Педагогический проект "Путешествие по сказам П. П. Бажова" для детей дошкольного возраста

Панкратова Марина Борисовна, воспитатель

МАДОУ "Радость" комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №177

город Нижний Тагил

 


Паспорт проекта

Тип и вид проекта:по доминирующей деятельности: творческий, информационно – исследовательский.

По характеру: интегрированный

Продолжительность:1 месяц

Сроки проведения:

Участники проекта: воспитатель, дети и их родители

Возраст детей: 6-7 лет

Форма проведения: групповая

Актуальность проекта:

В век электроники и компьютеризации потерялся интерес к чтению книги. Большую часть времени дети проводят за компьютером и телевизором. Дети с трудом называют знакомые книги, не могут объяснить, чем они ему нравятся, чем запомнились. Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен. На интуитивном уровне различают сказки, рассказ, стихи, не могут объяснить их особенностей. Дети невыразительно рассказывают сказки и рассказы, затрудняются в обсуждении книг, не проявляют интереса и инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературных произведений. При анализе вышеперечисленных проблем, есть необходимость приобщения детей к художественной литературе через русские народные сказы и реализацию проекта «Путешествие по сказам Бажова», в работу которого приобщить детей и их родителей.

Данный педагогический проект знакомит детей с творчеством уральского сказителя Павла Петровича Бажова. Об уральских людях писал он свои сказы. Через его творчество дети узнают о быте и трудовых буднях своих прадедов, о том, как жили люди в далёком прошлом. Любовь к России начинается с любви к тому месту, где мы родились, с любви к малой Родине - Уралу. Красота Уральского края так живописно описана в таких чудесных и таинственных произведения уральского сказителя.

Основные этапы реализации проекта:

1 целеполагание - выбор актуальной задачи проекта

2 разработка проекта - план деятельности по достижению цели.

3 выполнение проекта – практическая часть

4 закрытие проекта – подведение итогов

Цель –формирование познавательного интереса дошкольников к творчествууральскогосказителя П. П. Бажова.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

Образовательные:

ü                     Познакомить детей с биографией и творчеством сказителя Павла Петровича Бажова.

ü                     Формировать представления о многообразии  сказок Бажова П.П., воспитывать положительное отношение к его сказкам.

ü                     Расширять информацию детей об истории и жизни людей на Урале.

ü                     Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

ü                     Понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.

Развивающие:

ü                     Развивать восприятие художественной литературы и фольклора, в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова.

ü                     Способствовать развитию речи и активизации словаря дошкольников.

ü                     Развивать познавательную активность дошкольников.

ü                     Способствовать развитию активного сотворчества детей и их родителей.

ü                     Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками.

Воспитательные:

ü                     Воспитывать у детей умениеобщаться и  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

ü                     Воспитывать патриотические качества к своему родному краю.

ü                     Воспитывать интерес к различным видам художественной деятельности.

Педагогические технологии:

-       технология личностно -  ориентированного взаимодействия педагога с детьми

-       технология проектной деятельности

-       игровая технология

-       информационно - коммуникативные технологии

Методы и приёмы работы:наглядный, практический, игровой, обучающий, развивающий.

Ожидаемый результат:

ü                     Обогатились знания детей о творчестве уральского  сказителя  П. П. Бажова,  имеют представления о жизни людей на Урале.

ü                     Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.

ü                     Имеют представление о творчестве П.П.Бажова, называют названия сказов и его главных героев, высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений.

ü                     Проявляют творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности.

ü                     Родители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П. П. Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

-                       Определение цели и задач проекта.

-                       Изучение и подбор художественной и методической литературыпо теме проекта.

-                       Изучение интернет – ресурсов по теме проекта.

-                       Анализ предметной среды группы.

-                       Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц, поговорок, тематических мультфильмов.

-                       Оснащение развивающей среды

-                       Планирование совместной деятельности.

2 этап - Основной (практический)

Коммуникативная деятельность:

-                       Просмотр и обсуждение мультфильмов по сказам «Серебряное копытце», «Огневушка - поскакушка» и др.

-                       Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций «Тайная сила П. П. Бажова», «В гостях у Хозяйки медной горы» и др.

-                       Беседы по теме проекта: «Как жили люди на Урале», «Знакомство с профессией - геолог», «Профессия – ювелир», « Профессия - шахтёр»

-                       Рассматривание иллюстраций одежды времён Бажова.

-                       Рассматривание иллюстраций к сказам разных художников.

-                       Пословицы и поговорки о жизни людей, о труде, о дружбе.

-                       Создание словарика «Дедушки Слышко»

-                       Пересказ сказов по сюжетным картинкам

Чтение художественной литературы:

-                       Чтение сказов П. П. Бажова:«Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и др.

-                       «Загадки из малахитовой шкатулки» (отгадывание загадок о самоцветахпредметах труда, о героях сказа)

-                       Отгадывание ребусов

-                       Чтение стихотворений Л. Татьяничевой «Малахит», «Урал», С. Васильева «На Урале», В. Радкевича «Земля Бажова»  и др.

Изобразительная деятельность:

Рисование:

-                       «Хозяйка медной горы»

-                       «Огневушка - поскакушка»

-                       «Серебряное копытце»

-                       Раскрашивание раскрасок по сказам.

 

Лепка:

-                       «Каменный цветок»

-                         Сюжетная лепка по сказу «Огневушка – Поскакушка»

-                       «Серебряное копытце»

-                       «Ящерица»

Аппликация:

-                       Изготовление  настольной игры «По сказам П. П. Бажова» (коллаж)

-                       Изготовление бус из бумаги в технике скручивания.

Конструирование:

-                       Из конструктора тико «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и др.

-                       С игрой Воскобовича «Чудо крестики 2»: «Хозяйка медной горы»,

«Данила мастер», «Каменный цветок», «Ящерка».

Музыкальная деятельность:

-                       Прослушивание песен про Урал

-                       Разучивание песни «Край родной навек любимый»

-                       Слушание музыки С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке».

-                       Слушание музыки Л. Шварц из фильма - сказки «Каменный цветок»

-                       Музыка из мультфильмов по мотивам сказов Бажова П.П.

-                       Хоровод «Уральский»

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

-                       «Опиши героев сказа», «Доскажи словечко», «Угадай героя сказа», «Собери картинку», «Закончи сказ по своему», «Назови трёх героев», лото «Самоцветы», лото «Профессии», «Закончи пословицу..»

Сюжетно-ролевые игры:

-                       «Ювелирный магазин»,

-                       «Ювелирная мастерская»,

-                       «Мы геологи».

Двигательная деятельность:

Подвижные игры:

-                       «Гори, гори – ясно», «Золотые ворота», «Заря, зарница», «Родничок», «Чурилки»,  «Царь горы», «Найди свой камень»

Познавательно – исследовательская:

-                       Рассматривание коллекции камней «Удивительные камни»

-                       Рассматривание альбома «Богатство Уральской земли»

Экспериментирование:

-                       Камни и их свойства

-                       Выращивание  кристалла

Работа с родителями:

-                       Знакомство родителей с темой проекта.

-                       Совместное создание выставки книг в группе «Мир сказов Бажова»

-                       Совместное творчество детей и родителей: ««Любимый герой сказов дедушки Бажова»

-                       Создание мини - музея «Сокровища Хозяйки  Медной горы»

-                       Оформление родительского уголка  на тему «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения уральского сказителя П. П. Бажова»

3этапЗаключительный

-                       Книжная выставка в группе «Мир сказов Бажова»

-                       Создание мини - музея «Сокровища Хозяйки  Медной горы»

-                       Подведение итогов по реализации проекта

-                       Презентация проекта

-                       Настольно-дидактическая  игра  «По сказам П. П. Бажова»

-                       Интерактивная игра «Своя игра»(«Путешествие по сказам Бажова»)

Продукт проектной деятельности:

-                       Настольно-дидактическая  игра  «По сказам П. П. Бажова»

-                       Интерактивная игра «Своя игра»(«Путешествие по сказам Бажова»)

Таким образом,в результате работы над проектом «Путешествие по сказам  Бажова»:дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей. Полученные знания дети использовали в разных видах деятельности, делились  полученными  знаниями  с  родителями  и  друзьями.  Дети  с  удовольствием рассматривали альбомы, коллекциюкамней и фотографии сказителя. Я пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес к своему краю, к творчеству П. П. Бажова.А настольно-дидактическая  игра  «По сказам П. П. Бажова», которую дети изготовили своими руками и интерактивная игра «Своя игра»помоглизакрепить знания о сказах П. П. Бажова.

 

Литература:

1. Бажов П. П. «Уральские сказы».- М.: «Советская Россия» 1987.

2.Пермяк Е. А. Долговечный мастер. — М.: Детская литература, 1974.

 

3.З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».