Тема занятия: Выразительное чтение отрывка из произведения Б.Заходера "Серая звёздочка"

Рипанова Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ детский сад №3 "Светлячок"

г. Берёзовский


Тема занятия: Выразительное чтение отрывка из произведения Б.Заходера «Серая звёздочка»

Возрастная группа: Старшая группа

Образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель занятия: Доведения до понимания детей основного смысла произведения Б. Заходера «Серая звёздочка», через характеристику главных героев и мотивов их поступков в ходе беседы и дидактической игры.

Задачи занятия:

Обучающие задачи: Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев  произведения.

 Развивающие задачи: Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Развивать слуховую память, логическое мышление через постановку проблемного вопроса.

Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость к художественному слову и находить эмоциональный отклик на художественное произведение. Воспитывать положительные черты характера, через характеристику героев и мотивов их поступков.  Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Дополнительные задачи: Развивать умение детей внимательно слушать и выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры на ИКТ оборудовании.

Словарная работа: лучистые, прожорливый.

Планируемый результат занятия: Дети понимают основной смысл  художественного произведения Б. Заходера «Серая звёздочка», что «Красота сердца,  дороже красоты лица»

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций к литературному произведению Б. Заходера «Серая звёздочка», знакомство с биографией автора.

Материалы и оборудование: Интерактивная панель, хрестоматия, портрет писателя Б. Заходера, краткая биография, интерактивная игра «Ходилка-бродилка», дидактическая игра «Доскажи словечко», физминутка «Жабы», гимнастика для глаз, картинки персонажей сказки.

                                                      

                                             Ход занятия:

Дети заходят  в группу.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями. А сейчас встаньте в круг.

                   

Друг

    Собрались все дети в круг,

     Я-твой друг и ты мой друг.

    Вместе за руки возьмёмся,                                               

  И друг другу  улыбнёмся.

Воспитатель: Дети предлагаю вам пройти к интерактивной доске, посмотрите сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из сказки «Серая звёздочка» Бориса Заходера . Как вы думаете, о ком будет сказка?

Дети отвечают. (Наверно о жабе)

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, я вам расскажу немного об авторе сказки «Серая звёздочка».

Автор сказки «Серая звёздочка» Борис Владимирович Заходер, годы жизни 1918-2000гг.(рассказывает кратко биографию)

А сейчас я приглашаю вас послушать выразительное чтение отрывка  из сказки «Серая звёздочка Б.Заходера, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, это у нас волшебная книга, но она не открывается. Чтобы она открылась нужно отгадать загадку. Послушайте внимательно.

Загадка

                                                   «Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной.

                                                    Иголок  очень много

       А нитки не одной». (Ёжик)

Дети : Ёжик.

Воспитатель: Правильно ребята, очень хорошо.

Вот книга и открылась, сядьте ровно, спинка прямая.

(Воспитатель выразительно читает отрывок из произведения  Б.Заходера «Серая звёздочка», затем задаёт вопросы)

Вопросы:

- Понравилась вам сказка? (да)

-Что сделала бабочка Крапивница?  (Она привела глупого мальчишку)

-Как повёл в саду этот мальчик?  (Начал бросать камни)

-Как цветы спасали Серую Звёздочку?  (Розовый куст уколол мальчика шипами)

-Почему плакала Серая Звёздочка? - (Её обидели, обозвали уродиной)

-Кто смог её утешить?  (Цветы, умный скворец)

-Какой вывод сделала Серая Звёздочка? (В сад нужно приходить ночью, чтобы не встретить глупого мальчишку. Добрые дела нужно делать ночью)

В тексте нам встретились слова: лучистые и прожорливый.

« У Серой звёздочки были лучистые глаза», это значит какие?

Дети: значит светлые, светящиеся светом и добром.

А что значит «прожорливый», как вы понимаете?

Дети: Это тот кто очень много ест.

Воспитатель:  Правильно, ребята. Засиделись мы с вами ребята, пора и ножки размять.

Вставайте в круг.

                         

                            Физминутка  «Жабы »

На болоте жабы жили-          (шагают, руки на поясе)

И друг с другом так дружили - (руки в замок)

Прыгали они по кочкам,         - (прыжки, руки на поясе)

Спали вместе тёплой ночкой. –(ладони сложены под щёку)

А проснувшись поутру,- (руки тянут вверх)

Начинали вновь игру.-(руки разводят в стороны)

Сесть и встать, и два прыжка,- (пружинка и два прыжка)

Вместе весело всегда.- (хлопают в ладоши)

 

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель:  Приглашаю вас к интерактивной доске, но прежде чем мы начнём игру, я вам напомню правила работы на интерактивной доске:

                  1.Руки должны быть сухими.

                  2.Играем на вытянутой руке.

                  3.Касания должны быть лёгкими .

 

           Дидактическая игра называется «Ходилка-дродилка».

 

Цель игры: Развивать умение пользоваться интерактивной доской, формировать знания, развивать познавательный интерес.

Правила игры : Круг жёлтого цвета обозначает «Иди вперёд», зелёный цвет круга говорит о том,  что нужно выполнить задание. А красный –«пропусти ход». Начинаем игру, Катя сделай 1шаг, жёлтый круг- ничего не происходит, но он говорит о том, что нужно идти вперёд  значит ты делаешь ещё шаг и попадаешь на зелёный круг. Нужно выполнить задание: Найти лишний цветок который , не рос в саду, где жила Серая звёздочка.

Лишний цветок не исчезнет. Какого цветка не было в саду, где жила Серая Звёздочка?

Ребёнок: Тюльпанов.

Воспитатель: Правильно, всё хорошо.

(Игра продолжается со вторым ребёнком) Аня делает два шага от зелёного кружка, красный -ничего не происходит, зелёный – новое задание.

Воспитатель: Нажимай на изображения насекомых. Кого съедала  Серая звёздочка, изображения  будут исчезать, а кого она не трогала  изображение насекомого останется .

Воспитатель: Из сказки мы знаем, Серая звёздочка была полезной. Почему,  Аня?

Ребёнок: Она поедала вредных  жуков, гусениц, слизней.

Воспитатель: Мы с вами поиграли, глазки наши устали. Ребята присаживайтесь на стульчики,  выполним  гимнастику для глаз.

                              

                                       Гимнастика для глаз

1 упражнение  «Моргание» (дети медленно моргают затем быстро)

2 упражнение «Маятник» (рука «маятник» двигается влево-вправо, глаза следят за «маятником»)

3 упражнение  «Жмурки» (дети закрывают глаза)

 

Воспитатель: Хорошо.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

Цель игры: Формировать у детей умение отгадывать загадки.

Развивать логическое мышление, чувство рифмы, творческое воображение, расширять словарный запас.

Материалы игры: картинки персонажей сказок.

Ход игры:

1.Добродушен, деловит

   Весь иголками покрыт

   Слышишь топот шустрых ножек

   Это наш приятель….ёжик

2.На шесте- дворец

    Во дворце певец,

    А зовут его ….скворец

3. Не лягушка, но похожа

    Бородавчатая кожа

    Не в воде живёт, а рядом

    Не лягушка это….жаба

4.Что за странная картинка

    Вот пушистая травинка

    Плавно по листу ползёт,

    Всё жуёт, жуёт, жуёт

    Не жучок, не птица

    Это……гусеница

5.Посмотрите у ограды

    Расцвела царица сада.

    Не тюльпан и не мимоза,

    А в шипах красотка….роза.

6.Бабочка мило порхнула,

    Села на яркий цветок.

    В сладкий нектар окунула,

    Крохотный свой…хоботок.

 

Дети, отрывок из какой сказки мы с вами читали?

 Скажите  полным ответом.

Дети: Мы читали отрывок из сказки «Серая звёздочка»

Воспитатель: Кто автор сказки «Серая звёздочка»

Дети: Автор сказки «Серая звёздочка»  Борис Заходер.

Воспитатель: Кто были главными персонажами в сказке?

Дети: Главные персонажи сказки: жаба «Серая звёздочка», ёжик, ежонок, умный скворец, глупый мальчишка.

Воспитатель: Что вам понравилось в сказке?

Дети отвечают.

Воспитатель: А как вы думаете, какой основной смысл сказки?

Дети отвечают

Воспитатель: Красота не главное. Красота сердца, дороже красоты лица, внешности. Розы  из сказки говорили: «Красота -не самое главное в жизни»

Серая звёздочка была добрым, светлым существом и поэтому её любили цветы и птицы,  она была полезной, съедала вредителей сада.

Дети, что мы делали на занятии?

Дети отвечают.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии больше всего?

Дети отвечают.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.  Спасибо за внимание.

Дети попрощайтесь с гостями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия по художественной литературе

По произведению «Серая звёздочка»  Б. Заходера

 

 

 

1.Приветствие

 

 

2. Кто автор? Краткая биография автора, годы жизни.

 

 

3. Игровой момент с книгой. Отгадывание загадки.

 

 

4.Выразительное чтение отрывка из произведения Б. Заходера «Серая звёздочка»

 

5. Вопросы по отрывку из сказки Б. Заходера  «Серая звёздочка»

     Словарная работа:  лучистые, прожорливый.

 

6. Физминутка «Жабы»

 

7. Игра на интерактивной панели «Ходилка-бродилка»

 

8. Гимнастика для глаз.

 

9. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

 

10. Беседа с детьми. В чём главный смысл произведения Б. Заходера     «Серая звёздочка»?   Вывод. Подведение итогов.