Долгосрочный проект  по нравственно-патриотическому воспитанию  в 1 младшей группе: "Маленькие патриоты"

Батюшкина Юлия Александровна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3 "Малыш"

г. Мариинск, Кемеровская область


Патриотизм – это не доблесть и не профессия,

это естественное человеческое чувство.

Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу,

 ко всему, что впитано с молоком матери.

Григорий Бакланов

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка - семье, дому, детскому саду и своему городу.

 

ПРОБЛЕМА

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному дому, детскому саду, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

 

Цель проекта:

 

Создание педагогических условий для разви­тия у младших дошкольников ценностного отношения к традициям своей семьи, родного города, культуре, истории, воспитания ос­нов гражданственно-патриотических чувств.

 

 

Задачи проекта:

1.     Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2.     Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для дома, семьи, детского сада и города.

3.     Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

4.     Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

5.     Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

6.     Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей,  делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.

7.     Воспитание уважения к труду взрослых;

8.     Расширение знаний и представлений о своей семье, о детском саде, о доме;

9.      

Тип проекта:  Долгосрочный, познавательный, творческий, патриотический.

Продолжительность:  С 01.11.2019 – 31.05.2020 г.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей:

·       Социально-коммуникативное развитие;

·       Речевое развитие;

·       Познавательное развитие;

·       Художественно-эстетическое развитие;

·       Творческое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы работы:

 

1.Информация для родителей  «9 мая», «Сказки читаем - речь развиваем», «Безопасность на дороге», «Стихи для мамы».

 

2. Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», « Детский сад», дидактических игр «Кто лишний», «Когда это бывает».

 

3.Изготовление поделок из подручного материала для  пополнения патриотического уголка в группе детского сада.

 

4.Стихи и рассказы о 9 мае - родители, дети, педагог. Изготовление поделок.

 

5. Рассматривание иллюстраций с народными промыслами.

 

6. Чтение русских - народных  сказок и потешек.

 

7. Оформление огорода на окне совместно с детьми и родителями.

 

Предметно-развивающая среда:

 

          сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»;

          картина Васнецова «Три богатыря»;

          сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;

          подборка раскрасок «Военная техника», «Принцессы», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи».

 

Этапы осуществления проекта:

 

Первый этап: подготовительный:

 

1.     Подготовить информацию для родителей.

2.     Подготовить наглядный материал для детей.

3.     Провести с детьми бесу о семье и семейных традициях, о доме, о мамах и папах и других родственников.

4.     Рассказать детям о том кто такие защитники, что такое день космонавтики и что за праздник 9 мая.

5.     Подготовить дидактические игры.

 

Второй этап: организационный:

 

1.     Изготовление поделок для выставок «Осенние …», «Мамино творчество», «Новогодняя елка», «Подарок для мамы», «Подарок для папы», «9 мая».

2.     Пополнение патриотического уголка.

3.     Пополнение картотеки игр и иллюстраций.

4.     Пополнение театрального уголка и книжного уголка.

 

Третий этап: заключительный:

 

1.     Проведение родительского собрания.

2.     Подведение итогов за год, беседа с детьми на тему «Что нам запомнилось больше?».

 

 

Ожидаемый результат:

 

1.    Расширятся знания и представления о семье, семейных традициях, о доме, о детском саде.

2.    Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.

3.    Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за свою семью, за свою родину.

4.    Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.

5.    Дети полюбят природу родного города, и будут бережно относиться к ней.

6.    В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями активизируется словарь, развивается связная речь, продуктивная деятельность.

7.    У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

 

 

 

 

В заключение хочется сказать, чточувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского: «В создании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются восприятия детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» хочется, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников». М Владос 2010.

2.       Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт.-сост. О. П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 292 с.

3.       Н.В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.

4.        Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.» / М.Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план работы

по нравственно-патриотическому воспитанию детей

первой  младшей группы.

 

Месяц

Содержание

Цели

ноябрь

«Мамы разные важны»

Беседа о мамах и их профессиях.

Пение песен и чтение стихов о маме.

- «Мамочка милая, мама моя» музыка В. Канищева, слова Л. Афлятуновой, 

- «Мама – первое слово» музыка Ж. Буржоа, слова Ю. Энтина, 

- Песенка Мамонтёнка» музыка В. Шаинский, слова Д. Непомнящий.

Проведение праздника для мам.

Помочь понять и закрепить знание о том, как важен труд мам для всей семьи. Воспитывать уважительные отношения к труду мамы.

 

декабрь

«Новый год у ворот»

Беседы о встрече Нового года.

Изменения в природе с приходом зимы.

Беседа на тему «Семейные традиции»

Рисование на тему «Зимние забавы».

Аппликация «Нарядим елочку»

Проведение конкурса «Лучшая елочная игрушка» (вместе с родителями)

Новогодний праздник.

 

Формировать представления детей о праздновании Нового год.

Воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Продолжать расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

январь

«Улицы города Мариинска»

Дать понятие о том, что такое улицы города. Беседа с детьми о правилах безопасности на дорогах.

Конструирование «Улица города».

Изготовление книжек малышек на тему безопасности.

Сформировать у детей первоначальный интерес к своей малой родине – г. Мариинску.

Воспитывать любовь к родному городу.

Рассказать детям о том, что город Мариинск в 2020 году празднует 300-летие.

февраль

·                                 Беседа «Что умеет делать папа?».

·                                 Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

·                                 Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества».

·                                 Рисование «По морям, по волнам…».

·                                 Лепка «Самолёт мы слепим сами…».

·                                 Изготовление открыток поздравительных для пап.

·                                 Аппликация «Самолеты летят».

·                                 Пение песен, заучивание стихов об армии.

·                                 Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».

·                                 Беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций.

С/р игра «Мы солдаты».

Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с видами российских войск.

Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Расширить представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости.

март

·                                 Беседа с детьми о своих мамах «Я люблю свою мамочку», «Бабушкины руки», «Чтобы не огорчать мамочку» (как заботиться о своём здоровье).

·                                 Знакомство с «правилами чистюли».

·                                 Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек.

·                                 Рисование «Цветочки для любимой мамочки».

·                                 Аппликация «Красивое платье для мамы».

·                                 Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке, празднике.

·                                 Оформление выставки «С праздником!» (выполнение поделок детьми, родителей с детьми).

·                                 С/р игра «Дочки – матери».

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

апрель

·                                 Рассматривание иллюстраций «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника», «Продукты питания».

·                                 Беседа «Что значит любить родителей?»

·                                 Презентация для детей «Все работы хороши».

·                                 Рассказы детей о членах своей семьи.

·                                 «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи), «Как я помогаю дома».

·                                 Д/и «Назови ласково», «Назови по имени»

·                                 Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

·                                 Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

май

·                                 Беседа «Мой деда – самый лучший».

·                                 Беседа о предстоящем празднике «День Победы».

·                                 Рассматривание иллюстраций о войне.

·                                 Изготовление поздравительной открытки к Дню Победы.

·                                 Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (о бытовых приборах).

·                                 Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.

·                                 Наблюдение за трудом взрослых.

·                                 С/р игра «Больница».

Воспитывать у детей чувство уважения к пожилым и старым людям.

Дать представление детям о военных событиях, значимости праздника.