Конспект познавательного занятия в старшей и подготовительной группе «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Мокина Наталья Аркадьевна, воспитатель

МБДОУ №194

г.Ижевск


ЦЕЛЬ:

Расширять и систематизировать представления детей о Солнечной Системе.

Развивать любознательность, наблюдательность, память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость.

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ:

Крупная модель космического корабля:

Смонтированный видеофильм «Путешествие в космос»;

Диапроектор, широкоформатный экран.

 

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание плаката, модели Солнечной Системы, картинок, открыток, книг по теме «Космос».

Просмотр видеофильма «Солнечная Система».

Беседы о Солнце, планетах, Вселенной.

Подготовка с детьми индивидуальных рассказов о Млечном пути, метеоритах, Солнце и Сатурне.

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с Солнечной Системой. Давайте вспомним, что составляет Солнечную Систему?

/-В середине Солнечной Системы находится Солнце и вокруг него вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран и Платон. Еще различные небесные тела: кометы, метеориты и астероиды/

 

- Совершенно верно! Сегодня я предлагаю вам отправиться в научно-исследовательскую экспедицию по просторам нашей Галактики. Вы согласны?

-/Да!!!/.

 

- На чем же мы полетим?

/На космическом корабле!/

 

-Хорошо, давайте построим космический корабль и дадим ему название.

/-«Восток».!

   Из модулей дети строят корабль и садятся в него.

 

- Итак, мы готовы. Давайте распределим обязанности. Я, как самая старшая, буду командиром корабля, Василь- бортинженером- он будет следить за приборами, Настя- бортовым врачом, Ярослав будет управлять нашим кораблем, а все остальные – ученые- исследователи.

Предлагаю сегодня держать курс на планету Сатурн. Вы согласны?

/-Да!!!/.

 

-Итак, уважаемые коллеги, объявляется пятиминутная готовность. Надели скафандры! Проверили гермошлемы! Пристегнули ремни!

4,3,2,1…старт!!!

/На экране появляется изображение подъема от Земли/.

 

- Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в Космос.

Можно расслабиться, отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминаторы: мы наблюдаем с вами воздушное пространство.

/На экране появляется изображение Млечного пути/.

 

- Обратите внимание: мы наблюдаем с вами Млечный путь.

Астронавт Кирилл, расскажите коллегам, что представляет собой Млечный путь.

/Рассказ: «Млечный путь – это скопление огромного количества звезд различных размеров, которые сливаются в одну светлую полосу/.

 

- Предлагаю вам еще раз внимательно рассмотреть увиденное и сделать записи в своих научных блокнотах.

Итак, бортинженер, проверьте, пожалуйста, не сбились ли мы с пути? Не забывайте, наш космический корабль летит на Сатурн.

-Внимание! Внимание! В поле нашего зрения попала какая-то планета.

Что это?

/На экране появляется изображение Сатурна.

-Это планета Сатурн!/

 

-Как вы узнали планету?

/Вокруг Сатурна имеются кольца, которыми он отличается от других планет./

 

-Скоро мы приблизимся к Сатурну. Но что это? Сигнал об опасности!

Смотрите, на нас летят большие и маленькие метеориты! Откуда они взялись?

/На экране изображения метеоритов.

Ответы детей/.

 

- Мы попали с вами  на орбиту Сатурна  с его спутниками. Надо менять курс корабля.

Сатурн- огромный газовый шар и не подпускает нас близко к своей поверхности.

Но мы не можем улететь, не сделав никаких научных открытий.

Что же делать?

/-Давайте отправим спутник!/

 

- Правильно! На его борту установлен мощный компьютер. С его помощью мы сможем получить хоть какую-нибудь информацию.

Итак, запускаем спутник!

/Появляется изображение улетающего спутника. После него близкое изображение Сатурна/.

 

- И вот первое изображение. Наш спутник приблизился к Сатурну.

Но что это? Что мы видим?

Почему кольца Сатурна рассыпались на множество отдельных частиц?

/Предположения детей/.

 

- Уважаемые коллеги! Сегодня мы увидели подтверждение одному научному факту: кольца Сатурна – это не цельные твердые круги, а отдельные льдины и камни различных размеров, которые под силой притяжения близко притягиваются друг к другу и создают иллюзию целостности.

Запомните это и сделайте отметки в своих научных блокнотах.

- Но что это? Сигнал, предупреждающий нас об опасности, усилился.

Надо срочно возвращать наш спутник.

/На экране изображение возвращающегося спутника/.

 

- Мне кажется, нам пора возвращаться на Землю. У нас осталось совсем немного горючего. Мы возвращаемся! Рулевой, разворачивайте наш корабль!.

/Изображение небесного пространства, затем небесная туманность/.

- Что случилось? Наша видимость резко ухудшилась. Мне кажется, мы попали в зону туманности.

Уважаемые коллеги! Будьте готовы получить научную информацию.

Туманность – это скопление огромных сверкающих облаков газа и пыли, застывших в пространстве, изолирующих нас от окружающего. Здесь нет ветра, поэтому потребуются тысячи лет, чтобы они рассеялись.

Мы не можем ждать, нам надо выбираться.

Рулевой, попробуйте опустить наш корабль.

/На экране изображение чистого небесного пространства/.

 

- У нас получилось, мы выбрались из опасной зоны.

Посмотрите в иллюминаторы, в поле нашего зрения попала яркая звезда. Что это?

/Появляется изображение солнца./ Дети- Это солнце!!!

 

- Что мы знаем о солнце?

/ Солнце – это огромный огненный шар, который находится в центре Солнечной Системы. Температура Солнца очень высокая, поэтому приблизиться к Солнцу невозможно. На Солнце нет жизни…и т.д./

 

- Дополнительная научная информация: приблизиться к Солнцу мы не можем, поэтому вооружитесь телескопами: на поверхности Солнца мы видим темные пятна, которые образуются в результате газовых взрывов. Мы с вами видим, что поверхность Солнца неравномерна. Сделайте об этом записи в свои научные блокноты.

/Дети зарисовывают в блокнот/.

 

-Но какую же пользу от Солнца получает наша Земля?

/Солнце дает тепло и свет, которые необходимы людям, растениям, животным и всему живому на Земле…/

 

- Совершенно верно! Но нам пора возвращаться. Наше горючее почти на нуле. Полетели!

/На экране звездное пространство. Вдали появляется планета Земля/.

 

- Посмотрите в иллюминаторы. На горизонте планета Земля. Давайте рассмотрим ее из космоса. Что мы видим?

/Она бело-голубая с зелеными отметинами: на Земле много водоемов и растительности На Земле есть жизнь!!!/

 

-Предлагаю всем пристегнуться, мы приземляемся.

Ну вот, наше космическое путешествие сегодня закончилось В следующий раз мы еще раз отправимся в научную экспедицию. Какую планету вы хотели бы обследовать?

/Ответы детей/.

 

Уважаемые ученые! Давайте заглянем в наши научные блокноты и вспомним, что нового мы сегодня узнали.

 

/Подводится итог занятия/.