Индивидуальный учебный план для работы с одарёнными детьми по музыкальному развитию

Янковская Лиана Владимировна, музыкальный руководитель

МАДОУ Д/С №7 "Незабудка"

г. Мегион, Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра

 


Пояснительная записка

Одним из аспектов национального проекта « Образование» ( 2018-2024г.)является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Одна из точек зрения подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одаренных детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет).

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и выступлениях на уровне ДОУ.

Из последнего опыта работы с родителями одаренных детей:

1 случай( выпуск 2014-2015учебный год) -по моей рекомендации девочка (  с повышенной мотивацией  любви к пению) поступила в музыкальную школу, но далее мама пошла у дочери на поводу,  захотелось сразу признания своего таланта, без больших усилий и труда.  С музыкальной школой она ушла и стала  выступать во всех городских профессиональных и не профессиональных конкурсах. Кристину готовил к конкурсу человек имеющего музыкальное образование, но за 4 года большого роста в мастерстве вокального пения она не показала. Наступил творческих кризис. Человек, который воспользовался ее первичными вокальными данными понял, что больше ей дать ни чего не может,  стал избегать ее, ссылаясь на большую занятость. Я предложила опять вернуться в музыкальную школу и получать профессиональное музыкальное образование, которое в дальнейшем откроит все дороги и пути к признанию  ее таланта. Без нотной грамоты , сольфеджио, упражнений по дыханию далеко не продвинешься.

2 случай ( выпуск 2017-2018учебный год)- девочка с повышенной мотивацией к музыкальной и художественно-изобразительной деятельности .

Родители в течении 2 лет наблюдали за успехами дочери. «Звездной» болезнью не заболели, предложили  девочке выбрать занятие, которое ближе ей по душе. В данное время Ангелина учиться в МБДОУ ДО «ДХШ» города Мегиона, выбрала направления в развитии -   изобразительное искусство.

Выявляя одаренность в области  вокальных способностей,  хотелось бы акцентировать внимание на то, что хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания нетолько музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческихспособностей детей, несет в себе здоровьесберегающее начало. «Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления – способность воспроизвести мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.»( Б.М.Теплов)

Пение несамоцель - песня учит вникать в актуальные современные проблемы,

общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей. Никогда не забуду слов бывшей выпускницы , которая уже в 6 лет сама выдвигала версию, как нужно исполнить «эту песню».

Формы работы с одаренными детьми по заданному направлению:

-групповые занятия ;

-индивидуальные занятия, работа по индивидуальному плану;

- просмотр видеоматериалов по вокалу ( детскому, взрослому);

- занятия-фантазии;

-участие в значимых мероприятиях ДОУ, города, участие во Всероссийских конкурсах с предоставлением видеозаписи своих выступлений.

 

 

Вариант индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями по художественно-эстетическому развитию ( музыкальная деятельность, раздел пение)

2017-2018учебный год

 

Татьяна К.-ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду она с увлечением постигала все новое и неизвестное, проявляла активный интерес в трех направлениях: вокал, актерское мастерство и изобразительное искусство.

 В своей работе с Татьяной я уделяла больше внимания развитию вокальных способностей, совместно с воспитателями Марунич Н.М. и Козловой Е.В. занимались ее актерскими проявлениями и  Таня с 6 лет  дополнительно посещала класс эстетического развития при МБУДО «ДШИ им.А.М.Кузьмина» (занятия по изобразительному искусству).

Возрастная группа - старшая

Цель: создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей  и  выразительности речи детей от 5 до 6 лет.

 

Развиваемое качество (программные задачи)

Формы работы (игры, упражнения, инструментарий)

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с родителями

Желание петь. Петь выразительно, напевно, легким звуком, широко.

Распевка на звуки

«а», «о», «ю».

Игра «Ах, какой аромат!»

Распевка «Я люблю тебя осень»

«Осень» муз. Арутюновой

Вводное  диагностирование

Чтение стихов на распев «Котенок» В.Берестов

Упражнение « Мы ехали, мы ехали» ( для развития мышц тела)

Индивидуальная консультация.

«Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры для детей 5-7 лет»

Ритмичность и координация движения. Развивать чувство ритма и координацию движения

Приветствие «Мексиканский вальс»,

Игра « Повтори ритм»

«Родная песенка» муз. Ю.Чичкова, Игра «Зеркало»

Чтение стихов ( громко-тихо) «Мир» В.Берестова

Упражнения «Самолет», «На ковре самолете»

Подготовка и участие в концерте «Бабушка рядышком с дедушкой», осеней ярмарке «Осенние дары», празднике «Осенний калейдоскоп», празднике «Все народы едины», развлечении «Синичкин день», музыкально-литературной гостиной «Мамина песня»

Получение согласия от родителей на дополнительную работу с ребенком.

Чтение в слух и на распев стихотворения

«Мальчик с девочкой дружил» С.Михалкова

Активность в пении.

Формировать умение петь легким звуком в диапозоне РЕ 1-ДО2

 Танцевальная разминка

Игра «Нарисуй мелодию!»

Проговаривание скорговорок голосами героев из сказок ( Буратино, Калсон, Карабас, Незнайка)

 Упражнение «Прогулка» авт.О.Ю.Херувимова ( развитие мышц тела)

Игра «Пропой как я» авт. С.Маскаева

Подготовка и участие в Международном конкурсе «Моя мама лучшая на свете» , номинация «Вокальное творчество».

Подготовка к музыкально-познавательному концерту «Моя Родина – Югра!»,

Подготовка и участие в Международном конкурсе «Моя мама лучшая на свете»

Чтение стихов для членов семьи «Сережа и гвозди» В.Берестов

Заинтересованность в движении. Развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Зарядка-разминка на дыхание авт.Стрельникова

Игра «Обезъянки» Авт. е известен

Игра «Составь танец по карточкам»

 Песня «Неприятность эту мы переживем» муз. Савельева

Танцевальная  импровизация на тему животные Африки

 Подготовка к концерту для малышей «Зимняя радуга».

Чтение стихов на распев «Стихотворение о любимом друге» Э.Успенского

Подготовка к развлечению «Как дети помогли Федоре»

Чтение стихов ( громко-тихо) «Трезор» С.Михалкова

Инициативность Продолжать обогащение слухового опыта при знакомстве с основными жанрами: марш, песня, танец.

Активное слушание

Танец феи Драже муз. П.И.Чайковского,

Рондо муз. А.Моцарт, Песня «Колыбельная светланы» муз. Т.Хренникова

Упражнения  для мышц тела«Варим кофе»

 Подготовка к литературно-музыкальной гостинной по творчеству С.Есенина».

Чтение стихов на распев «Поет зима аукает» С.Есенина

Консультация

« Особенности органов дыхания дошкольников 5-7 лет»

« Чем полезна дыхательная гимнастика для детей»

Активность.Поощрять самостоятельность в выборе игровых образов.

Зарядка-разминка на дыхание авт.Стрельникова

Двигательные образы : чайник, чашка, котенок, пожилая женщина

Сочинение движений к песне «Волшебница зима» З.Роот

 Подготовка к празднику «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Чтение стихов на распев «Подарок» Е.Благинина

Консультация «Гимнастика для правильной осанки»

Чтение стихов на распев «Подарок» Е.Благинина

Творчество. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Распевка на гласные звуки

ПопевкаЗарядка муз. Ю.Слонова,

Песня Снегопад, муз. Э. Фарджон,

Песня  Хлопайте в ладоши, муз. Е.Зарицкой

 Подготовка к конкурсу стихов ко дню смеха, празднику «Встреча весны. Прилет птиц».

Консультация « Как вести себя в музыкальном театре и на концерте»

Чтение стихотворения ( громко-тихо) «Уморилась» Е.Благинина

Воля. Побуждать ребёнка к активным самостоятельным действиям.

Игра «Сочини мелодию на заданный текст»,

Игра «Закончи мою песню»,

Игра «Эхо», Игра с палочками и шляпой

Подготовка к музыкально-театрализованном представлении «Сказка о непослушном голоске».

Совместное придумывание костюма главного героя сказки«Сказка о непослушном голоске».

Эмоциональность. Способствовать накоплению эмоциональных впечатлений.

Распевка « мы едем, едем»

Упражнение для языка авт. С. Каратаева

есня «Море, море» муз. М.Парцхаладзе

Подготовка к городскому конкурсу «Солнышко в ладошке»

Упражнение «Играем в котенка» ( для осанки)

овместная подготовка ребенка к прослушиванию

( 1 тур конкурса Солнышко в ладошке»

Игра «Колобок» ( для осанки)

 

Особенностью  индивидуального учебного плана данного ребенка являлось то что ,  некоторые теоретические желания педагога расходилась с практикой.

Причины:

У данного ребенка ярко выражены не только певческие способности, но и способности к изобразительному искусству и актерскому мастерству. Однако организм девочки очень ослаблен, она часто подвержена простудным заболеваниям. Частые болезни не давали ей возможность полноценно участвовать в праздниках и развлечениях с яркими ответственными ролями, соответствующими ее способностям. Анализ медицинской литературы и собственного опыта работы натолкнул на поиск путей решения данной проблемы. Упражнения для развития мышц тела-способствовали хорошему звучанию голоса, осанки-дали упругость и звонкость голосу. Чтение в слух стихов- восстанавливали голос после болезни горла. Пение вокализов на звук «А»-снималигорловые спазмы.

(Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала» авт. Пономаренко Н.И.https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/12/09/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-vokala

Есть очень успешный результат работы с этим ребенком, доказывающий слова Выготского « одаренность, как и характер,- не статическое, а динамическое образование, развитие которого идет противоречиво».( Психология развития. Полный курс. Авторы: МандельБ.Р.,Берлин М. 2015г.с.233)

Ситуация в конце учебного года: на  городской конкурс готовился дуэт, в который входила Татьяна.  Вторая девочка , подавала больше надежд и являлась локомотивом дуэта. атьяна должна была исполнять только припев, у нее не ладилось с чистым пропеванием интервалов в куплете. Но  за короткое время  Таня смогла достичь больших успехов в исполнительстве, в чистоте интонирования и было принято решение выступать ей одной .  Расчет оказался верным. Татьяна вошла в тройку победителей конкурса.

Трудности в организации образовательного процесса.

 Высокая востребованность ребенка всеми специалистами учреждения (ребенок имеет не только музыкальные способности в вокальном, но и в актерском мастерстве, изобразительном искусстве); не всегда можно предугадать результат работы с воспитанником (разброс одаренности у ребенка большой и специалистам труднее просчитать, где- же ребенок будет успешен).

Возникающие во время работы с одаренными детьми трудности: несмотря на желание родителей удовлетворить свои амбиции, с одной стороны, и необходимость педагогам показать результаты своей работы с воспитанниками, важно дать возможность ребенку проживать свое детство (дать возможность наиграться).

"Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал поэт Е. Баратынский. И главная причина неврозов, болезней, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

 

«Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром - и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...»
Подробнее см.: 
https://www.nkj.ru/archive/articles/3516/ (Наука и жизнь, СУДЬБА ВУНДЕРКИНДОВ. ВЫ ДУМАЛИ О НЕЙ?)