Литературная познавательно-игровая программа По повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

Ахмадеева Оксана Владимировна, библиотекарь

Мажитова Альбина Раисовна, библиотекарь

МКУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система»

Муслюмовская сельская библиотека семейного чтения

п. Муслюмово ж.д. ст., Кунашакский район, Челябинская область


Цель: Популяризация жизни и творчества А. П. Гайдара

Задачи:

1.      Рассказать читателям о биографии писателя-воина, его заветах для пионеров

2.      Познакомить детей с книгами А. Гайдара, повысить интерес к чтению

3.      Воспитать в молодом поколении гайдаровские традиции – дух доброты, нравственности, милосердия, беззаветной любви к родине и уважение к страшим.

Целевая аудитория:читатели 10-12 лет

Предварительная работа:

1.      Участникам необходимо прочитать книгу А. Гайдара «Тимур и его команда»

2.      Библиотекари организуют книжную выставку, посвященную писателю и готовят необходимое оборудование и реквизит

Оборудование: книги, портрет А.П. Гайдара, компьютер, колонки, деньги-«читайки», емкости для воды ( 2 детских ведерка, большое ведро и 2 прозрачные банки), вода, блок спичек, металлический поднос и деревянная палка

План мероприятия (50 минут):

1.      Рассказать ребятам о жизни и творчестве А.П. Гайдара – 7 минут;

2.      Пояснить правила эстафетной игры, рассказать принцип аукционной игры, разделить участников на две команды – 3 минут;

3.      Проведение эстафеты и подведение итогов – 15 минут;

4.      Проведение индивидуальной викторины – 8 минут;

5.      Игра аукцион – выкуп лотов на заработанные деньги-«читайки» - 12 минут

6.      Подведение итогов мероприятия, впечатления участников – 5 минут

Ход мероприятия:

Библиотекарь 1: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного, всеми любимого писателя А. П. Гайдара.

Представление книжной выставки и портретов писателя, фотографий из его жизни

Библиотекарь 2: Вашему вниманию представляем книжную выставку знаменитого автора повести «Тимур и его команда» Аркадия Петровича Гайдара.

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» (сл. С. Гребенщикова и Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой). Кратко знакомим участников с основными фактами из жизни писателя, самыми известными рассказами.

Библиотекарь 1: Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 9 (22) января 1904 в городе Льгов Курской губернии в семье учителей. Аркадий был самоотверженным уже в раннем возрасте. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали.

Библиотекарь 2: Вы уже прочитали повесть «Тимур и его команда». Обратите внимание, что на выставке представлены также и другие произведения писателя: «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Р.В.С.», «Горячий камень» и т.д.

Присутствующие знакомятся с книжной выставкой

Библиотекарь 1: Ребята, сейчас мы предлагаем Вам сыграть в эстафету по мотивам прочитанной повести. Для этого Вам необходимо разделиться на две команда по принципу жеребьевки.

Проводим жеребьевку, делим на команды и объясняем этапы эстафеты

Библиотекарь 2: Вам предстоит пройти 3 этапа эстафеты, за которые вы получаете деньги-«читайки»

1 этап: «Наполни бочку» - ребята по очереди черпают маленькими ведерками воду из большого ведра и наполняют банку своей команды. В конце сравнивается уровень воды в двух банках.

2 этап: «Поленница» - высыпаем 1 коробок спичек на одного участника. Каждый член команды бежит к стулу, собирает спички в коробок и бежит обратно. Данное задание выполняет каждый участник.

3 этап: «Вспоминайка» - в конце зала располагается лист бумаги, на котором команда должна написать всех героев книги «Тимур и его команда». Бежит один участник, пишет имя персонажа и возвращается, затем бежит следующий участник и пишет имя другого персонажа. Если один круг прошел, то участники могут повторно добежать до листа и вписать имя героя.

За победу в каждом этапе команда получает 30 читаек, другая команда получает 10 читаек. Если команда проходит конкурс наравне, то обе команды получают по 20 читаек.

Библиотекарь 1: Сейчас Вам необходимо подготовиться к 1 конкурсу. Послушайте отрывок из повести «Тимур и его команда».

«Тут Тимур увидел, что старуха молочница с коромыслом и ведрамивыходит из калитки за водой. Вернувшись от колодца, старуха поднялаведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом ибрызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей под ноги»

Предлагаем вам первый этап эстафеты «Наполни бочку».

Проводим конкурс, подводим итоги и раздаем заработанные читайки участникам.

Библиотекарь 2: Молодцы ребята, сейчас вам предстоит пройти второй этап эстафеты – «Поленница», но для начала послушайте отрывок из повести.

 

«Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, котораяколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. Ругая беспечныхвозчиков, которые свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу»

 

Проводим конкурс, подводим итоги и раздаем заработанные читайки участникам.

Библиотекарь 1: Для третьего конкурса Вам необходимо вспомнить всех персонажей прочитанной вами книги и записать их на листе бумаги. Делать это нужно по очереди.

Проводим конкурс, подводим итоги и раздаем заработанные читайки участникам.

Библиотекарь 2: Молодцы, ребята. Вы отлично потрудились. А сейчас мы предлагаем Вам проверить свои знания повести «Тимур и его команда» и поучаствовать в викторине.

Библиотекарь 1: При проведении викторины мы задаем вопрос участнику, если он не может ответить, то право ответа переходит следующему игроку, и так далее по кругу. Каждый правильный ответ оценивается в 10 читаек. Участие индивидуальное.

Библиотекарь 2:

  1. Какие повести А.П.Гайдара вы знает? ( Военная тайна, Судьба барабанщика, Тимур и его команда, Дальние страны, РВС, Голубая чашка, Чук и Гек)
  2. Как звали старшую дочь? ( Ольга)
  3. Как звали вторую дочь? (Женя)
  4. Кто подарил Ольге аккордеон? (папа на день рождения)
  5. Сколько лет было Жене и Ольге? (Жене -13 лет, Ольге-18 лет)
  6. Кто отправил телеграмму, вместо Жени? ( Тимур)
  7. Что они рисовали на воротах, откуда ушли воевать? (Пятиконечную звезду)
  8. Как звали девочку, которая искала козу? (Нюра)
  9. Чем занимались Тимур и его команда? (помогали семьям, ушедших на фронт)
  10. Какая из дочерей была похожа на папу - такие же, как у отца нос, рот, брови? (Женя)
  11. Почему Женя уснула в чужом доме? Кто не выпускал ее? (собака)
  12. Сколько лет было Тимуру? (13 лет)
  13. Кем приходился Тимур  Георгию? (племянник)
  14. С кем остался Тимур, когда Георгий ушел на войну? (с мамой)
  15. Где находился штаб тимуровцев? (на чердаке)
  16. Кто помог Жене успеть увидеть отца? (Тимур)
  17. На чем они доехали? (на мотоцикле)
  18. Какого цвета был аккордеон Ольги? (белого)

 

Первый библиотекарь раздает заработанные читайки ответившим ребятам.

Библиотекарь 1: Сейчас Вы можете подсчитать заработанные деньги-«читайки» и подготовиться к аукциону.

Библиотекарь 2: Аукцион-это общественная продажа вещей, приобретение которых переходит тому, кто сможет заплатить за них большую цену. Аукцион может быть открытым или закрытым. История аукциона насчитывает более 300 лет. Первые аукционы появились в середине 17 века в Голландии, а затем в Англии. Мы будем продавать аукционные лоты, начиная со ставки в 10 читаек. Шаг ставки – 10 читаек.

Второй библиотекарь вооружившись металлическим подносом и палкой, готовиться отбивать гонг, обозначая  продажу лота

Библиотекарь 1: Итак, наш первый лот -  самая уникальная ручка, единственная в нашем районе, пишет грамотно, не допускает ни одной ошибки. Покупая эту ручку у вас по русскому языку будут только 5 (ручка). Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше? 20 …. 30 ….. 40 читаек! 40 читаек раз, 40 читаек два, 40 читаек три. Продано!! (Отбивается гонг)

Наш второй лот - Записная книжка с волшебными страницами. Будете мудрыми и умными. Станете поэтом или писателем. Покупаем и не гадаем (записная книжка).  Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше?

Третий лот - богемское стекло. Очень нежное и хрупкое. Напиток из этой чаши придаст вам здоровья, бодрости и подарит хорошее настроение (чашка). Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше?

Четвертый лот – книга, лучший друг. К книгам можно обращаться во все трудные  минуты жизни. На любой вопрос найдете ответ (книги) Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше?

Наш пятый лот для тех, кто не хочет быть Машей – растеряшей. Приобретайте этот  пенал. (пенал). Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше?

Хотите работать журналистом, значит шестой лот для вас. Приобретайте эту записную книжку. Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше?

Вашему вниманию седьмой лот - волшебная кисточка. Волшебная кисточка и все ваши рисунки - одно загляденье!Начальная ставка 10 читаек, кто даст больше?

…….

……

Количество лотов должно соответствовать числу участников.

Библиотекарь 2: На сегодня все лоты проданы. Поздравляем покупателей!

Библиотекари собирают оставшиеся деньги у участников.

Библиотекарь 1: Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи.

Библиотекарь 2: Что нового вы узнали сегодня нового? Вам понравилась книга «Тимур и его команда»? Что именно Вам запомнилось из этой книги?

Слушаем ответы детей, задаем наводящие вопросы

 

Библиотекарь 1: Мы очень рады были Вас видеть сегодня в нашей библиотеке. Ждем Вас снова.