Музыкальные  дидактические игры в средней группе

Васильева Ольга Николаевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"

Ленинградская область, г.Гатчина

 


 Развитие звуковысотного слуха.

 «Птицы и птенчики», «Качели».

 

 

Птицы и птенчики

 

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей. Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

 

 

Качели

Игровой материал: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели вверху – высокий звук; качели внизу – низкий звук. Маленькие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма. Ход игры: Играют трое детей, один из них ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Воспитатель назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких». Ведущий предлагает спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для неё, проигрывая их на металлофоне. Ведущий берёт фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?» отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребёнок, первым выполнивший задание.

 

 

 

 

Развитие ритмического слуха.

 «Петушок, курочка и цыпленок», «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я».

Кто идёт?

 Игровой материал: Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты. Ход игры: Используя сказку Е.Королёвой «Дружная семейка», учить детей составлять ритмический рисунок. Играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изо- бражая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновре- менно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает ря- дом с ним.

Весёлые дудочки

Цель: Упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания. А) играет медведь на трубе; Б) лиса играет на дудочке; В) мышонок играет на свирели; Требуется знание песни «Весёлые дудочки» Левкодимого. Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части. Ход игры: Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

 

Петушок, курочка и цыпленок

Цель: Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Знать песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок» Мурычевой.

Ход игры: Ведущий раздает всем детям по две карты с полосой одного цвета. Маленькие карточки он кладет в стопу перед собой рисунком вниз, рядом ставит металлофон и все закрывает ширмой. Ведущий поочередно показывает детям рисунки карточек и напоминает им соответствующий ритмический рисунок. Затем все поют песню- зачин и игра начинается.

Ведущий берет верхнюю карточку, проигрывает соответствующий ритмический рисунок и спрашивает: «Кто клюет зерна?» Отвечать должен тот, у кого цвет полосы на карточке такой же, как и цвет карточки, поднятой ведущим.

Ребенок, ответивший правильно, получает карточку и закрывает ею соответствующую клетку на своей карте. Если ответ был неправильным, ведущий кладет карточку в низ своей стопы. Игра продолжается до тех пор, когда все играющие закроют рисунки на своих больших картах. Выигрывает тот ребенок, который первым закрыл рисунки на своей карт

Развитие тембрового и динамического слуха.

«Громко-тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чем играю».

 

Громко – тихо

Игровой материал: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные – громко, серые - тихо. Ход игры: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни. 2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. М.р. исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу воспитателя.

 

Узнай свой инструмент

 

Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знать песни «Узнай инструмент» Н Мурычевой.

Ход игры: В игре- ведущий и двое детей. Ведущий кладет за ширму в стопу разрезанные части цветных карт рядом с инструментами, а не цветные карты по одной раздает играющим. Предлагает детям послушать еще раз звучание инструментов и затем спеть песню. Дети поют песню- зачин и начинается игра.

 

 

Определение жанра и развитие памяти.

 

«Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин».

 

«Что делает кукла»

Ребенок с куклой, прослушав музыкальный отрывок, показывает, что она делает: спит, шагает или бегает. Затем выходит следующий ребенок. Пьесы менять произвольно.

 

Узнай и спой песню

 

.Дети выбирают карточку с нарисованным предметом ,вспоминаю песню,в которой встречается предмет.

 

              Музыкальный магазинчик
Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением муз. инструмента. Продавец ( взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат муз.инструменты. Дети говорят хором: `Продавец открывай и мелодию сыграй!` 
Продавец за ширмой играет любую мелодию на любом инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, говорит : 
`Это мой!` Продавец спрашивает : `А какой?` 
Покупатель показывает карточку, называя : ` Это бубен, вот какой!` 
Если покупатель не ошибается, продавец отвечает: ` Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!` 
Ребенок импровизирует, играет на этом инструменте., забирает его себе или кладет на стол. Игра продолжается с новым `продавцом`. Если муз.инструмент и карточка определены неправильно, продавец говорит: ` Инструмент не продается, в магазине остается!` 
Или такой вариант предлагает автор : после слов `Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! на нем весело сыграй!` Все играющие и продавец становятся вокруг ребенка, купившего инструмент и поют любую знакомую песню и прихлопывают в ладоши. Ребенок импровизирует, подыгрывает на инструменте.

 

 

 

 

 

Игра на детских музыкальных инструментах.

 

 

«Мы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенкос «Кап-кап-кап...», румын, нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.