Взаимодействие с родителями в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Нешатаева Лариса Павловна, воспитатель

«Детский сад № 11 «Чебурашка»

г.Кудымкар, Пермский край

 


Аннотация: в статье представлен опыт совместной работы с родителями по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностей, интереса к национальной культуре коми-пермяцкого народа, к народному наследию.

В современном обществе в результате унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России за последнее столетие, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно – исторического наследия. Значительно затрудняется связь между поколениями и связанная с нею этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытности.[1,4 ]

Сегодня воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальной ценности народа.  При этом особую роль играют новые технологии этнокультурного воспитания. Решение данной проблемы предполагаетв первую очередь, глубокое знание традиции и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения   к традиционной культуре этноса.

Процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее.

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре коми – пермяцкого народа, к народному наследию. Мы, конечно же, относимся с уважением к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в многонациональной России, обязан знать культуру коренного народа, на территории которого он проживает.

Введение этнокультурного компонента в практику работы нашего дошкольного образовательного учреждения обусловлено и тем, что каждый из народов современной России хочет укрепить преемственность между старшим и младшими поколениями в семье и обществе в целом, приобщая детей к своему этническому культурному наследию и корням, к культурно-языковой самобытности. И это также естественно и необходимо. Ведь только человек, знающий и любящий культуру своего народа, способен понять и принять другого человека, который знает и любит собственную культуру. Зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, труду, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.

 Семья всегда была и остается необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.  В своей проблеме взаимодействия детского сада и семьи при организации работы по приобщению дошкольников к национальной культуре в поликультурном пространстве мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.

  Основная задача сотрудничества с семьей: привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ по возрождению народной культуры итрадиций, распространение этнопедагогических и этнопсихологических знаний, установление единства педагогического взаимодействия и привлечение внимания к проблеме формирования основ национального самосознания в семье; нравственные ценности, традиции, обычаи, которые зародились в детском саду, передавать от поколения к поколению. Реализация данных задач осуществляется через разнообразные  формы работы, апробированные с родителями детей, посещающих ДОУ:тематические родительские собрания, «Школа для родителей», «День совместных дел», практические семинары, участие родителей в совместной деятельности, дни открытых дверей, экскурсии, походы, этнокультурные праздники, развлечения.[2,3]

Нами были разработаны и реализованы проектыпо патриотическому воспитанию для детей старшей группы: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мы коми-пермяки».Все проекты объединяет единая цель -знакомить  детей с истоками, национальным бытом, традициями  и праздниками русского и коми-пермяцкого народа.В реализации проектов активноучаствовали родители: совместно с детьми изготавливали плакаты на тему «Любимые достопримечательные места города»,  «Путешествие по городу», ходили на тематическую экскурсию «Аллея Кудым-Оша»,  участвовали в конкурсе рисунков «Моя семья», изготавливали герб семьи. С удовольствием родителиучаствовали в совместных походах, где им вместе с детьми предоставляется возможность самим проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.

Родители наших воспитанников охотно принимают участие    в проведении праздников традиционно празднуемых в Коми-пермяцком округе: Пасха, Рождество, Новый год, коми – пермяцкие посиделки, Колядки, Масленица. Именно в такой деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народа, его специфика, что дает родителям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Вовлекаем родителей в поисково – познавательную деятельность по подбору наглядного и познавательного материала о родном городе и крае для

дополнения группового уголка краеведения: альбомы«Достопримечательности города Кудымкара», «Старый Кудымкар и Новый Кудымкар» «Коми – пермяцкая одежда», «Животные нашего края», «Птицы».

Родители совместно с детьми составляют рассказы и оформляютальбомы «Семейные маршруты выходного дня» (посещение музеев, по историческим местам, экскурсия по городу по краю).Участвуют в фотовыставках и выставках поделок и рисунков: «Родные просторы», «Животные нашего края», «Детский сад – мой второй дом», «Моя любимая сказка», «Осенняя фантазия», «Зима в фантазиях детей и взрослых»; оформление мини – музеев: «Коми – пермяцкая одежда», «Коми – пермяцкие куклы».

Привлекаем родителей к проведению групповых и совместных мероприятий: чтение сказок, показ кукольного театра, показ сказок, изготовление ЛЭПБУКА «Коми – пермяки», рассказы о коми пермяцких блюдах, приготовление национальных блюд.

В фойе группы для родителей оформляем консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу и краю», «Значение народного творчества в патриотическом воспитании детей», «Двуязычие в семье».

Стало традицией нашей группы  посещение драмтеатра в выходные дни.

Очень нравятся родителям  совместные с детьми вечера в духе народных традиций, где педагоги вместе с родителями, бабушками и дедушками вспоминают забытые песни, легенды, делятся секретами семейного воспитания. Такое непосредственное общение нескольких поколений создаёт атмосферу радости, добра и единения. Дети впервые, а многие взрослые заново постигают старинные, но вечно новые духовные ценности.

Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Современные мамы и бабушки до предела загруженные на работе, нечасто выбирают время для занятий с детьми. Выставки служат хорошим поводом  отложить все дела и заняться рукоделием вместе с детьми, поддержать у них интерес к творчеству, организовать для ребенка полноценный досуг. Да и не существует лучших воспитательных методов, чем общее творческое дело. Так, на  выставку «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Пасхальная радость», «День Победы» наши воспитанники  представляют работы,    выполненные с помощью родителей и бабушек, и дедушек.Родители воспитанников, нашего дошкольного учреждения подходят к выполнению таких заданий с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Эта работа призвана помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.

Библиографический список

 

1.                Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 40 с.

2.                Бударина Т.А., Знакомство детей с народным творчеством изд., перераб. и допол. СПб: «Детство-Пресс», 2010

3.                Гаврилова И.Г. Истоки народной культуры в детском саду/Авт.-сост. И.Г. Гаврилова. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010

 

4.      Нечаева В. Г. Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду изд.3-е, исп. и доп. –М.,1984.