Статья "Развиваем речь детей и взрослых"

Плотникова Наталья Николаевна, воспитатель

МОУ детский сад № 37

г. Волгоград


Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно значимо для всестороннего развития ребенка.

Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В.Успенский)

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия. Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

 Для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова ,интересно рассказывать. Игры и стихи, упражнения, которые можно использовать и дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата
«Лопаточка», «Чашечка», «Стрелочка», «Лошадка» и др. 

Игры на развитие разговорной речи

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

 "Умелые рифмоплёты". 

Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру. 
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться. 

* Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись. 
* Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся. 
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды. 
Прочь обида – все равно ты забыта, 
Беги во двор, перелезь через забор, 
Садись на коня, скачи от меня!

Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке. 
"Запоминаем буквы". Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка. 

* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек. 

* Взрослый с ребенком по - очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира. 

"Прятки с буквами". Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы. 
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди. 

Игры со сказками

"Отгадай название сказки". Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название. 
Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор… 

"Сказочная чепуха". Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. 
За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа. 

Например: сказка "Репка". 

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:
Репка–"Вау!" 
Дед–"Я вам покажу!" 
Бабка – "Чтоб тебя…" 
Внучка – "Прикольно". 
Жучка – "Сейчас спою". 
Кошка – "Бубль гум". 
Мышка – "Выходи, подлый трус!". 
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая. 
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может. 
Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут. 
Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут. 
Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут. 
Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)! 

Веселое азбуковедение
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке. 
Игра с мячом "Скажи наоборот". 
Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький -сладкий. Полезный – вредный… 
"Волшебная палочка феи Словарины" 
Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.  Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка. 
Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот–котик–котище… 

Речь взрослого, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают  образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков языка, но и выдержанна в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Взрослый должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Самым распространенным недостатком являются слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.  Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Рекомендации родителям.

· Не искажайте слова, «не съедайте» слоги и окончания слов, четко произносите каждый звук

·  Никогда не подделывайтесь под «детский» язык, не подражайте речи ребенка, не «сюсюкайте» с ним.  

·  Особенно четко произносите незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

·  Приучайте ребенка смотреть на лицо говорящего, тогда он легче переносит артикуляцию взрослых.

·  За неправильным произношением звуков может скрываться общее недоразвитие речи, выра­жающееся в бедности словарного запаса, в несформированности грамматического строя речи и прочее. Часто при обращении к специалистам "только из-за звуков", выявляются также отклонения от нормы со стороны нервной системы и отставание в общем психическом развитии.

·  Развивайте познавательные потребности. Обращаясь с ребенком и передавая ему новые зна­ния, формируйте познавательные умения: умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать, делать обобщения и выводы; обнаруживать связь между причиной и следствием.

·    Поощряйте тягу к экспериментированию. Это развивает пытливость ума, самостоятельность и инициативу. Показывайте способы обследования предметов.

·    Дайте ясное представление о сложных вещах, трудных для понимания детьми, о характере их происхождения и применения, о их месте в окружающем мире.

·  Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребенка рассуждать.

·   Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.

·   Постоянно обогащайте словарный запас ребенка. Показывайте как можно больше предметов.

·   Как можно больше общайтесь с ребенком, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы дома, на улице.

·    Ежедневно читайте ребенку вслух. Просите пересказывать прочитанное, ведите с ним диалог.

·   Рассматривайте книжки с картинками и просите составить простой рассказ по ним, учите видеть изображенное. Задавайте вопросы: кто это? что делает?

·   Обсуждайте увиденное на прогулке: что видишь? кого? что они делают?

·  Приобретайте записи любимых песенок, стихов и сказок ребенка, пусть он слушает их снова и снова. Ребенок должен слышать пример правильной литературной речи.

·    Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг, журналов.

 

·   Учите слушать, то есть воспринимать информацию.