Эссе "Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии"

Ачисова Елена Михайловна, старший воспитатель

МДОБУ "Детский сад № 4 "Дюймовочка" комбинированного вида

г. Минусинск


Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский

 

 

На сегодняшний момент дефектолог является высокой востребованностью. Многие дети в связи с теми или иными причинам не могут на должном уровне общаться со сверстниками или они не обладают теми навыками, которые станут решающими в дальнейшем обучении, становлении личности. Также довольно много малышей с физическими отклонениями, которые не могут учиться с остальными детьми.

Профессия дефектолога заключается в работе с детьми, которым нужна адаптация в обществе, воспитание и обучение для избавления от физических или психологических отклонений. Специалист должен не только уметь составить правильную программу работы с детьми, но и обладать навыками общения с малышами, умением заинтересовать их таким обучением, развить в ребенке желание справиться со своими проблемами.

Для работы с детьми отбираются специалисты, которые не только сильны в дефектологии, но и ознакомлены с особенностями и принципами детской психологии. Важно найти правильный подход к малышам, чтобы обучение и воспитание проходило в положительном ключе. А дети видели в дефектологе не врача, а учителя. Только такая система проведения занятий позволит ребенку избавиться от комплексов и заняться самосовершенствованием.

Главным плюсом профессии дефектологможно считатьвозможность помощи детям, которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества. И задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания. Наибольшее преимущество работы - это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими и или психологическими и отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата. С материальной стороны - это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.

Минусом профессии дефектолога, а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к воспитанникам (учащимся) и их родителям, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу.

Главной целью дефектолога является – адаптация и интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни с помощью методов и средств специального образования. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки. Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни.

Целью,ккоторойонпостоянностремится,является педагогическоемастерство —сплав профессионально значимых личностных ипрофессиональных качеств.

специалист-дефектолог должен владеть:

- умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;

- методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);

- умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;

- приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;

- технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;

- навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

- знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;

- способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

- организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;

- навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.

Работа дефектолога строится с учетом заключения о ребенке врача-невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Важнейшими чертами учителя-дефектолога должны быть доброта, ответственность, оптимизм, терпение, толерантность, эмпатия, уважение и любовь к своим ученикам, профессиональная порядочность и честность. Профессиональная деятельность учителя-дефектолога относится к числу профессий, которые сопряжены с риском для здоровья, поэтому будущим специалистам-дефектологам необходимо иметь хорошую физическую форму, физическую выносливость, устойчивое психическое здоровье, нормальные органы зрения, слуха, нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы.

Учитель-дефектолог в силу специфики своей профессиональной деятельности учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт, не ограничиваясь рамками своих должностных обязанностей, связанных сорганизацией и проведением социальных акций милосердия, благотворительности, социально-правовой защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

1.            Умение ставить задачи.

2.            Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

3.            Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

4.            Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

- самоанализ, самоотчет и т.д.

- содержание теоретической готовности:

Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...

Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п.

Содержание практической готовности:

Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения.

Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога.

 

Что главным делом дефектолога, как специалистая вижу? Это видеть нужность данного труда. В работе ценить общение с ребенком, неважно в какой форме работы оно реализуется. Испытывать удовлетворение, после занятий.Помогать людям решать проблемы и трудности.