Веселое путешествие в страну Математика

Хребтань Екатерина Васильевна, воспитатель

МОУ Центр развития ребенка №11

г. Волгоград

 


Тема: «Веселое путешествие в страну Математика».

 

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Тип: интегрированный.

Виды детской деятельности: обучающая.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Форма организации образовательной деятельности: подгруппа.

 

Задачи:

- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах восьми.

- продолжать учить классифицировать предметы по трем признакам: цвет, форма, величина.

- учить выполнять практические действия с ориентировкой на символ.

- закреплять у детей умение правильно использовать в активной речи сложноподчиненные предложения с союзами: что, потому что.

- развивать у детей умение анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать.

- развивать мышление, умение делать выводы в процессе задания, обосновывать суждения.

- побуждать к коммуникативному, деловому общению на основе общих интересов.

- воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности, оценивать самого себя.

 

Предварительная работа:

Изучение порядкового и количественного счета в пределах восьми, классификация предметов по трем признакам: цвет, форма, величина, чтение русской народной сказки «Репка», сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», изучение жизни диких животных.

Материал и оборудование:

Полоски-вагончики разной длины и цвета, кукла «Красная Шапочка», корзина с цветами, полянки и бабочки разных цветов, форм и размеров, наглядный материал- репка, лист с изображением цифр от 1 до 8, ручеек, листы (кочки) с изображением цифр и букв, картинки с изображением животных и значки, стоящие под ними, дорожка из геометрических фигур, карточки с цифрами 3,4,5 .

 

Методы и приемы:

-словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, рассказ);

-наглядный метод (рассматривание изображения репки);

-практический метод (раскладывание полосок-вагончиков разной длины, распределение бабочек по полянкам,построение дорожки из геометрических фигур, физкультурная минутка);

- стимулирующие методы:

а) волевой: (выявление познавательных затруднений детей, формирование рефлексивности);

б) эмоциональный: (создание ситуаций успеха, поощрение, похвала, одобрение);

в) социальный: (организация само и взаимопроверки);

г) познавательный (создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт детей).

 

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности

 

 

1.

Организационный этап

 

Цель которая должна быть достигнута воспитанниками:

-получить возможность улучшить свое эмоционально- психологическое состояние;

-включиться в совместную творческую деятельность;

 -подготовиться к восприятию материала.

 

Цель, которую педагог хочет достичь на данном этапе:

-способствовать созданию условий для эффективной работы в процессе непосредственно образовательной деятельности, обеспечивающих положительный эмоциональный настрой детей  и способствующих подготовки воспитанников к деятельности познавательного характера, мотивировать детей на активную плодотворную работу.

 

Задачи:

-побуждать воспитанников к непринужденному общению;

- создать условия для образовательной деятельности;

-совершенствовать умение использовать в речи выразительные средства.

 

Методы:

-рефлексивный круг;

-словесный (беседа);

-познавательный (опора на жизненный опыт ребенка).

Критерии достижения цели:

-заинтересованность детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть.

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично! Настроение у нас хорошее.

Ребята, в стране «Математика»  случился переполох: цифры все заколдованы, геометрические фигуры спрятались, знаки все убежали. Что нам делать?

Предполагаемые ответы детей. Надо помочь. Расколдовать цифры. Найти геометрические фигуры и знаки.

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие по стране «Математика» наводить порядок. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, помогать друг другу. А на чем можно отправиться в путешествие?

Предполагаемые ответы детей. На самолете, на пароходе, на машине, на автобусе, на поезде.

Воспитатель: На чем мы отправимся в путешествие, вам подскажет загадка:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубою

Везет всех за собою.

Что это?

Предполагаемые ответы детей. Это поезд.

Воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это поезд?

Предполагаемые ответы детей. Железные избушки – это вагоны, они сцеплены друг с другом. Паровоз с трубой. На поезде часто отправляются в путешествие.

Воспитатель: Ну что же, давайте приготовим поезд с вагончиками  - и в путь дорогу…

 

2.

А)

Изучение материала.

Актуализация опорных знаний.

 

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

 - закрепить порядковый и количественный счет, умение классифицировать предметы по трем признакам: цвет, форма, величина;

- умение отличать буквы и цифры;

- вспомнить названия сказок и главных героев.

 

 

Цель, которую педагог хочет достигнуть на данном этапе:

-выявить степень усвоения детьми предыдущих знаний;

-создать ситуацию успеха и условия для самореализации воспитанников в самостоятельной деятельности;

- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах восьми;

- продолжать учить классифицировать предметы по трем признакам: цвет, форма, величина.

 

Задачи:

-обобщить и систематизировать знания детьми порядкового и количественного счета, классификации предметов по трем признакам (цвету, форме, величине);

- развивать связную речь детей;

-развивать логическое мышление, память;

 

Методы:

- словесный (беседа, пояснение);

-практический (раскладывание полосок разной длины, распределение бабочек на полянки);

-познавательный (опора на жизненный опыт детей);

-волевой (выявление познавательных затруднений детей);

-эмоциональный (поощрение).

Цель физкультминутки:

-снятие умственной утомляемости детей,

-развитие двигательной активности.

Воспитатель: Ребята, у меня полоски-вагончики разной длины. Вам надо будет составить поезд из полосок-вагончиков от самой короткой до самой длинной.

(Дети выполняют задание, раскладывают на ковре полоски от самой короткой до самой длинной).

Воспитатель: Молодцы, у вас получилось. Ребята, сколько всего вагонов у поезда?

Предполагаемые ответы детей. Пять.

Воспитатель: Каким по порядку стоит голубой вагон?

Ребята, вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

Предполагаемые ответы детей. Третьим. Красный вагон. Вторым.

Воспитатель: Ребята, поезд вы составили. А готовы вы отправиться в путешествие?

Давайте возьмемся за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Настроились? Пора и в путь. Поехали.

 (Звучит музыка)

(Дети кладут руки на плечи друг другу и отправляются в путешествие.)

Воспитатель: Ребята наш поезд прибыл на первую станцию, которая называется… «Сказочная». В этой стране мы встретимся со сказочными героями. Чтобы найти первую сказку, мы должны посчитать до восьми.

(Дети считают до восьми).

Воспитатель: Я снимаю покрывало со стола ( кукла «Красная шапочка», корзина с цветами). Ребята, из какой  сказки эта героиня?

Предполагаемые ответы детей. Красная Шапочка. Из сказки про Красную Шапочку.

Воспитатель: Правильно. Красная шапочка гуляла по лесу и собирала цветы. Как узнать, сколько цветов в корзинке?

Предполагаемые ответы детей. Надо посчитать цветы.

Воспитатель: Дети посмотрите, а три цветка осталось лежать на полянке. Если Красная Шапочка их сорвет, сколько всего станет цветов?

Предполагаемые ответы детей. Всего станет восемь.

Воспитатель: Почему восемь?

Предполагаемые ответы детей. Если к пяти прибавить три, то получится восемь.

Воспитатель: Ребята, если у Красной Шапочки было восемь цветов, а три она подарит маме. Сколько у нее останется цветов?

Предполагаемые ответы детей.  У Красной Шапочки останется пять цветов.

Воспитатель: Почему пять?

Предполагаемые ответы детей. Если от восьми отнять три, то получится пять.

Воспитатель: Ребята, Красная Шапочка хочет с вами поиграть. Она приготовила для вас игру: посмотрите, какие бабочки летают над полянками. Сколько полянок?

Предполагаемые ответы детей. Три.

Воспитатель: А бабочек очень много и их нужно посадить так:

- на зеленую полянку – бабочек с треугольным рисунком на крыльях;

- на желтую полянку – немаленьких бабочек;

- на красную полянку – нежелтых бабочек.

(Дети выполняют задание. Затем объясняют, на какую полянку каких бабочек посадили).

Воспитатель: Молодцы! Красная Шапочка рада, что вы так быстро и правильно расселили бабочек по полянкам.

Ой, ребята, нас еще одна сказка нас дожидается!

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка-

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли.

Посадил дед репку (на доске под черным квадратом спрятана репка, сверху видны только листочки). Прошло время, репка выросла. Пришел дед репку тянуть. Сколько человек пришло репку тянуть?

Предполагаемые ответы детей. Один. Показывают цифру один.

Воспитатель: Дед тянет-потянет, вытянуть не может. Кого дед позвал на помощь?

Предполагаемые ответы детей. Дед позвал бабку.

Воспитатель: Сколько теперь человек тянет репку?

Предполагаемые ответы детей. Два человека тянут репку. Показывают  цифру два.

Воспитатель: Кто первый? Кто второй?

Предполагаемые ответы детей. Первый – Дед, вторая – бабка.

Воспитатель: Дед с бабкой тянут-потянут, вытянуть не могут. Кого позвали на помощь?

Предполагаемые ответы детей. Они позвали внучку Машеньку.

Воспитатель: Правильно. Сколько их стало?

Предполагаемые ответы детей. Их стало трое.

Воспитатель: Посчитаем по порядку. Какой по счету дед (бабка, внучка)?

Предполагаемые ответы детей. Первый. Вторая. Третья.

Воспитатель: Дед, бабка, внучка Машенька тянут-потянут, вытянуть не могут. Кого позвали на помощь?

Предполагаемые ответы детей. Собачку Жучку. Кошку.

Воспитатель: Собака Жучка в лес убежала, а кошка спала. Кого еще позвали дед с бабкой?

Предполагаемые ответы детей. Мышку.

Воспитатель: Правильно. Сколько их стало?

Предполагаемые ответы детей. Их стало четверо.

 Воспитатель: Посчитаем по порядку. Какой по счету дед, бабка, внучка, мышка?

Предполагаемые ответы детей. Дед первый. Бабка вторая. Внучка третья. Мышка четвертая.

Воспитатель: Ребята, теперь надо репку тянуть. Тянут-потянут. Не могут вытянуть. Почему не могут?

Предполагаемые ответы детей. Они не могут вытянуть, потому что их мало. Потому, что им не помогли собака Жучка и кошка.

Воспитатель: Что же делать?

Предполагаемые ответы детей. Надо им помочь.

Воспитатель: Молодцы! Давайте им поможем. Держитесь за репку. Раз, два, три, вытянули репку! Дети, смотрите какая необычная репка. Что в ней необычного?

Предполагаемые ответы детей. Репка бывает круглой формы. Мы вытянули репку квадратную.

Воспитатель: А наша репка какой формы?

Предполагаемые ответы детей. Наша репка квадратной формы.

Воспитатель: Скажите, а бывают ли квадратные репки на самом деле?

Предполагаемые ответы детей. Конечно нет. Квадратных репок не бывает.

Воспитатель: Правильно, репка бывает круглой формы, а квадратная может вырасти только  в сказке. Ребята, внучка Машенька хочет с вами поиграть. Посмотрите, какую картинку она принесла. Что вы на ней видите? Назовите их.

Предполагаемые ответы детей. Мы видим цифры. Дети называют цифры от одного до восьми.

Воспитатель: Молодцы! Порадовали Машеньку. Дальше отправляемся в наше путешествие. Только сейчас пойдем пешком.

(На пути встречается ручеек). Ребята, а какой этот ручеек?

Предполагаемые ответы детей. Узкий. Короткий.

Воспитатель: Как нам перейти через ручеек?

Предполагаемые ответы детей. Надо перепрыгнуть через ручеек. Через ручеек можно перешагнуть.

Воспитатель: Давайте перейдем ручеек по кочкам. Внимание: можно наступать только на те кочки, на которых написаны цифры. Те кочки, на которых написаны буквы, надо перешагнуть.

Вот мы и добрались до станции «Лесная».

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем

Крылья сложим назад.

(Дети выполняют движения под музыку.)

 

Б)

Открытие новых знаний

 

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

-овладеть новыми знаниями о диких животных;

-овладеть представлениями об изменении внешнего вида и поведения животных зимой;

-проявить волевые усилия в ходе получения нового материала;

-овладеть умением работать по алгоритму;

- закрепить порядковый и количественный счет, умение классифицировать предметы по трем признакам: цвет, форма, величина.

- уметь выполнять практические действия с ориентировкой на символ.

 

Цель, которую педагог хочет достигнуть на данном этапе:

-организовать деятельность детей по изучению нового материала о жизни диких животных зимой;

-создать ситуацию, побуждающую детей к развитию познавательного интереса, памяти, мышления, умения устанавливать простейшие связи;

-создавать условия для формирования умения устанавливать простейшие связи;

-определять степень заинтересованности детьми изучаемым материалом.

способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи;

-оценить деятельность детей по конечному результату.

 

 

 

Задачи:

- формировать у детей представления о жизни диких животных,  их приспособленности к зимнему периоду;

-воспитывать у детей интерес к природе;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость, дружелюбие.

 

 

Методы:

-наглядный (карточки с животными);

-словесный (вопросы, пояснение, активизация словарного запаса);

-волевой (выявление познавательных затруднений);

-познавательный (опора на имеющиеся знания);

-эмоциональный (оценка, поощрение);

- практический (выстраивание дорожки из геометрических фигур по алгоритму, физкультурная минутка).

 

Критерии, позволяющие определить степень усвоения воспитанниками нового материала:

-заинтересованность, проявление активности,

-усвоение программного материала, умение самостоятельно делать выводы;

-правильные ответы детей на вопросы педагога.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес - это место, где обитают животные, есть птицы, растет много деревьев: сосен, елей, берез, кленов  и кустарников. В лесу живут дикие животные: лиса, медведь, волк, заяц, белка, ежик, олень. Многие животные впадают в зимнюю спячку. Например, медведь – самый крупный зверь в лесу. За теплое время года он накапливает жир в своем теле и когда долгое время не может найти себе еду, то глубоко заползает в свою берлогу и засыпает.

Те животные, которые не впадают в спячку готовятся к зиме, меняют шубки на теплые и еще меняют цвет, чтобы быть незаметными.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назови животное». Мы будем рассматривать животных на картине и под каждой картинкой животного будет стоять значок, вы запоминаете, а я убираю картинку. Затем показываю значок. А вы отгадываете.

(Дети рассматривают картинки с изображением животных и значки, стоящие под ними. Дети по значку называют угаданное животное.)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Ребята, а впереди нас ждет новое задание «Построй дорожку». Посмотрите внимательно и скажите, из чего построена дорожка?

Высказывания детей: «Из квадратов, прямоугольников, кругов…

Воспитатель: Как эти фигуры можно назвать одним словом?

Высказывания детей: Геометрические фигуры.

Воспитатель: А с какой фигуры начнем строить дорожку?

Предполагаемые ответы детей. Дорожку начнем строить с прямоугольника. Я думаю также.

(Дети выстраивают из геометрических фигур по алгоритму дорожку).

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Теперь по этой дорожке мы с вами продолжим наше путешествие. Сейчас мы с вами поедем на лошадках. Поехали.

(Дети выполняют имитационные движения езды на лошади).

Воспитатель: Следующая остановка – станция «Загадочная». Отгадайте загадку:

На диване у Танюшки

Примостилися игрушки:

Пять матрешек, Буратино,

И веселый Чиполлино.

Помоги Танюшке

Сосчитать игрушки!

(Дети отгадывают загадку – считают игрушки)

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились успешно.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

 

 

3.

Закрепление пройденного материала

 

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

-получить возможность продемонстрировать полученные знания, осознать степень усвоения пройденного материала;

- проявить интерес к объектам растительного мира;

-проявить активную трудовую деятельность;

-чётко формулировать выводные знания.

 

Цель, которую педагог хочет достигнуть на данном этапе:

-систематизировать полученные детьми знания;

-выявить уровень знаний, полученных каждым ребенком;

-наметить последующую индивидуальную работу;

-создать ситуацию успеха.

 

Задачи:

- уточнить представление детей об изученном материале;

-вызвать эмоциональный отклик на прослушанный и увиденный материал;

-воспитывать эстетическое восприятии;

- оценить свою работу при помощи карточек с цифрами

 

Методы:

-словесный (опрос, подведение итогов);

-практический (использование карточек с цифрами);

-эмоциональный (поощрение, стимулирующее оценивание, создание ситуации успеха);

-волевой (выявление познавательных затруднений).

 

Критерии достижения цели:

-положительный эмоциональный настрой;

- усвоение программного материала, умение самостоятельно делать выводы;

-правильные ответы детей на вопросы педагога.

 

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, где мы с вами побывали?

Высказывания детей: Мы были в стране «Математика».. Мы были на станции «Сказочная», «Лесная», Загадочная». Мы были в интересном путешествии.

 

Воспитатель: Дети, а что вам понравилось?

Предполагаемые ответы детей: Мне больше всего понравилась встреча с Красной Шапочкой и ее интересные задачи с цветами. А мне понравилось задание про бабочек. Мне понравилась игра «Назови животное», где надо было запомнить животное и значок под ним, а потом угадать. Мне понравились загадки . А мне – постройка дорожки из геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, а теперь оцените свою работу на занятии. Если вы считаете, что вам сегодня все удалось, вы справились со всеми заданиями, возьмите карточку с цифрой пять. Если думаете, что вам сегодня почти все удалось, возьмите карточку с цифрой четыре. Если считаете, что вы сегодня не справились со многими заданиями, ваша карточка – с цифрой три.

(Дети оценивают свою работу и выбирают соответствующие карточки, аргументируя свой выбор).

Воспитатель: Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось. Спасибо вам.

(Дети прощаются и уходят).