Этот загадочный подводный мир!

Христова Алена Владимировна, воспитатель подготовительной логопедической группы

Пакки Инна Витальевна, воспитатель подготовительной логопедической группы

МБДОУ № 31 "Зайчик" города Белово

Кемеровская область, город Белово, пгт. Грамотеино


Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

Коррекционно-развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные).Просматривание видео энциклопедии «Подводный мир». Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа: батискаф, акваланг, подводная лодка, водолазный костюм, иллюминатор.

Материалы и оборудование:презентация «Жители моря и океана», аудио пособие «Театральные шумы» («Море»); картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; индивидуальные карточки / с изображением морского дна и его обитателями, с светоотражающим покрытием /, картонные белые закладки в форме плоских фонариков; ребусы (карточкис цифрами),магнитное полотно с изображением моря.

 

Ход деятельности

Воспитатель:здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями. 

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в путешествие. А куда вы должны отгадать.(включаю CD с записью звуков моря.)

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Воспитатель: А где мы можем услышать эти звуки? На море.

Воспитатель: Верно. А вы хотите узнать и посмотреть, что находится в морских глубинах? Тогда я приглашаю вас не недолго опустится в подводный мир. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Какие аппараты помогают людям опускаться на дно?

Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.

Воспитатель: Правильно, на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель показывает слайды снаряжения аквалангиста.

Воспитатель:Хорошо. Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). 

Воспитатель: Погружение начинается. Вот мы и оказались на морском дне, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. Посмотрите, как красиво! Проходите исследовать морские глубины.  Дети проходят за столы.

Воспитатель: На морском дне очень темно,ведь сюда не попадают солнечные лучи. Поэтому, чтобы рассмотреть, что нас окружает, нам нужно включить фонарики.

Воспитатель: будьте внимательны, ведь за каждым камнем могут находиться морские обитатели.

Д/И: «На дне морском»

Дети с помощью фонариков рассматривают морское дно и составляют предложения

Воспитатель:Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями. Расскажите, кто кого увидел на морском дне.

Дети составляют предложения

Воспитатель: Посмотрите, кто это притаился под камнем?

Воспитатель: Веселые«Осьминожки» приглашают нас поиграть.

 

Физминутка:«Осьминожки»

Дети (выполняют движения в соответствии с текстом):

Я веселый осьминог,

У меня так много ног,

Чтоб удобно было мне

Жить среди камней, на дне.

Сильным, ловким быть стараюсь,

Приседаю, поднимаюсь,

С рыбкой в танце закружусь

И на камни опущусь.

Воспитатель: Осьминоги спрятались среди камней.

ВоспитательРебята, а в наших аквалангах заканчивается воздух и нам нужно подниматься наверх. Закрываем глаза. Мы оказались в группе.

Дети возвращаются в группу и снимают акваланги

Воспитатель:Вам понравилось наше погружение в морские глубины. А давайте вспомним, что мы увидели на морском дне. Только отвечайте очень быстро.Дети проходят за столы

Блиц-игра

Вопросы:

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. Название каких рыб похожи на название инструментов? (пила. игла, молот 

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

 

Воспитатель:Молодцы! вы меня очень порадовали, вы настоящие исследователи, 

А сейчас ребята расскажут наиболее подробно о жизни некоторых обитателях моря.

Рассказы детей о морских обитателях

1.. Акула. Акула - самая крупная хищная рыба. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Когда зубы выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта острыми шипами. Дети рассматривают акулу

 

2.Кораллы — это живые существа. кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.

Коралл похож на оленьи рога. Когда коралл растет, то он имеет коричневый цвет, а если во время шторма он погиб, то становится белым. 

 

3. морская звезда — животное.

Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневого цвета, твердая на ощупь. Передвигаться ей помогают - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается мелкими рыбками, морскими червяками. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.

 

4.Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может весить 150 т. Он живет в океанах. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве. Питается кит, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

 5.  Медузы –очень красивые обитатели морей и океанов. Они полностью состоят из воды. Медузы могут жить лишь в солёной воде. У медузы 24 глаза. Есть мелкие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, красным, голубым. Питаются медузы, мелкими рачками, или,другими медузами. Некоторые медузы могут жалить и оставлять ожог.

Воспитатель: - Молодцы 

 

 

Воспитатель: Посмотрите у нас есть настоящий морскойаквариум, но в нем  очень мало жителей. Ребята я хочу вам предложить наш аквариум заселить морскими обитателями. Согласны?

Для этого вам нужно разделитьсяна группы. Перед вами на столе лежит карточка с цифрами и буквы. С помощью них вам нужно расшифровать название морского обитателя и поселить его в наш аквариум.

Дети разгадывают ребусы и проходят на ковер.

Воспитатель. Молодцы? А теперь посмотрите, какой красивыйморской аквариум у нас получился!

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? 

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

А если вдруг вам захочется вспомнить наше путешествие оказаться на морских просторах я дарю вам морские ракушки. Ведь говорят если закрыть глаза и приложить ракушку к уху мы сможем услышать шум моря и шелест песка. Попробуем? 

Дети закрывают глаза включаем аудиозапись шум прибоя.