Зимующие птицы

Величко Наталья Фёдоровна, воспитатель

МБДОУ "ЦРР - Д/С №73"

г.Ставрополь


Цель: Формировать представления о зимующих птицах,особенностями внешнего вида и поведения птиц, пополнить и активизировать словарь.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать умение классифицировать птиц - зимующих и перелетных.

Упражнять детей различать птиц по внешним признакам.

Формировать представления детей о причинах отлета птиц.

Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память; пространственные представления.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру совместного взаимодействия, любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие.

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, корм птиц.

Материалы и оборудование: слайд с изображением птиц, иллюстрации с изображением птиц, дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

 

Содержание деятельности:

 

1.Введение в образовательную деятельность.

Чтение стихотворения:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Каркать, петь и ворковать,

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите

(Предполагаемые ответы детей: птицы)

Воспитатель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

(Предполагаемые ответы детей: о птицах)

2.Актуализация представлений по теме.

Воспитатель: Дети, каких птиц вы знаете? Кода гуляете на улице, каких птиц вы встречаете чаще всего?

(Предполагаемые ответы детей: голубь, ворона, воробей, синичка)

Воспитатель показывает слайд с изображением птиц

Воспитатель: какая ворона по размеру?

(Предполагаемые ответы детей: большая)

Воспитатель: А какой по размеру воробей?

(Предполагаемые ответы детей: маленький)

Воспитатель: Какого цвета ворона, и какого цвета воробей?

(Предполагаемые ответы детей: ворона чёрная, воробей коричневый)

Воспитатель: А как ворона говорит, сможете показать? А воробей?

Воспитатель:Покажите, как ходит ворона и как прыгает воробей.

Всё у вороны и воробья разное. Ворона большая, а воробей… (Маленький).

Ворона ходит, а воробей…(Прыгает). Ворона черная, а воробей…(Коричневый).

Воспитатель: Другие птицы тоже другого цвета, другого размера. Но чем-то все птицы похожи. Чем же, ребята?

(Предполагаемые ответы детей: у всех птиц есть клюв, крылья, две лапки,

 перья и тд.)

3.Создание проблемной ситуации, проектирование решения проблемы и решение проблемы в деятельности

Воспитатель:Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Как думаете,что с ними могло случиться?

(Предполагаемые ответы детей: улетели в тёплые страны, на юг)

Воспитатель: А почему от нас улетели птицы на юг?

(Предполагаемые ответы детей: потому-что там тепло, потому-что у нас наступила зима, потому-что холодно)

Воспитатель:Как называются такие птицы, которые улетают в теплые края?

(Предполагаемые ответы детей: перелётные)

Воспитатель:Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались зимовать?

(Предполагаемые ответы детей: зимующие птицы)

Воспитатель: А почему они не улетели? Они не бояться зимы?

(Предполагаемые ответы детей: не боятся зимы, умеют добывать корм зимой)

Воспитатель:Ребята, я хотела показать вам зимующих и перелётных птиц, но они у меня все смешались. Сможете помочь мне распределить птиц зимующих и перелётных?Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находятся круги синего,  красного цвета и цветные изображения птиц.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На столе расположены птицы-сорока, аист, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круг с солнцем, а зимующих – в круг со снежинкой.

Воспитатель помогает затрудняющимся детям,  хвалит детей.

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

4. Применение открытия в деятельности.

Воспитатель: Представьте, что все вы птицы.Воспитатель раздаёт детям изображения птиц. Я читаю стихотворение, и те дети, в руках у которых изображение птицы, про которую в данный момент идёт речь, «прилетают» на «кормушку»

Игра «Кормушка для птиц»

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Две вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело пять сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов,  они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами помогаем пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

(Предполагаемые ответы детей: подкармливать птиц).

Воспитатель: Верно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки.А что мы можем, положить в кормушку для птиц?

(Предполагаемые ответы детей: зерно, семечки, крошки хлеба,  кусочек сала)

5. Итог.

О ком мы сегодня беседовали?

Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Планируемый результат:

 

Актуализировать представления о зимующих птицах. Закрепить способность сравнивать по внешним признакам. Помогли распределить птиц зимующих и перелётных, закрепили названия птиц, внешний вид, чем питаются.