Программа "Этнокультурное развитие в ДОУ"

Панжинская Оксана Сергеевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 231"

г.Нижний Новгород

 


В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.

Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально - культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Народная художественная культура и этнокультурное образование вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Средством её приобщения является усвоение ребенком способов познания саморазвития, его ориентация в окружающем мире. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности нашего дошкольного учреждения.

Организация этнокультурного образовательного процесса складывалась, да и сейчас складывается в большей мере стихийно по всем его компонентам - целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном учебно-образовательном процессе. Выделение основных воспитательных и учебных форм, через которые реализуются основные цели и содержание этнокультурного образования, являются главным ориентиром на системную организацию всего образовательного учреждения.

Этнокультурное образование предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, поэтому наряду с мордовской народной культурой мы знакомим детей и с русской культурой.

Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя.

Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства - от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно так представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Степенью        новизны     программы является усовершенствование воспитательно-образовательного процесса, а при соблюдении главного общедидактического принципа: интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи,различные игры).

Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» и программы «Валдоня» использовались следующие методические разработки и современные технологии:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; программа. Учебно-методическое пособие, СПб: «Детство - Пресс», 2002г.

2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. «Знакомство детей с русским народным

творчеством». СПб: «Детство - Пресс», 2003г.

3. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М.: - 2006г.

4. Пугачева Н.В. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие. М.: 2005г.

5. Лунина Г.В. «Воспитание детей в традициях русской культуры –М.: ЦГЛ, 2004г.

6. Исайкина А.И. «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях». Республика Мордовия, Саранск, 2007.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. Мы учим мордовские песни, поем их. А ведь мордовское музыкальное искусство - ценнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, история и быт народа, его обычаи и нравы - богатый и разнообразный опыт эмоционально - нравственных отношений человека к действительности. Знакомство с мордовской музыкой будет способствовать формированию представления дошкольника о богатстве и разнообразии национальной музыкальной культуры, о жизненных истоках народного творчества. Важно сформировать положительное эстетическое отношение к художественным ценностям мордвы, пробудить интерес к национальной музыке, а через эмоционально нравственное ее освоение чувство национальной гордости и уважение к национальной культуре, самоуважение.

Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. В образах росписи, вышивок, кружев, резьбы заключаются образы, символы: солнце, птицы, животные, растения.

Причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей. Искусство - это память народа. Ее надо сохранить. И не только сохранить, но и развивать. Дети с удовольствием выполняют эскизы вышивок, занимаются аппликацией с элементами мордовского орнамента. Очень важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства - потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремились так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и с взрослым, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время работы дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия мастеров, иллюстраций в книгах и т.д. А еще в процессе овладения приемами народной росписи, вышивки детей развивается рука, координация действий глаза и руки, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера.

Дети старшей подготовительной группы посещают кружок по национальной культуре. План работы разделен на блоки по отдельным темам. Вначале дети учились воспринимать и понимать мордовскую речь на слух и говорить по-мордовски в пределах доступной им тематики и словаря. Наряду с этим дети учинись играть в подвижные мордовские игры, используя в речи знакомую лексику. Затем занятия стали проводить в музее национальной культуры. Здесь дети знакомились с некоторыми образцами мордовского декоративно - прикладного искусства. Одновременно дети учились называть увиденное по-мордовски.

Цель программы - способствование созданию условий, обеспечивающих воспитание этнической идентичности в условиях детского образовательного учреждения и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- воспитывать любовь к малой Родине через приобщение к традициям

своего народа;

- воспитывать уважение к своей семье;

-воспитывать гуманность, милосердие, культуру мыслей и поведения;

- вести просветительскую работу среди родителей по вопросам возрастной

психологии и духовно-нравственного воспитания.

Идея программы.

Анализ современной психолого- педагогической литературы показал, что формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение.

Главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно-образовательной работы. В данном процессе создаются условия для целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Педагогическая идея: изменения в воспитательно-образовательном процессе заключаются в формировании интереса к русскому искусству и к русскому народу; желание глубже узнать культуру русского народа; обогащении знания детей о родном крае, воспитания у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц).

Таким образом, педагогическая идея программы заключается в необходимости создания системы работы дошкольного образовательного учреждения по этнокультурному воспитанию       детей дошкольного возраста, обеспечивающей воспитание этнической идентичности в условиях детского образовательного учреждения и в семье посредством формирования познавательных представлений об этнических иэстетических идеалах мордовского  народа, эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе, что позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

Применяемые средства обучения: подбор и анализ в соответствии с тематикой проекта, фотографирование, блиц-опрос среди детей по данной тематике, посещение музеев, библиотек, совместная работа с родителями в их синкретическом единстве являются оптимальными и эффективными.

Внедрением программы педагог добивается следующихрезультатов: проявление у детей интереса к  народной культуре, пополнение знаний детей о народной культуре родного края, достижение хороших результатов в творческом и интеллектуальном развитии детей, расширение кругозора детей и уважительное отношение к истории и традициям своего края, гармоническое развитие каждого ребенка путем знакомства с лучшими образцами народного искусства.

В результате реализации программы  дети, попадая в ситуацию творчества, естественно сами становятся творцами. Они, совместно с родителями, делают иллюстрации к сказкам, рисунки по личным впечатлениям, мастерят различные подделки. Работа по проекту демонстрируется на районных и республиканских конференциях, мастер-классах, методических объединениях.

Нами также были определены принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей, а именно:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;

- во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно- творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

- в-четвертых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета ихиндивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

- в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

- в-шестых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

     Для достижения результатов используем следующие виды деятельности:

      -проведение тематических занятий

- изучение местного фольклора и использование его в воспитательной деятельности;

-сотрудничество с краеведческим музеемшколы  ;

-встречи с интересными людьми, знающими историю села и района;

-участие в конкурсах творческих работ, рисунков;

-проведение экскурсий,    

-исследовательская деятельность.

Этадеятельность осуществляется через работу творческой группы воспитателей.

Структура программы.

Работа по созданию системы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста была условно разделена на 3 этапа:

1 этап - аналитический - определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения; про ведение констатирующего эксперимента по проблеме «Формирование этнокультурных компонентов в условиях дошкольного образовательного учреждения», диагностика воспитательно-      образовательного процесса в ДОУ, разработка экспериментальной комплексно-целевой программы, организация повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с тематикой эксперимента.

2 этап - экспериментально-поисковый - составление конкретного плана деятельности, публикация материалов в методических изданиях, разработка и апробация авторских методик и технологий.

3 этап - рефлексивно обобщающий, преобразовательный - проверка эффективности использования технологий в воспитания дошкольников, отработка системы специально созданных педагогических условий (содержательно-целевых, организационно- структурных, операционально-технологических), которые будут способствовать развитию личности каждого ребенка, создание банка диагностических и корректирующих методик.

Для решения данных задач предлагаем следующий перспективный план.Начиная с младшей группы, во второй половине дня в течение 20-30 минут проводится работа по ознакомлению детей с родной страной:

-Беседы и разговоры с детьми

-Работа с картой Республики Мордовии и России

-Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин

-Экскурсии и целевые прогулки

-Чтение художественной литературы

-Продуктивные виды деятельности

-Индивидуальные и коллективные (рисование, лепка, аппликация)

-Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

 

Планируемая работа разделена на четыре раздела.

1.     «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

2.     «Как чуден наш язык родной».

3.     Быт и традиции.

4.     Венок дружбы.

 

   Первый раздел «Вот моя деревня, вот мой дом родной…» включает следующие цели: углублять представления об истории РМ; развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа; познакомить с историей национального костюма, с особенностями его внешнего вида; воспитывать интерес и уважение к мордовской культуре.

      А также обобщить и уточнить знания о родном селе; воспитывать любовь и уважение к родному краю, его истории. Воспитывать интерес и любознательность к мордовской культуре, языку, деятельности, быту различных народностей, живущих на мордовской земле; изучение растений в РМ, птиц в своей местности.

  Это и рассказы об уникальности природы РМ; о Красной книге РМ, о животных и растениях, записанных в ней; о фактах отрицательного воздействия человека на природу РМ, о примерах рационального использования природы человеком

    Обязательно применение знаний в художественном творчестве.

Второй раздел«Как чуден наш язык родной»предусматривает знакомство детей с видами устного народного творчества и изучение мордовского языка при посещении кружка.

   Третий раздел «Быт и традиции» позволяет вызвать интерес к      традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей, дать представление о календарных и народных праздниках.

Четвёртый раздел «Венок дружбы»направлен нафизическое развитие детей с помощью народных игр.

 

Первые представления о малой родине, которые ребенок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быте людей разных национальностей. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, прежде всего с учетом их возраста.