-Белобока
Кашу варила,
На крыльцо скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Детки прилетели,
За столик сели,
     Всю кашку съели».

В самой же «Горнице» ребята уже применяют и закрепляют полученные знания, обыгрывая различные ситуации. Например, воспитатель наряжается бабушкой и встречает в музее детей:

«Бабушка: Здравствуйте мои внучата! Я вам рада. Я вас поджидала.Живу я здесь не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто мой дом охраняет?

Хвостик – закорючка.

Зубки острые!

Шерстка пестрая! Гав! Гав! Гав! Кто это?  

Дети: Собачка.

Бабушка:Целый день Жучка дом сторожит. Как она лает?

(Дети отвечают звукоподражанием).

Бабушка:Погладьте ее. Теперь она не будет больше лаять. Проходите в дом, присаживайтесь на лавочки.А знаете, кто мне скучать не давал? Отгадайте загадку:

У него четыре лапки

А на лапках цап - царапки!

Ходите посмотреть моего кота? Позовите (Кис-кис-кис).

Это мой кот Васька. (Бабушка достает кота из-под лавки)

Какой он? Что у него есть?

Дети: Шерстка, у котика усы, глаза, зубки, хвост.

Бабушка:Котик любит, когда про него рассказывают потешки. Вы знаетепотешки? Давайте вместе расскажем:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Ване снесть?

Я и сам укушу,

Я и Ване снесу!

(Дети проговаривают потешку вместе и индивидуально)»

С помощью нашего музея «Наследие» педагоги закрепляют материал по знакомству детей с народными песнями, хороводами. Как приятно, напевая колыбельную песенку, легко покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку:

«А баю-баю-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
За ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут».

Или, устроить посиделки, на которых накинув расписные платки спеть развеселые частушки:

«Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем».

Воспитанники любят играть в народные игры, которые являются жанром устного народного творчества. В«Горнице» игры проходят более реалистичнее. Такие игры развивают не только ловкость, быстроту, приучают к сообразительности, но и обогащают словарный запас детей новыми словами и выражениями.

Самое приятное и родное малышам– сказка. Поэтому в нашем музее собрано все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Детям доставляет радость изображать персонажей сказок, печь колобка в печке как бабушка из сказки «Колобок», «варить кашу в чугунке» как солдат из сказки «Каша из топора».В интерьере экспозиции очень удобно драматизировать сказки «Курочка ряба», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Подготовка к праздникам является эффективной формой способной объединять взрослых и детей совместной деятельностью.  Общие переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.К празднику разучиваются различные фольклорные произведения, приглашаются дети-инвалиды, обучающиеся на дому, родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника. Так, например, на празднике «Веселая ярмарка» мамы воспитанников превратились в ярмарочных продавцов, торгующих товарами, изготовленными совместно с детьми дома и в группе. Сам праздник кульминацией проведенной работы, в результате которой дошкольники демонстрируют приобретенные знания и умения.

Такая деятельность в музее проводится как с младшими, так и со старшими дошкольниками. Результативность работы с детьми в музее прослеживается педагогами через участие воспитанников в выставках, праздниках и развлечениях, конкурсах, наличие фотоматериалов, а также диагностическое обследование. К концу подготовительной к школе группы можно отметить положительную динамикуосвоение детьми блока ООПДО МБДОУ «Д/с № 10»:

-                                        различают жанры фольклорных произведений;

-                                        имеют представления о быте и жизни родного народа народных, его особенностях культуры и традициях;

-                                        имеют элементарные представления о народных и православных праздниках, обрядах и традициях с ними связанных;

-                                        активно участвуют в драматизации фольклорных произведений.

 

Таким образом, можно отметить, что «живое» общение с народным творчеством ничем нельзя заменить. Сформировать у ребенка интерес к народному творчеству, научить его понимать прекрасное – главная задача музея нашего детского сада. Она основана на приоритете общечеловеческих ценностей, формирующих думающего, чувствующего, любящего и активного человека, любящего свою Родину.