Мини-музей как средство развития познавательной и речевой активности дошкольника

Даричева Светлана Васильевна, воспитатель

МБДОУ "Романовский детский сад №1"

Алтайский край, Романовский район, с. Романово


В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

    Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться с взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

   С целью развития познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста я стала использовать в своей работе такую форму как мини - музей.

Хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Задачи создания мини-музеев:

1.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3.Формирование у дошкольников представления о музее.

4.Расширение кругозора дошкольников.

5.Учить детей первым попыткам исследовательской деятельности.

6.Расширение познавательных способностей и познавательной деятельности.

7.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8.Развитие творческого и логического мышления, воображения.

9.Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации о музейном пространстве.

10.Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

В процессе создания мини-музеев всю работу разделила на этапы:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.

2. Практический. Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.

3. Заключительный (или обобщающий). – музей уже будет готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами.

Формы и методы  работы в мини-музее.

Ø     - беседы с детьми;

Ø     - опытно-исследовательская деятельность;

Ø     - чтение художественной литературы;

Ø     - самостоятельное рассматривание экспонатов;

Ø     - экскурсии (обзорная, «путешествия», игра-экскурсия и т. д.);

Ø     - игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

Ø     - музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр презентаций;

Ø     - мастер-классы по изготовлению экспонатов;

Ø     выставки;

Ø     - проекты различной направленности, КВН, викторины,     спортивные досуги, развлечения.

 

Алгоритм создания мини-музея:

Ø     выбор темы мини-музея;

Ø     определение места размещения мини-музея;

Ø     планирование экспозиций;

Ø     выбор дизайна оформления мини-музея;

Ø     подбор экспонатов;

Ø     оформление визитной карточки или путеводителя мини-музея;

Ø     разработка форм работы с экспозициями мини-музеев;

Ø     разработка сценариев и  конспектов НОД;

Ø     разработка ознакомительной экскурсии в мини-музее;

Ø     планирование поисково-познавательной деятельности в мини- музее.

Дети совместно с педагогами разрабатывают правила поведения в мини – музее

Экскурсоводами становятся по желанию сами дети ! Причём у каждого ребёнка есть свой любимый мини – музей, о котором он с удовольствием расскажет другим детям. Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии.

При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Путешествие на машине времени», «загадки гномов» и др.), игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?»), сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин игрушек»), игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т.д.

Работа с родителями.

Как любому педагогу мне хочется, чтобы знания детей, которые я им даю, были прочными, не забывались, а наоборот оставались актуальными и применяемыми детьми в повседневной жизни. Эту задачу решает такая важная особенность мини-музеев, как участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 Чтобы мы не делали, всегда с нами рядом родители наших воспитанников. Перед созданием какого-либо мини-музея, проводятся родительские собрания, с обязательным анкетированием. Проводятся консультации для родителей, беседы, выставляются папки передвижки с информацией по заданной теме, рекомендации, памятки и др.  В завершении работы, проходит показ – презентация о проделанной поэтапной работе, подведение результатов.

Когда мини - музеи были уже созданы в нашей группе, дети не потеряли к ним интерес.

Даже наоборот, дети в свободное время обращаются именно к музею. За время создания, мини – музей для детей стал чем – то своим, родным, так как дети принимали активное участие в его открытии. Детям очень понравилось знакомство с музеем, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития. Несмотря на то, что дети с удовольствием используют в играх современные технические средства, однако нельзя подменять живое общение виртуальным, так как только на чувственной основе при активном взаимодействии с его объектами, можно познавать окружающий мир.  Речевое развитие дошкольников происходит только при непосредственном взаимодействии с объектами окружающего мира (таковыми являются музейные экспонаты), при чувственном познании окружающей действительности.

 

Проделанная мною работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность.