Грамотный конспект как залог успешного образовательного процесса

Юртаева Виктория Петровна, воспитатель

ФГБДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад №188"

г. Владивосток


Цель.Приобщение детей к миру поэзии. 

Задачи.

1)Образовательные:  учить детей выразительно передавать поэтический текст, совершенствовать исполнительское мастерство.Уточнить и закрепить знания детей об осени. Обогащать лексику синонимами и антонимами; упражнять в образовании сложных слов.

2)Развивающие: развивать поэтический слух, художественно-речевые исполнительские навыки, наблюдательность и воображение.

3)Воспитательные: воспитывать в детях чувство прекрасного , любовь к природе через поэзию, музыку, изобразительное искусство.

Предполагаемый результат.Дети будут лучше понимать красоту поэтического слова, научатся распознавать приметы ранней и поздней осени в стихотворных текстах.

Предпосылки УУД.Формирование умения слушать, понимать вопрос и принимать поставленную задачу.

Предварительная работа.Прогулка в осенний лес,наблюдение примет осени в природе, беседы с детьми об осени, рассматривание репродукций, слушание «осенней» музыки; чтение и заучивание наизусть стихотворений об осени, рисование на тему «Осенние краски». Знакомство с портретами  известных поэтов.

Словарная работа.Поэт, поэзия, рифма, багрец, озимь на полях, таинственная сень, обнажалась.

Материалы и оборудование.Монитор, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», репродукции картин русских художников, на которых изображена осень,  «черный ящик» с портретами Алексея Плещеева, Федора Тютчева, Александра Пушкина, Сергея Есенина, Алексея Толстого).

Методы и приемы. Наглядные, словесные.

Технологии. Игровые. Здоровьесберегающие (двигательная активность в процессе НОД, задействовано все пространство группы

Ход НОД

Вводная часть

Организационный момент

 Звучит музыка, дети проходят и становятся полукругом

Воспитатель

 - Добрый день, дорогие друзья!  Сегодня мы собрались  в нашей литературной гостиной, чтобы совершить необыкновенное путешествие, но сначала  давайте возьмемся за руки и улыбнемсядруг другу.

Собрались все дети в круг, я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 - Подарим  улыбки друг другу

А кто из вас, друзья, видал,

Как все в лесу переменилось?

В лесу был дан осенний бал!

Деревья все принарядились:

Кто в пестрый шелк, а кто в атлас

Лишь сосны строгие да ели

Свой хвойный бархат  - радость глаз -

Опять снимать не захотели

 

Воспитатель

 

 - О каком времени года говорится в стихотворении? (об осени)

 Мы с вами сегодня совершим путешествие в царство осенней природы и поговорим об этом удивительно красивом времени года…

Дети проходят по кругу и садятся на стульчики

 

Основная часть

 

Воспитатель

 - Давайте представим себе осень. У каждого возникнет свой образ: ранняя, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад, и природа замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень.

 - За что мы ее любим? ( в это время кроны деревьев расцвечены всеми красками,  и лес становится очень нарядным).Сегодня в нашей литературной гостиной мы встретимся  с осенней поэзией.  Ребята,  а что это такое, поэзия? (поэзия  - это стихи)

 - А зачем  люди пишут стихи? (ответы детей)

 -Как узнать стихотворение на слух? (ответы детей)

 - Да, это рифмованные строчки, очень ритмичные. Как вы думаете, все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? (ответы детей)

 - Чем нужно обладать, чтобы писать хорошие стихи? ( талантом….) Так кто же пишет стихи? Ответ на этот вопрос в черном ящике!  (Помощник вносит черный ящик с портретами поэтов.

- Итак, что же находится в черном ящике?  ( портреты поэтов) - Стихи пишут поэты, и в черном ящике их портреты

Достать из черного  ящика портреты по одному, назвать поэтов, выставить.. 

Дети садятся на стульчики

Воспитатель

- Осень была любимым временем года у многих поэтов, и они посвящали ей свои стихи, мы с вами выучили много стихов про осень и сейчас почитаем эти стихи  наизусть.

 

Выходит 1-ый ребенок

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

                                             (А.С.Пушкин)

Воспитатель

 

-О какой осени идет речь в этом стихотворении, о ранней или о поздней? (О ранней осени.)

Какие приметы осени здесь упоминаются? («В багрец и в золото одетые леса».)

 

Выходит 2-ой ребенок

 

                         Осень

Осень, обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                                             (А.К.Толстой)

-О какой осени идет речь в этом стихотворении? О поздней или ранней? (О ранней осени.)

-О какой примете осени идет речь? (О листопаде.)

 

Выходит 3-ий ребенок

 

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в дальние края.

 

                                       (А. Плещеев)

-О какой осени идет речь в этом стихотворении? (О поздней)

-Почему? (Голые кусты, озимь на полях, ветер в поле воет, дождик моросит, пусто, уныло, нет ярких красок ранней осени.)

 

Выходит 4-ый ребенок

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял, и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

                                                (Ф.Тютчев)

-О какой осени идет речь в этом стихотворении, о поздней или о ранней? (О ранней.)

Почему? (Стоят солнечные дни, убран урожай, умолкли птицы, но далеко еще до первых снежных бурь.)

 

Выходит 5-ый ребенок

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (А.С.Пушкин)

 

-О какой осени идет речь в этом стихотворении? (О поздней.)

Почему? (Упоминается осенний месяц – ноябрь. Это последний месяц осени.)

 

Выходит 6-ой ребенок

 

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

                                      (С.Есенин)

- О какой осени идет речь в этом стихотворении? (О поздней.)

- Почему? (Рощи голы, взрытая от грязи дорога, которая ждет морозов.)

 

Физкультминутка « Кружатся  листочки»  ( после нее дети садятся на стульчики)

 

Воспитатель

 

- У поэта — слово, у композитора — звуки, у художника — краски. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

 

Далее обратить внимание детей на картину Левитана «Золотая осень» на экране.

(дети подходят к экрану)

 

При рассматривании  картины:

-выделить приметы ранней осени.

-трансформировать раннюю осень, изображенную на картине Левитана в позднюю.

Ранняя осень

Поздняя осень

Ясный, солнечный день.

Хмурый пасмурный день.

Яркое голубое небо.

Серое, темное небо.

Белое облако на небе.

Черные тучи, дождь.

Золотое, нарядное убранство деревьев.

Голые грустные деревья.

Тихие, безветренные дни.

Ветреные, ненастные дни.

 

 

Дети садятся на стульчики или стоят в кругу

 

Словарная игра «Скажи иначе»

 

Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое – темное, холодное, пасмурное, хмурое.

Деревья голые – обнаженные, без листьев, нагие.

 

Словесная игра «Скажи наоборот»

 

Осень ранняя – поздняя.

День солнечный – пасмурный.

Время холодное – теплое, жаркое.

Небо яркое – тусклое.

Облако белое – туча черная.

Погода хорошая – плохая.

 

Упражнение на образование сложного слова

 

Листья падают - листопад

 

Рефлексия

 

Воспитатель

 - Ребята, вы много сегодня услышали об осени, о ее красках и звуках, об осенней природе и о непростом характере осени, а теперь опишите, какой вы видите осень. Проведем словесный марафон. Постарайтесь побольше назвать слов, характеризующих осень. Итак, осень: какая она? (золотая, щедрая, красивая, богатая, яркая, дождливая и т.д.)

Совершенно верно, она и дождливая, и солнечная, и яркая, и грустная, и щедрая, она разная.

 

Пройдет осень, за осенью придет зима, которая будет радовать новыми красками.  А наш поэтический праздник подошел к концу, мы от души благодарим зрителей и участников аплодисментами.