НОД "Зимушка, зима"

Исаева Фаина Витальевна, воспитатель

МБДОУ № 176

г. Чебоксары, Чувашская Республика

 


Программное содержание.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы.

Учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Закрепить названия зимних месяцев.

Побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать память, внимание, воображение. Развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи детей.

 Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Воспитывать заботливое отношение к природе и  интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

 

Методы и приемы:

- вхождение детей на занятие при помощи игры «Поскорей встаем в кружок…»;

-загадывание загадки;

-беседа с детьми;

-вопросы и ответ;

-просмотр презентации « Явления в неживой природе зимой»;

-физкультминутка « Мы зимой в снежки играем»;

-игровое упражнение « Поможем художнику восстановить картину»;

-игровое упражнение « Отгадай загадки»;

- дидактическая игра  «Подбери слова»;

-подведения итогов.

 

Оборудование и материалы: картинки: заяц белый и серый; скворец и снегирь; дерево с зелеными листочками и дерево без листочков; дом на крыше со снегом и дом на крыше без снега; ребенок в летней одежде и ребенок в зимней одежде; ребенок катается на самокате и ребенок катается на коньках; речка  с  рыбками и речка,  покрытая со льдом; проектор.

 

Предварительная работа. Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); серия познавательных бесед воспитателя  с детьми на тему «Зима», «Явления неживой природы»; чтение познавательной литературы по теме детьми  разгадывание загадок  и т.д.

 

 

 

 

Ход НОД.

Поскорее встаем в кружок,

(Встаём в круг)

Ты – мой друг, и я – твой друг!

(Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Ножками потопаем,

(Топнем ногами)

Ручками похлопаем,

(Хлопнем в ладони)

Дружно за руки  возьмёмся,

(Берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся!

(Улыбаемся друг другу)

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня.

С каждым днем все холоднее,

 Греет солнце все слабее,

 Всюду снег, как бахрома,

Значит, к нам пришла… (зима)

-Воспитатель: почему вы ребята считаете, что эта загадка о зиме? (Ответы детей)

-Воспитатель: правильно. Это зима.

-Скажите, сколько месяцев у зимы? (Ответы детей).

-Сейчас какой месяц по счету? (Ответы детей).

-Как называется второй месяц зимы?( Ответы детей)

-До этого какой месяц зимы  был по счету? Как назывался первый месяц зимы?

-Как называется третий месяц зимы?

-Воспитатель: как вы ребята думаете, все ли месяцы зимы одинаковы? Чем они отличаются? ( Ответы детей)

- Воспитатель: как вы думаете, что только бывает зимой? ( Ответы детей)

Ребята,  предлагаю вам посмотреть, какие явления бывают зимой в неживой природе. ( Показ детям презентацию « Явления в неживой природе зимой»)(дети садятся на стульчики и смотрят презентацию)

-Воспитатель. Поиграем, ребята немножко.

Физкультминутка.

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.    

(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.  

(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.  

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы .                

(соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

- Воспитатель: ребята, пока мы с вами играли,  что-то случилась с картиной художника. Посмотрите, на нем ничего не осталось. Поможем художнику восстановить картину. (На столе лежат картинки: заяц белый и серый; скворец и снегирь; дерево с зелеными листочками и дерево без листочков; дом на крыше со снегом и дом на крыше без снега; ребенок в летней одежде и ребенок в зимней одежде; ребенок катается на самокате и ребенок катается на коньках; речка  с рыбками и речка,  покрытая со льдом).

-Воспитатель: ребята, как вы думаете, как называлась картина художника? (Ответы детей). Вам надо брать соответствующую картину, рассказать, почему вы взяли эту картину, расставить по местам. (Работа детей с карточками).

-Воспитатель: молодцы ребята, правильно восстановили картину. А загадки отгадывать вы умеете? Сейчас проверим. Будьте внимательно.  (Воспитатель читает, а дети отгадывают)

 

Что за чудо-покрывало?

 Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек

 Их укрыл пушистый… (снег)

 

Не снег, не лед,

 а серебром деревья уберет.

Что это? (иней)


В огне не горит
и в воде не тонет. (Лед)


Змейкой вьются по земле,

 Воют жалостно в трубе,

 Засыпают снегом ели.

Это — зимние… (метели)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

 Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья

Что это? (вьюга)
-Воспитатель: молодцы и загадки вы все отгадали. Предлагаю поиграть игру « Подбери слова».

Дидактическая игра  «Подбери слова»(Дети стоят в кругу : называют слова и передают мяч рядом стоящему ребенку)

- Воспитатель. Как можно сказать про зиму, какая она? (Ответы детей: снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая, и т. д.)

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

-Воспитатель: молодцы. Много хороших слов вы подобрали.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

 

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?