Патриотизм как основа развития личности и общества в целом

Усачев Денис Александрович, учитель русского языка и литературы

МБОУ "СОШ № 120"

г. Барнаул, Алтайский край


1.Человек развивающийся

«Гражданами и патриотами не рождаются, ими становятся» [1]

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм – это не только характеристика сильной и целостной личности, но и целый пласт коллективного сознания, чувство сопричастности и единения нации. Каждый человек в обществе должен чувствовать себя его частью, его необходимой деталью. Именно это чувство социальной значимости и места в обществе порождается патриотизмом. Исходя из этого, можно сказать, что воспитание патриотизма является одной из важнейших задач современного обучения. Без отождествления себя с обществом, его членами, без понимания своего места и роли нельзя воспитать нравственного человека.  Патриотизм - нравственная основа жизнеспособности государства,он выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

 

С чего же начинать путь к патриотической личности? В условиях современного мира, глобальной паутины интернет, вседоступности информации очень трудно найти ту грань, где патриотизм не переходит границу, где он не превращается в свои более радикальные и неприемлемые формы, например, национализм. И как следствие, воспитание тоже должно проходить до этой грани. Человек, берущий на себя роль воспитателя патриотического чувства, должен в первую очередь сам обладать этим чувством в полной мере. Он должен уметь чувствовать настроения своих воспитанников, уметь доводить до них информацию так, чтоб она органично вписывалась в их картину мира, не травмировала их, помогала и вела, а не толкала к готовым ответам.

 

Например: Учитель истории, рассказывающий на уроке о Великой Отечественной войне, должен дать понять ученикам, что не все германцы виноваты в смертях советских людей, а только те, что поддерживали идею фашизма. В противном случае, вместо патриотического подъема мы рискуем получить человека, ненавидящего всех жителей Германии. Это, конечно, недопустимо.

 

Предъявляя требования к учителям, воспитателям, мы не должны забывать, что не только они воспитывают патриотизм. Все, что окружает ребенка, также влияет на его мировоззрение. Это и родители (в первую очередь), и друзья, и приятели, и случайно встреченные где-либо люди, запавшие по каким-то причинам в память ребенка. Учесть все факторы, конечно, невозможно. Поэтому задачей учителя или воспитателя является не борьба с последствиями общения или случайной встречи, а воспитание правильного понимания ситуации в момент встречи. Это, без сомнения, тяжело. Но и это, без сомнения, нужно делать. Ведь осознание ответственности перед потомками – такая же немаловажная часть патриотического воспитания, как и желание защищать свою Родину.

 

Например: Ребенок, увидевший, как дерутся два его одноклассника, не только не должен решить, что это нормальное поведение, что можно постоять и посмотреть, но и должен понимать, что необходимо как-то урегулировать ситуацию, как-то разнять, помирить, успокоить. Он должен понимать, что является частью этого, даже не участвую непосредственно в драке, тогда его гражданская позиция всегда будет на стороне активных действии по решению и преодолению трудностей, а не стыдливому отступлению и бросанию друзей на произвол судьбы.

 

Но не только люди формируют внутренний мир человека. Предметы, что окружают нас, также способны влиять на картину мира. И если для взрослого, состоявшегося человека, эти изменения проходят либо безболезненно, либо незаметно, либо не происходит никаких изменений вообще, то для ребенка это важные факторы, конструирующие его систему ценностей. Если ребенок окружен вещами, что не имеют отношения к его стране и культуре, если он смотрит фильмы и читает книги, где его страна либо не названа, либо осмеяна, он не сможет любить свою Родину. Он не сможет стать патриотом, не видя того, что делает его самого и его культуру самобытной. Если все знания ребенка о своей стране сводятся к стереотипам, к ограниченным фактам, вырванным из контекста, к тому, что он видит в повседневной жизни, он не будет патриотом. И именно тут важна роль взрослого, способного открыть факты, указать на вещи, научить понимать себя и свою страну. Патриотическое воспитание начинается с искорки любви к Родине. Воспитатель и должен зажечь её, это его обязанность, от которой нельзя отвернуться.

 

Так что же делать для воспитания патриотизма в наше время? Во время, когда трудно оградить детей от негативных авторитетов, ложных поп-идолов и бескрайнего простора информации, доступного в сети интернет. Как научить его ценить свою страну, её граждан и себя такими, какие они есть? Мы берем на себя смелость рассмотреть существующие способы, а также предложить интересные новые методы (или сравнительно новые) воспитания патриотизма в подрастающем поколении.

 

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. То есть начинать нужно с дома. С любви к своим близким, к семье, к своей школе, к своему городу, далее по нарастающей. Но это не должно быть насаждаемо, не должно идти через нежелание самого человека. Любовь к Родине во всех её проявлениях должна быть осознанным выбором человека. А значит, не нужно заставлять или принуждать ученика к патриотизму, это очень распространенная ошибка, нужно показать ему примеры, на которые он сам захотел бы равняться.

 

Остается проблема демонстрации этих примеров. Патриотическое воспитание должно начинаться с самого начала жизни, вначале оно проводится силами родителей. Они также должны понимать значение патриотического воспитания, должны стремиться к развитию всесторонней личности, личности, любящей свою страну. Тут уже ответственность лежит на каждом родителе, на их собственном патриотизме, собственных мировоззренческих установках. Ребенка формирует все, что он видит и слышит. Нужно с осторожностью относиться к тем мультфильмам, что ему включает родитель. Мы не пытаемся сказать, что нужно изъять, допустим, иностранные мультфильмы, но нужно оградить ребенка от тех из них, что воспитывают неправильные ценности, учат жестокости и аморальному поведению.

 

Например: Анимационный фильм «Рапунцель», который дети смотрят с удовольствием. Главная героиня – принцесса. Мы все помним принцесс нашего детства, это красивые скромные девушки, полные достоинства и скрытого внутреннего света. Рапунцель из этого фильма – это девушка, что ведет себя как мальчик, бьет других людей, бежит из дома и т.д. (см. оригинальный мультфильм). Чему научится девочка у такого образца поведения? А ведь её она и будет брать за образец.

Или известные случаи, связанные с японскими мультфильмами – аниме, когда дети начинали драться, воровать и даже убивать, подражая персонажам этих фильмов.

 

Каждый родитель должен помнить, что ответственность его как воспитателя будущего гражданина огромна. Он должен относиться к этому вопросу со всей серьезностью и осознанием своей роли.

 

На новом для ребенка этапе жизни, школе, нужно с пониманием отнестись к тому внутреннему миру, что у ребенка уже сформирован. Нужно помнить, что школа – это всегда стресс для ребенка, его психики, его зарождающейся личности, его индивидуальности. Не нужно давить на него, принуждая к бессознательным реакциям на внешние раздражители, вроде ставших крылатыми фраз: «А голову не забыл?», «Садись – два!» и т.д. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Мы понимаем, что это трудно осуществить в условиях загруженности (информационной) современного урока и большой загруженности (физической) педагогов. Однако, ребенок должен находиться «на уроке, который пропитан духом гуманных отношений и в котором его личная жизнь принимается как необходимое условие обогащения жизни других»[2] То есть, по мнению Амонашвили, с которым мы согласны: учителю надо понять важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого ребенка. Гуманного учителя не покидает «любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка»[3] Это не просто напрямую связано с патриотическим воспитанием, но и воспитывает целостную личность. Пусть не в полной мере, но стоит уделить всего каких-то пять минут каждому ребенку и ученику в отдельности, выделив его из массы всех остальных, как он почувствует себя личностью, индивидуальностью. И лучше, если это произойдет на ранних стадиях, пока потребность в общении и внимании не перерастет у учеников в экстремальные, неприемлемые формы. Если не отвернуться от ребенка, а понять его, постараться хоть в чем-то выделить его, ему будет достаточно того, что его понимают. В нем будет расти чувство благодарности школе, а значит ещё один шаг к развитию патриотизма от малых форм к общегосударственным будет пройден.

 

Как же воспитывать патриотизм? Для начала нужны примеры, те, которым ученики захотят подражать. Таких примеров много в нашей истории, истории России. Это, пожалуй, лучший урок для воспитания в подрастающем поколении чувство сопричастности, чувство любви к Родине, к России. Преподнести эти примеры тоже можно по-разному. С одной стороны, что-то ученики читают сами, что-то смотрят. Учитель не может отследить или ограничить эти вещи, но должен стараться личным примером заинтересовать учеников в истории, в своей стране, доказать, что любить Родину, это не обязанность, а потребность. Если учитель сам не патриотичен, относиться к урокам как к повинности, тяжело переносит непослушание и неготовность учеников – он не сможет стать для них примером. А это, в свою очередь, приведет к пустоте там, где должно быть патриотическое чувство. Личный пример – главный способ воздействия на ученика. Учителю нужно показать свое собственное восхищение теми примерами, что он подбирает на уроке. И не просто показать как актер на подмостках театра, а пережить, вложить настоящие чувства, передать их аудитории. Это сложная задача, с которой может справиться далеко не каждый.

 

То, что учитель рассказывает важно, без сомнения, но и то, как он рассказывает не менее важно. Его речь должна быть свободна от грубых и резких слов в адрес кого-либо, он должен понимать ответственность за каждое слово, что он произносит, следить за собой, во время уметь остудить свой пыл и воздержаться от крайностей.

Информация должна быть правдива, иначе слушатели не поверит в неё, а это рождает недоверие ко всему, что когда-либо говорил учитель или воспитатель. Недоверие может распространиться и дальше, препятствуя подъему истинных патриотических чувств.

 

Большую часть информации человек получает через зрение, это общеизвестно, те картинки и фотографии, что есть в книгах и вешаются на доску и стены кабинета. Те фильмы, что показываются в классе и, возможно, задаются домой – все это должно содержать в себе силу патриотического чувства. Не пропаганду ценности патриотизма, ибо пропаганда не имеет души. А именно внутреннюю скрытую силу сопричастности тому, что ученик видит. Такие примеры лучше всего помогают развитию патриотизма. Это фильмы о войне, о подвигах людей, о трудовых успехах, а счастье в семье. А том, что поистине важно и формирует позицию гражданина своей страны. Но вся визуальная информация должна быть подобрана тщательно, без скрытого воздействия, без рекламы (что в наш век особенно актуально), без политики, без классовой и национальной нетерпимости. Потому что все это не проявления патриотизма, не возможность дать осознанный выбор, а именно вмешательство в мировоззрение, такой патриотизм не имеет ничего общего с настоящим. Он ложен, по сути и по содержанию.

 

Выступления, на которые водят учеников, встречи с ветеранами и пожилыми людьми. Возложения цветов на памятники неизвестным солдатам, почетные караулы и многое другое – отличные способы воспитания патриотического самосознания. Это не просто слова и картинки, что ученики видят и слышат, это то, что можно почувствовать всей душой, к чему можно прикоснуться. Ученики должны понимать, что то, что они видят, это история, это коллективная память, хранителями которой они должны стать. Это люди, что жили ради их будущего, и подвиги, что совершались ради них, ради России. Ученики должны понять это, понять, что и им, может быть, придется оказаться на их месте, а значит, они должны быть готовы. Их нужно подготовить к этому, они должны быть готовы к подвигу, к жизни ради своих детей и потомков, понимать значимость своей жизни в России, свою ответственность перед историей былой и грядущей.

 

 

2.Человек играющий

 

 

"Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре" [4]

 

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейнментом (англ. edutainment), которое означает образовательное развлечение или образование посредством развлечения.[5] Именно таким мы видим наиболее действенный способ воспитания патриотического чувства в подрастающем поколении.

Игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.[6]

Игра во все времена с раннего возраста была самым лучшим способом познания мира и осознания себя в мире. Ребенок, примеряя на себя разные роли, пытается выбрать (и выбирает) наиболее оптимальные для него модели поведения. Так он учится, так он становится человеком и частью общества, так он находит свое место. И следовательно это один из лучших способов обучения во все времена и всему, что поддается игре. Играть, однако, нужно с умом, это не игра в компьютерные игры, где эмоциональное вовлечение ребенка очень сильно, но не направлено ни на кого, даже играя в сетевые игры с другими игроками, ребенок все равно один в своем внутреннем мире. Даже играя в игру, он играет и в какую-то общественную роль. Он может представляться кем угодно и чем угодно. Он не скован рамками возраста, тела и опыта. Но проблема компьютерных игр все-таки в реальном одиночестве,  выплескивая свои эмоции в игре, ребенок не может ничего дать в реальной жизни. Он труслив, апатичен, ленив. Всего этого нужно стараться избегать. Игры должны быть реальными, как и переживания, ребенок должен быть тем, чья роль ему досталась, как в детстве, когда мы все играли в докторов, полицейских и в «войнушку». Это то, чего не хватает в современном мире. Сеть интернет убрала границы информации и государств, все могут общаться со всеми, но, по сути, она замкнула молодых людей в рамках их домов и компьютеров. Для полноценного воспитания патриотического чувства необходимы игры, игры живого действия, игры на воздухе с друзьями. Молодежь должна сама участвовать в том, о чем обычно они только слышат. Есть несколько видов таких игр, которые лучше всего помогают развить патриотизм в ребенке и даже взрослом человеке.

 

Первые, но не по значению, это так называемые «павильонные» игры, их можно проводить и в школах, и в классах во время урока. Чаще всего число участников такой игры — 10-25 человек, а длительность от 2 до 12 часов, но может достигать и 24 часов. На павильонных играх могут быть реализованы практически любые жанры.Участники могут быть в костюмах или просто с именами на бейждиках.

Для павильонных игр характерна высокая концентрация действий (напряжённость), что связано со сжатыми сроками игры. Здесь ученик может примерить на себя маску любого исторического персонажа, побыть королем на балу, принцессой среди принцев, рыцарем, пишущим письмо даме сердца и т.д. Примеряя ту или иную роль, ученик должен стараться справиться с ней как можно лучше. Он должен понять, что значит быть тем или иным человеком.

Вторые – это полигонные игры. Полевые (полигонные) игры проводятся на местности, обычно на специально отведённом, а порой и оборудованном месте — полигоне. Они наиболее масштабны по количеству играющих и занимаемому пространству. Как правило, эти игры требуют определённого антуража (соответствующая одежда, оружие, имитация поселений и т. д.), и вообще внешне в них немало от костюмированного представления или инсценировки. Длятся они от полутора до девяти суток. Численность участников колеблется от 10до 2000 человек, в среднем от 100 до 300 человек. Сюжеты (миры) могут быть взяты из истории, художественной литературы, фильмов и т. д.

 

Все это так называемые ролевые игры живого действия. Это отличный способ не только изучения истории, но и отличный способ воспитания патриотической молодежи. Играя, общаясь в рамках роли, готовясь к игре: пошив костюма, изготовление моделей оружия, постройка игровых крепостей и городов – все это способствует осознанию себя частью истории, частью непрерывного процесса развития общества. Без любви к Родине такое развитие невозможно, память должна быть жива, а лучший способ – это самостоятельно пережить что-то, самостоятельно потрогать и почувствовать историю.

Так можно увлечь ребенка, а именно вовлекать и нужно. Нельзя насаждать то, что ему не интересно, если не научить его понимать необходимость самостоятельно прийти к патриотическому чувству, то заставлять воспитанника будет бесполезно.

Воспитание патриотической личности является залогом сильной нации, крепкого государства и гарантией выживания в тяжелых ситуациях. Каждый человек должен помнить о ответственности перед подрастающим поколением, быть для него образцом и примером для подражания. Нужно тщательно следить за тем, что формирует личность ребенка, помнить, что развитие личности начинается с самого раннего возраста. Патриотизм, начинаясь с малого, развивается до форм общегосударственного значения. Школа и учителя личным примером и тщательным подбором материалов должны вдохновлять учеников на самостоятельный поиск внутренних ресурсов, личного понимания патриотизма и необходимости любить свою Родину. История – лучший помощник для ученика узнать примеры истинного патриотизма, примеры самопожертвования и безграничной любви к России. Именно в прошлом нужно искать лучшие образцы и привлекать ребят к игровым формам деятельности как средству развития патриотизма и человечности. Ролевая игра – это лучший способ ощутить себя частью истории, ощутить себя частью чего-то большего, чем внутренний мир одного индивидуума. Учитель и ученик должны вместе двигаться по пути патриотического воспитания, так как порой и ученик может научить чему-то своего учителя.

 

Список использованной литературы:

1)О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов/Под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова.– СПб. : «ЭлексисПринт», 2005. - 228 с.

2) Школа Жизни. Теория и практика. Педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили / [Ш.Амонашвили, В. Александрова, В.Ниорадзе и др.]. – М.: Дрофа, 2000.- 176 с.

3) Й.Хейзинга. Человек Играющий/ Й.Хейзинга, пер. Д.Сильвестров. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 384 с.

4) История педагогики/Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля— URL: http://www.ipedagog.ru/parts/part5.html (дата обращения 5.02.2015г.)

5) Свободная энциклопедия Википедия/Игровое обучение – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение  (дата обращения 5.02.2015г.)

 



[1]«О патриотизме и гражданственности» А.А.Козлов

[2] «Школа Жизни. Теория и практика. Педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили» Ш.Амонашвили

[3] Ш. Амонашвили

[4] "Человек играющий" Й.Хейзинга

[5] Материал свободной энциклопедии «Википедия»

[6]Ф.Фрёбель