Квест-игра "Машина конфетка"

Ротанова Елена Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №231»

г.Нижний Новгород


Возраст детей: подготовительная  группа 6-­7 лет

Воспитатель: Ротанова Елена Владимировна Актуальность данной разработки Финансовое просвещение   в   дошкольном  возрасте –сравнительно   новое   направление. Дети,   так   или   иначе,   рано   включаются   экономическую   жизнь семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая,   таким   образом,   первичными   экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.  А ведь грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем. Новизна   данной   разработке:  использование  инновационных   технологийи героев полюбившихся мультфильмов,  детям дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным   действующим   героем.  

Цель:   Формирование  у детей 6- 7 лет  основных экономических понятий  через игровую деятельность

Задачи :

1. Расширить детей   представление у детей о необходимости    рационального использования денег,   о   том,   откуда   берутся   деньги, что такое труд за деньги. 

2.   Дать представление о возможности   оплаты   покупки   монетами разного достоинства.

 3. Развивать   способность находить пути решения задачи,  умения   договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;

  4. Воспитывать   эмоционально положительное   отношение и интерес экономического характера.

5. Сформировать навыки командной работы

Форма образовательной деятельности: Квест – игра.

Время  командной работы. 20- 30 мин. 

Оснащение, дидактический материал: Запись музыкальных фрагментов из м/ф «Маша и Медведь», интерактивная игра «Профессии и продукт деятельности,   большая  конфета   внутри   которой   много маленьких, муляж   банкомата, монеты достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб., банковская карта.

Предварительная работа:  Изготовление атрибутов, раздаточного материала и т.п.,экскурсии в магазин, в банк. Оформление помещений в  соответствии с игрой Беседы по заданной теме

Ключевые понятия:Заработная плата, экономия,  растраты, бюджет, деньги.

Методы и приемы.Игровой, словесный,  исследовательская деятельность,  практическая деятельность.

Методы создания мотивации.Самостоятельная работа, приемы сравнения, самоконтроль, чередование приемов работы, использование  инновационных технологий (квест  ¬игра).

Формы контроля :Знание определений. Решение заданий по теме

Методические рекомендации  организаторам игры:Игра предполагает общение детей  дошкольного возраста со  сверстниками. Предполагается умение детей работать  в команде.Решение заданий по теме. 

Цель для команды – за определённый промежуток времени пройти все этапыигрового сюжета.

Ожидаемые результаты:В результате игры участники  приобретают новые знания мира  финансов, знакомятся с  различными видами денег.  Приобретают умения  рационального распределения  доходов. 

Содержательный блок.  Аннотация Игра   состоит   из   4   этапов   движения   по   сюжету.   Группа   детей   составляет единую   команду,   которая   передвигается   по   помещению   детского   сада (групповое помещение,  компьютерный центр, игровой центр «Супермаркет», музыкальный   зал).   В   ходе   развития   сюжета   дети   выполняют   различные задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели.   Деятельность построена   с   учетом   интеграции   образовательных   областей,   отвечает требованием ФГОС ДО. 

В квест-игре отображены задачи инновационных проектов, реализуемых ДОУ, а именно: «Эффективные технологии социализации в образовательном комплексе ДОУ», «Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий».

Содержание деятельности: Во   время   игры   воспитателя   и   детей   в   группу   неожиданно   забегает встревоженная   Маша   и   начинает   что­-то   искать.   Воспитатель   и   дети интересуются, что она потеряла. 

 

Маша:  Вчера Миша получил заработную плату и дал мне 5 рублей, чтобы я купила краски и кисти для ремонта в домике. Ну, а я не удержалась и купила вот такую большущую конфету. Спрятала в комоде, а сегодня нигде найти не могу. Вы ее, случайно, не видели? 

Дети: Нет.

Маша: (Плачет).  Не мог же ее Мишка забрать!  Он конфетки не любит, да его и дома­-то нет, он уехал в гости к бабушке. (Снова плачет). Вдруг раздается звук СМС, Маша достает телефон, читает. Маша:   Ну,   так   я   и   знала!   Опять   этот   вредный   Гном   ­   финансовый директор нашего леса! Постоянно следит! То свет за мной, выключает, то уму ­разуму учит как ­бюджет распределять: вещи нужно беречь, не пачкать, не  рвать,   а   я   что,   специально!?   Еще   заставляет  за огородом ухаживать,   овощи   и   фрукты поливать, говорит: ­Экономия! Покупать не нужно будет! Деньги не тратить! Маша:    Это   он   спрятал   мою   конфету!   Говорит,   пока   не   вернешь потраченные   деньги,   не   отдам   тебе   конфету,   а   у   меня   ведь   их   нету!!! (Плачет).

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? (Ответы детей)

1 этап.  Откуда берутся деньги? (групповое помещение) Проводится беседа. Воспитатель: Ребята, откуда же берутся деньги? 

Дети: Их нужно заработать! Воспитатель: Правильно, а что это значит?  (Ответы  детей). Воспитатель:  За   выполнение   какой-­либо   работы   можно   получить заработанную плату. 

Маша:  Аааа, действительно.

Воспитатель: Ребята, здесь какой-то конверт для Маши.

Маша: посмотрите, гном прислал  мне задания,которые нужно выполнить. Воспитатель: Маша, читай задания, и будем их выполнять. Маша: Нам нужно сходить в магазин за покупками. Ой, а у меня и денег то нет?

Воспитатель: (открывает конверт). Ребята, здесь загадки, давайте их отгадаем, и попробуем заработать денег.

-Мы пошли купить продукты молоко, сметану, фрукты На кассу все несем в корзине, мы в продуктовом …….(магазине) –

-Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок –

-Отправляясь за покупкой возьми с собою  …..(кошелек) В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем …..(деньги)

-Мы заходим в магазин.Человек там есть один, нам подскажет, что купить,

сколько нужно заплатить. Кто же этот молодец? Ну, конечно,..(продавец)

-За сметану, хлеб и сыр. В кассе чек пробьёт...   (кассир)

 Воспитатель: Молодцы отгадали все загадки!

 

Маша:  Ой!   Тут   что-­то   еще   есть   в   конверте!   Что   это?  

 (Достает банковскую карточку). Это же не деньги!

 

2этап. Какие бывают деньги? (компьютерный центр)Воспитатель: Кто знает, что это? Дети: Банковская карточка, на ней лежат деньги. Маша: Как же мы их возьмем?

Дети: Снимем в банке или в банкомате. Банк­ это место, где хранятся деньги. Воспитатель:   А   банкомат   –   это   машина,   которая   выдает   их   по электронным банковским картам. Ну что, в путь?

Собрались мы все в дорогу

И пойдем мы по не многу

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова правою ногою,

Снова левою ногою,

После правою ногою, Воспитатель: Маша, а ведь чтобы снять деньги нужно набрать пин­код – это набор цифр для карточки. Ты знаешь его? Маша: Нет! Ой! Опять СМС! Чтобы расшифровать пин­ код вам нужно решить задачи. Ну что, ребята, готовы?

 Дети: Да!

Воспитатель: Читай скорей задачки.

Задача1:У Саши и Марины четыре апельсина. Из них у брата три. А сколько у сестры? (ответ детей)

Задача2:Ежик по грибы пошел, 

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзинку,

 Остальные же на спинку.

Сколько рыжиков везет 

На своих иголках еж?  (ответ детей)

Задача 3: В класс вошла Марина, за ней – Катерина, А потом пришел Игнат. Сколько стало всех ребят? (ответ детей)

Задача 4:Два цыпленка стоят. 

Два в скорлупке сидят.

Сколько будет детей. 

У наседки моей? (ответ детей)

Маша: Ура! Теперь мы знаем пин­код! Скорее набирайте его! (терминал выдает монеты бумажные деньги номиналом 1,2,5 и 10, 50, 100  рублей) Воспитатель: Ребята, а какие же бывают деньги? (Ответы детей) Маша: Ребята, гном снова отправил СМС! Что же там? (читает) ­  Деньги любят аккуратность и счет, разложите одинаковые монеты в кучки и сосчитайте их. (Дети выполняют задание). Воспитатель: Ребята, а как называются эти деньги?

Дети: Монеты.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети: Из металла. Воспитатель: А какие еще бывают деньги? И как они называются? Дети: Бумажные купюры.

Маша: Ну а теперь в магазин!

Воспитатель:  Дружно в магазин пойдем и продуктов наберем! Вот   мы   и   пришли   в   продуктовый   магазин!   Маша,   читай,   что   нужно купить?

3 этап.  Как   правильно   потратить   деньги?   (Игровой   центр «Супермаркет»)Маша: Нам нужно купить продукты, из которых можно сварить овсяную кашу. Ой, сколько здесь всего!!! Зачем нам этот вредный Гном! Смотрите, сколько конфет мы сможем купить! Воспитатель: Ребята, разве можно так себя вести в магазине? (ответы детей). Маша, ты что забыла, что нам нужно купить? Ведь гном хотел сварить вкусную кашу для всех лесных зверей. Маша: (со вздохом) ну, ладно, давайте, покупайте. Воспитатель:  Ребята, а что нам нужно купить, чтобы сварить овсяную кашу? Дети: молоко, овсяную крупу, соль, сахар,масло.

Воспитатель:На прилавках берем продукты, смотрим цену: у одного вида молока цена 10 рублей, а у другого 9 – выясняем, что в зависимости от качества товара и количества денег товар можно выбирать. Воспитатель: Ребята, все, что продается в магазине, называется товар.            Как   называется   человек,   который   этот   товар   продает?  

Дети: Продавец.

Воспитатель:А человек,  который покупает называют? 

Дети: Покупатель.

Воспитатель: Молоко стоит 10 рублей. Крупа­ 8 рублей. Масло – 7 рублей. Сахар – 5 рублей. Соль – 3 рубля. Маша:  Как же нам заплатить за овсяную крупу 8 рублей, если у нас монеты 1,2,5 и 10? (выясняем с детьми, что 8 это 5+2+1, 7 это 2+ 5, 3 это 1+ 2) Маша: Ребята, гном приглашает нас всех в гости! Воспитатель:  В гости к гному мы идем Дружно песенку поем, Раз, два, три, четыре, пять Научились мы считать! Гном: Здравствуйте ребята! Здравствуй Машенька! Маша:  (Отдает покупки Гному)  Уважаемый Гном! Отдай нам нашу конфету, ведь мы с ребятами выполнили все задания и узнали много нового, правда, ребята? (ответ детей)

4этап. Профессии (Музыкальный зал)Гном:  Ну, хорошо, вы молодцы, осталось последнее задание для вас: чтобы   зарабатывать   деньги   человеку   нужна   профессия.   Сейчас   посмотрим какие профессии вы знаете. Готовы? Распределите, кто что производит. Пекарь – хлеб, Доярка ­ молоко, Учитель­ тетрадь и указка,  и.т.д.Гном:  Молодцы,   вы   отлично   справились!   Получайте   свою   конфету! Отдает конфету Маше. В   ней оказывается много маленьких конфет. Маша угощает конфетами  всех ребят. Рефлексия:   дети     рассказывают     Мишке,   где   были,   чему   научили Машу, что узнали нового сами.