Автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков изолированно и в слогах

Запотылок Елена Геннадьевна, учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 165

город Иркутск


 

Пособие основано на тактильных ощущениях, содержит тренировочный материал по формированию у детей правильного произношения звуков,  и одновременно развития мелкой  моторики с массажем пальцев  рук. 

Цель: автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков изолированно и в слогах.

Задачи: 

- закрепить изолированное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков,

- закрепить произношение звуков в слогах,

- развивать фонематическое восприятие,

- развивать мелкую моторику.

 

Техника работы с пособием:

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] – «качаем насос: с-с-с»; звук [з] – «песенка комарика: з-з-з», звук [ц] – «цокает лошадка: ц-ц-ц», звук [ш] – «спускается шина: ш-ш-ш», звук [ж] – «жужжит жук: ж-ж-ж», звук [щ] – «щетка чистит: щ-щ-щ», звук [л] – «летит самолет: л-л-л», звук [р] – «рычит собака: р-р-р»). Затем к автоматизированным изолированным звукам добавляются гласные звуки, и автоматизация проводится в слогах.

Варианты игр: 

- Длительно произносить звуки, проводя каждым пальчиком по тактильной дорожке (чётко произнося звук, ребёнок «проходит» пальчиками по тактильным дорожкам в прямом и обратном варианте).

- Идя со звуком по тактильной дорожке, добавить к нему гласные звуки, которые встречаются по пути, произнести с ними слог (задания выполняются в открытых, затем в закрытых слогах).