Проект "Здоровые дети-сильная Россия"

Бачерова Наталья Николаевна, старший воспитатель

Маляревич Ольга Викторовна, заведующий

Шулепова Елена Юрьевна, инструктор по физической культуре

МБДОУ ЦРР - "Детский сад №226"

г. Барнаул, Алтайский край


I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

 

Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном образовательном учреждении. Это: профессионализм педагогических кадров; соответствующее материально-техническое оснащение МБДОУ; организация деятельности МБДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников; мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников; целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития МБДОУ.

Сроки реализации проекта: 7 месяцев (сентябрь, 2017г. – март, 2018г.).

1.2 Актуальность и проблема Проекта

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому МБДОУ и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Педагогический коллектив нашего МБДОУ давно занимается проблемой формирования валеологически культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

1.3 Цель и задачи Проекта

Мы считаем, что главное помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье, быть нравственно и эмоционально отзывчивым.

Поэтому мы разработали проект профилактических мероприятий под названием «Здоровая нация – здоровая Россия». В систему проекта вошел целый комплекс мероприятий,нацеленных на нижесказанное.

Цель проекта – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

Объект: заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.

Предмет: мероприятия ДОУ.

Гипотеза: Проведение оздоровительных мероприятий обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности, поможет реализовать новую форму взаимодействия детского сада с семьей, эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. Реализация новых форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами будет способствовать эффективному формированию социально значимой здоровой личности ребенка. Исходя из гипотезы, необходимо предложить такие направления работы, которые способствовали бы достижению следующих задач:

Задачи:

1. Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью и привычек полезных для здоровья, эстетических чувств от вида здорового человека, здоровой среды и упражнений в здоровом образе жизни при активной поддержке семьи;

2. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни путем национальных, семейных и иных традиций в оздоровлении детей.

3. Развитие физических качеств (уверенность, настойчивость, воля) и формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников, обеспечивая психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышая его сенсорную чувствительность, развивая мелкую моторику пальцев рук и познавательные психические процессы.

4. Развитие способности детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ, их двигательный опыт в практических ситуациях.

Для реализации проекта основной деятельностью должно быть:

 Освоение и накопление знаний в сфере воспитания и развития детей у педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, углубление социально значимых представлений у детей.

 Организация совместных досуговых мероприятий для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью.

 Вовлечение родителей и социальных партнеров в подготовку досуговых мероприятий по формированию здорового образа жизни.

1.4 Участники, исполнители и соисполнители

Наше дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Совместная работа детского сада и социальных институтов, направлена на формирование базовой культуры личности, обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей, формирования здоровой образовательной среды ДО.

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие с образовательными учреждениями;

- взаимодействие с учреждениями культуры;

- взаимодействие с прочими учреждениями.

В целях профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения, сохранения жизни и укрепление здоровья, а так же повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения на улицах города уделяется этому особое внимание. Проводятся месячники по ПДД, стенгазеты, игры, викторины, эстафеты, спартакиады, беседы, театрализованные представления, конкурсы, анкетирование родителей, беседы, инструктажи по ПДД и т.д. Мы приглашаем сотрудников ГБДД, а так же ежегодно к нам приезжает автобус «Академия дорожной безопасности» с сотрудниками ГБДД, где с детьми проводится практическое занятие на знание ПДД. Дети посещают театр. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения с взрослыми; обогащает представления детей с разнообразными профессиями; формирует представления о здоровом образе жизни; воспитывает ответственность за жизнь и здоровье; развивает любознательность.

Сотрудники МБДОУ в процессе реализации данного проекта активно привлекают социальных партнеров.

Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: «День здоровья», спортивные праздники, организация соревнований с первоклассниками школы, конкурс знатоков ПДД, организация и проведение недель безопасности, «Малыхолимпийских играх» среди воспитанников МБДОУ, участие в конкурсе «Папа, мама, я - спортивная семья» и т.д.

Коллективно-творческие мероприятия: выставки совместного творчества детей и родителей, организация и проведение совместных концертов к праздникам, проведение развлечений и праздников, участие в районном конкурсе детского творчества.

Информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования и здравоохранения; совместное проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей и т.д.

Взаимодействие МБДОУ ЦРР – «Детский сад №226» с социумом достаточно активно развивается. В рамках реализации данного проекта мероприятия мы сотрудничаем с:родители (законные представители) воспитанников, ИП Котельников И.Н., ИП Шулепова Е. Ю., КГБУЗ «Детская городская больница №1, г. Барнаул», ООО «Варуна», АНО танцевально-спортивный центр «Феерия», АНОДО «Академия детства».

Таким образом, основными участниками являются воспитанники, родители (законные представители), социальные партнеры МБДОУ ЦРР – «Детского сада №226».

Исполнители: сотрудники МБДОУ ЦРР – «Детского сада №226».

Соисполнители: наши социальные партнеры: ИП Котельников И.Н., ИП Шулепова Е. Ю., КГБУЗ «Детская городская больница №1, г. Барнаул», ООО «Варуна», АНО танцевально-спортивный центр «Феерия», АНОДО «Академия детства».

 

II. Организационно - содержательный раздел

2.1 Стратегия и механизмы достижения целей

Стратегия достижения целей Проекта МБДОУ лежит в основе построения системы жизнедеятельности воспитанников в МБДОУ, обогащении развивающей предметно-пространственной среды, а также основываясь на ведущие принципы обучения и воспитания, модель выпускников, внутренний стандарт качества воспитания и образования и др.

Основные механизмы работы по Проекту:

1. Системный анализ здоровья детей с целью последующей психолого–педагогической коррекции.

2. Разработка мероприятий с последующей реализацией по формированию здорового образа жизни и пропаганде зависимости.

3. Координирование совместных действий группы и семьи в организации работы по пропаганде здорового образа жизни, формирование стереотипов поведения, позволяющих укрепить здоровье, совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с социумом, наличие единых педагогических требований в системе «ребенок – педагог – родитель» по организации здорового образа жизни.

 

 

 

2.2 Методы и формы реализации Проекта

Методы реализации Проекта:

1. Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.

2. Консультирование родителей специалистами МБДОУ (музыкальный руководитель, медицинская сестра, зам. зав. по ВМР, логопед, воспитатели).

3.Организация досугов, акций, выставок, консультаций и др., посвященных здоровому образу жизни и профилактике зависимости.

Формы работы по реализации Проекта:

 Беседы: углубляются представления о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

 Наглядно-практическая форма: обогащаются представления детей об организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ним, о предупреждении травматизма.

 Совместно-проектная деятельность: создание наглядных пособий (модели, плакаты, макеты, коллажи), позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни.

 Чтение художественной литературы: дети знакомятся с произведениями, со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды.

 Проведение тематических конкурсов, соревнований, акций с участием детей и родителей на темы укрепления здоровья («Моя здоровая семья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Безопасная улица», «Мама, папа – не кури!» и др.).

2.3 Этапы реализации проекта Поэтапная реализация проекта

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1.

Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по проблемам формирования культуры ЗОЖ, состоянию здоровья физического, психического, социального.

Сентябрь, 2017г.

Определение целей формирования культуры здорового образа жизни.

2.

Определение целей и задач Проекта. Определение содержания Проекта. Составление плана работы

Октябрь, 2017г.

Готовый разработанный Проект профилактического мероприятия «Здоровая нация – сильная Россия».

3.

Привлечение участников и общественности для реализации Проекта.

Октябрь, 2017г.

Сотрудничество с социальными партнерами: МБДОУ № 217, поликлиника, соляная пещера, ООО «Варуна» и др.

4.

Проведение плановых мероприятий

Ноябрь 207г. – февраль  2018г.

Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, профилактика зависимостей.

5.

Анализ реализации Проекта.

Март, 2018г.

Состояние здоровья воспитанников в динамике.

6.

Прогнозирование и конструирование дальнейшего пути развития Проекта

Март, 218г.

Определение основных путей формирования культуры ЗОЖ в МБДОУ.

 

2.4 План-график мероприятий

Название мероприятия

Целевая аудитория

Сроки проведения и место

Ответственные

1

Мероприятие № 1.

Спортивное соревнование «В здоровом теле – здоровый дух».

Воспитанники и родители МБДОУ

Ноябрь, 2017г.

Воспитатели групп, инструктор по физической культуре

2

Мероприятие№ 2.

Акция «Мама, папа – не кури!»

Сотрудники МБДОУ, родители (законные представители)

Январь, 2018г – февраль, 2018.

Территория близлежащая к МБДОУ

Старший воспитатель, воспитатели

3

Мероприятие№ 3.

Акция «Моя здоровая семья»

Воспитанники МБДОУ

Декабрь, 2017г.

 

Старший воспитатель,

воспитатели

4

Мероприятие№ 4.

Беседа «Любую простуду мы победим».

Воспитанники МБДОУ, родители (законные представители)

Январь, 2018г., февраль, 2018г.

 

Воспитатели

5

Мероприятие№ 5.

Спортивные состязания «Мой здоровый папа!»

Воспитанники МБДОУ, родители (законные представители)

Февраль, 2018г.

МБДОУ

Муз.руководитель

Воспитатели групп, Инструктор по физической культуре

6.

Мероприятие №6

Концерт «Здоровая нация – сильная Россия»

Родители (законные представители),

сотрудники МБДОУ, социальные партнеры

15 марта 2018г.

МБДОУ

Заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель

воспитатели групп, инструктор по физической культуре

 

2.5 Оценка эффективности и ожидаемые результаты

Критерии оценки эффективности Проекта:

1. Рост мотивации к изучению проблемы формирования здорового образа жизни у всех участников проекта;

2. Снижение заболеваемости воспитанников МБДОУ;

3. Социальное взаимодействие на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих связей;

4. Повышение статуса МБДОУ и его конкурентоспособности.

 

Методы отслеживания результатов проекта:

1. Мониторинг состояния здоровья детей по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;

2. Анкетирование «Психологический климат в коллективе» с помощью методики Б.А.Федоришина;

3. Интервьирование детей «Как я забочусь о своём здоровье»;

4. Анкетирование «Какое место занимает ЗОЖ в семье»;

5. Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

 

Ожидаемые результаты:

Через систему разнообразных мероприятий будет расширена сфера взаимодействия с социальными партнерами, сформированы основные представления по ведению здорового образа жизни, потребность в здоровье сбережении, воспитание чувства ответственности за своё здоровье, бережное отношение к себе и близким; активное привлечение родителей (законных представителей) в физкультурно-оздоровительные и иные мероприятия МБДОУ.

2.6 Прогноз дальнейшего развития

Осуществление дальнейшего развития Проекта мы планируем следующим:

1. Распространение опыта работы по успешной реализации Проекта профилактических мероприятий на уровне образовательных учреждений района, города, края.

2. Показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов образовательных учреждений района, города.

3. Размещение методических материалов в сети интернет, представление результатов на научно-методических объединениях, вставках, конференциях разного уровня.

4. Разработка и выпуск печатных материалов (конспекты бесед, развлечений, деловых игр и результатов реализуемого Проекта).

5. Расширение рамок Проекта: разработка новых мероприятий, привлечение новых социальных партнеров.

6. Привлечение в Проект финансовых спонсоров.

 

 

2.7 Сопровождение проекта службами СМИ

Сотрудники нашего МБДОУ активно публикуют свой практический опыт, связанный с тематикой Проекта, участвуют в конкурсах различного уровня.