Консультация для родителей  "Как с помощью сказки развивать речь ребенка?"

Нечаева Лариса Зельфигаровна, воспитатель

МДОУ ЦРР-д/с № 28

город Сочи


Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление и помогает справляться с трудными жизненными ситуациями, так как малыш неосознанно переносит сюжет сказки в свою жизнь. Для развития же речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество.

Обсуждение сюжета сказки

После прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и ее главных героев. Начните с простых вопросов, переходя к более распространенным, отвечая на которые ребенок будет выражать свою точку зрения, рассуждать и фантазировать. Варианты вопросов:

·       Кто больше всех понравился в сказке?

·       Кого тебе жалко?

·       Кем бы ты хотел быть в этой сказке и почему?

·       Как бы ты поступил на месте этого персонажа?

·       Как думаешь, почему так поступил герой?

·       Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле?

·       Почему медведь не заглянул в короб?

·       Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме?

·       А если бы у козлят в двери был глазок?

·       Чем похожи и чем отличаются сказки «Коза-дереза» и «Заюшкина избушка»?

Обсуждая сказку, поговорите с ребенком, чему учит эта сказка, какой в ней урок.

Переплетение сказок

По мере того как малыш начнет фантазировать, предложите соединить два сюжета разных сказок в одной:

·       Гармонично переплетая сюжеты предложенных сказок;

·       Используя начало одной, а конец другой сказки.

Новый герой

Приевшейся сказке придать новый смысл может появление нового героя или исчезновение старого. Для последнего используется прием с частицей «не»: «Испекла баба не колобка, а …»

Новое название сказки

Попробуйте переименовать сказку и подобрать к ней более подходящее название, например, «Репка» – «Большой урожай», «Колобок» – «Хитрый хитрого обманул» и т.д.

Сказка на новый лад

Попробуйте рассказать сказку, используя только глаголы/существительные. Если ребенок еще мал, не нужно вводить название частей речи в игру. Достаточно предложить использовать слова-действия или слова-предметы. Вначале вы рассказываете, если малыш смог отгадать сказку, следующую рассказывает он сам, а вы отгадываете.

Интервью

Умение задавать развернутые вопросы в контексте определенной ситуации является лакмусовой бумажкой развития речи ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы овладеть этим навыком, играйте с ребенком в интервью. Для пущей важности дайте ребенку подобие микрофона и попросите задать вопросы герою сказки о его жизни, поведении и других моментах по сюжету. Для усложнения игры введите правило – вопросы, на которые можно ответить одним словом, не задавать. В начале ребенку будет очень сложно, поэтому помогайте ему, подсказывайте. Можете задавать вопросы по очереди. Пусть малыш побудет не только в качестве интервьюера, но и потренируется отвечать на вопросы в сказочном образе.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы

Дошкольный возраст — подходящее время для знакомства ребенка с пословицами, поговорками и переносным значением фразеологизмов. Тем более, что сказки либо содержат их в своем тексте («за тридевять земель», «остаться у разбитого корыта»), либо хорошо иллюстрируют их своим сюжетом («Спящая красавица» – «беречь как зеницу ока»; «Морозко» – «любишь кататься, люби и саночки возить»). Расскажите ребенку значение подходящей пословицы, обсудите, какое отношение она имеет к конкретной сказке.

Словотворчество

Игры со словами, основанные на сюжете сказки, позволяют расширить активный словарь ребенка, сделать речь красивой и развивают «языковое чутье», о котором так любят говорить специалисты.

·       Подбираем однокоренные слова: дом, домик, домище, домашний, домовой.

·       Составляем длинное предложение. Первый игрок говорит простое предложение из 2 слов, второй игрок добавляет одно слово, подходящее по смыслу и дополняющее предложение, третий игрок добавляет еще одно слово и т.д. Идет зайчик – идет грустный зайчик – идет грустный зайчик по лесу…

·       Рифмуем слова и составляем  двустишья.

·       Вспоминаем из сказки нужные слова: прилагательные, глаголы, ласковые, смешные, сказочные, устаревшие слова.

·       Придумываем новое слово по сюжету сказки.

·       Угадываем слово. Один игрок произносит слово, исключая все гласные, а второй пытается его угадать (крвй – каравай, хзйк — хозяйка). Потом меняются ролями.

·       Выбираем лишнее слово из предложенных на слух без зрительной опоры (заяц, волк, дед, медведь).

·       Работаем с предлогами. Популярные сказки для этих целей – «Репка», «Яблоко» В.Сутеева и др. Удобно играть на фланелеграфе для большей наглядности.

·       Подбираем антонимы по сказке. Взрослый начинает, а малыш продолжает: Медведь большой, а заяц … Золушка трудолюбивая, а дочки…

Инсценировка сказок

Умение одновременно показывать и рассказывать сказку является показателем развития речи у ребенка. Кроме того, различные постановки, спектакли, игры с кукольным театром развивают артистические способности ребенка, эмпатию, повышают самооценку и уверенность в себе, помогают глубже понять смысл сказки. Если такие игры не увлекают малыша, попробуйте использовать любимую игрушку, которая будет просить ребенка рассказать ему новую сказку, тем самым тренируя его навыки пересказывания.

Творчество по сюжету сказки

Логичным завершением любого занятия будет творческое занятие, которое не только закрепит пройденный материал, но и будет развивать мелкую моторику малыша. Техника работы может быть разнообразной в зависимости от наличия материалов и желаний ребенка.

Сказкотерапия

Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

 

Читайте сказки,

любите сказки,

 

придумывайте сказки…