"Дружно, весело живём" (итоговое тематическое мероприятие по физическому развитию в подготовительной группе)

 

Дашкина Татьяна Васильевна, воспитатель

ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" С/П "Детский сад"Солнышко"

п.г.т. Стройкерамика, м.р.Волжский Самарской области

 


Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания об одежде народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю (познавательное развитие) ;

2. Создать условия, способствующие укреплению дружеских отношений внутри детского коллектива (социально-коммуникативное развитие);

3. Развивать двигательные умения и навыки, формировать сплоченность, доброжелательность через национальные игры – эстафеты, способствующих развитию физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты (физическое развитие);

4. Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр (физическое развитие);

5. Развивать внимание, быстроту реакции (физическое развитие);

6. Способствовать психологической комфортности детей и позитивному контакту друг с другом и с взрослыми - развивать умение  взаимодействовать в парах (социально-коммуникативное развитие);

7. Расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение выразительного чтения стихов на публике (речевое развитие);

8 Формировать ценностное отношение к собственному здоровью (физическое развитие);

9. Развивать умение выполнять упражнения под тексты стихотворений, под музыку (художественно – эстетическое развитие);

10. Способствовать развитию восприятия музыки («художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:

Выразительное рассказывание стихотворений о дружбе, о культуре и традициях народов Поволжья, п/и «Займи место», п/и «У ребят порядок строгий», хороводная игра «Берёзка», пение песни «Дружба», рассматривание глобуса, беседа о национальностях России, игровые ситуации (выход детей в национальных костюмах).

Материалы и оборудование костюмы для игровых ситуаций, музыкальное сопровождение, глобус, платочки для хороводной игры «Берёзка».

Предварительная работа: беседа об одежде народов Поволжья (татары, мордва, русские), об их культуре, традициях; разучивание национальных подвижных игр; рассматривание иллюстраций с национальными костюмами; прослушивание с детьми национальной музыки, разучивание с детьми перестроения под музыку «Если с другом вышел в путь».

 

Формы организации совместной деятельности

 

 

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

 

Двигательная

 

Перестроение детей под музыку «Если с другом вышел в путь»;  п/и Займи место», п/и «У ребят порядок строгий», хороводная игра «Берёзка»

 

Игровая

 

Игровая ситуация «Выход детей в национальных костюмах».

 

Познавательно-исследовательская

 

Рассматривание глобуса, беседа о национальностях России.

 

Коммуникативная

 

Чтение стихотворений о дружбе, о культуре и традициях народов Поволжья,

Музыкальная

Исполнение песни «Дружба», музыкальное сопровождение в подвижных играх и перестроении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

 

Задачи ( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Создать положительный настрой на предстоящую деятельность (социально-коммуникативное развитие)

 

Приветствие воспитателя и чтение стихотворения.

Привлечение внимание.

Воспитатель заходит в зал, приветствует гостей, читает стихотворение.

Сегодня праздник нас собрал:
Не ярмарка, не карнавал!
Здесь праздник дружбы наступил
И в круг ребят всех пригласил.

Дети за кулисами готовятся к выходу.

Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами физических упражнений (физическое развитие).

 

Приветствие и перестроение детей под музыку «Если с другом вышел в путь» (с элементами физкультуры).

Организованно друг за другом заходят в музыкальный  зал. Чётко выполняют упражнения.

Воспитатель вместе с детьми выполняет перестроение.

 

 

 

Повторяют за воспитателем движения.

 

Деятельностный этап.

Развивать умение выразительного чтения стихов на публике (речевое развитие)

 

 

Чтение стихотворений детьми о дружбе.

Чётко,  с выражением читают стихи.

Воспитатель предлагает детям прочесть стихи о дружбе.

Ребёнок1:

Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем, о дружбе споём.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,

Подарит нам радость, согреет теплом.

Ребёнок2:

Мы дружные ребята,
Мы весело живём,
Смеёмся и играем,
Танцуем и поём.
Мы дружные ребята,
Мы вместе 
каждый день:
Читаем, пишем, лепим.

Учиться нам не лень.

Ребёнок3:

Мы дружные ребята
И, если, вдруг беда
Случается с одним из нас
Мы рядышком всегда.
Одной большой семьёю
Мы счастливо живём,
Друг другу помогаем,
Друг друга бережём. 

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине (познавательное развитие);

 

 

 Беседа о национальностях России, Поволжья.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на  вопросы.

Воспитатель показывает глобус и предлагает показать на глобусе Россию; предлагает назвать представители, каких национальностей живут  у нас в Поволжье.

Дети рассматривают глобус и отвечают на вопросы воспитателя.

Развивать умение выразительного чтения стихов (речевое развитие);

 

Чтение стихов детьми о народах, живущих в России.

Чётко,  с выражением читают стихи.

Предлагает детям прочесть стихи о народах, живущих в России.

Ребёнок1:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

И поделиться радостью,

Весельем каждый рад.

Ребёнок2:

Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей
Традиции свои и подвижные игры.

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания об одежде народов Поволжья (познавательное развитие).

Игровая ситуация «Выход ребёнка в татарском костюме».

Отвечают на вопросы полным ответом, слушают рассказ о татарском народе.

Воспитатель обращает внимание на ребёнка и спрашивает детей, в костюм какой национальности одет ребёнок; назвать основные элементы татарского костюма.

Ребёнок выходит под татарскую музыку, и рассказывает о татарском народе, их культуре и обычаях:

«Татары  гостеприимные и отзывчивые люди, которые всегда помогут в сложных ситуациях, дадут правильный совет, приютят и накормят. У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт,  вера своя. Одним из самых значительных праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих. Интересна и разнообразна татарская национальная кухня, очень вкусные блюда, например чак-чак»                                            Дети рассматривают татарский национальный костюм.

Развивать двигательные умения и навыки, формировать сплоченность, доброжелательность через национальные игры – эстафеты (физическое развитие)

Подвижная игра «Займи место».

Чётко произносят слова. Выполняют правила игры. Ловко и быстро выполняют движения.

Воспитатель предлагает детям поиграть в татарскую национальную игру «Займи место».

Воспитатель объясняет правило игры.

Вместе с гостем, одетым в татарский национальный костюм, дети встают в центр зала. Слушают правила игры.

«Займи место» (Буш урын)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу!

Как гусыня, гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. 
Правила игры: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

 

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания об одежде народов Поволжья (познавательное развитие).

Игровая ситуация «Выход ребёнка в мордовском костюме».

Отвечают на вопросы полным ответом, слушают стихотворение  о мордовском  народе.

Воспитатель обращает внимание на ребёнка и спрашивает детей, в костюм какой национальности одет ребёнок; назвать основные элементы мордовского костюма.

Ребёнок выходит под мордовскую  музыку, и читает стихотворение о мордовском  народе, их культуре и обычаях:

Ребёнок:

Мордовский народ веселый и сильный,

Работящий и дружный народ,

И приветливый, и красивый,

Он в согласии и мире живет.

 Здесь гостей хлебом – солью встречают,

На столе – стопка пачат – блинов,

Позой – брагой поят – угощают.

Да водой из святых родников.

Дети рассматривают национальный мордовский костюм.

Развивать двигательные умения и навыки, формировать сплоченность, доброжелательность через национальные игры – эстафеты (физическое развитие)

Подвижная игра «У ребят порядок строгий».

Чётко произносят слова. Выполняют правила игры.  Ловко и быстро выполняют движения.

Воспитатель предлагает детям поиграть в мордовскую  национальную игру «У ребят порядок строгий».

Воспитатель объясняет правило игры

Вместе с гостем, одетым в мордовский  национальный костюм, дети встают в центр зала. Слушают правила игры.

«У ребят порядок строгий»

Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

Закрепить знания об одежде народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю (познавательное развитие)

Игровая ситуация «Выход ребёнка в русском народном костюме».

Отвечают на вопросы воспитателя полным ответом, слушают стихотворение о многонациональной России.

Воспитатель обращает внимание на ребёнка и спрашивает детей, в костюм какой национальности одет ребёнок.

Дети рассматривают русский национальный костюм, называют основные элементы русского костюма. Ребёнок  выходит под русскую музыку, читает стихотворение:

Ребёнок:

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

Каких народов только нет

В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты — Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

 

Способствовать развитию восприятия музыки («Художественно-эстетическое развитие»)

Исполнение песни «Дружба».

Поют песню, отчётливо произносят слова текста.

Воспитатель предлагает исполнить песню о дружбе.

 

Дети встают и исполняют песню «Дружба».

 

 

Развивать умение выполнять упражнения под тексты стихотворений, под музыку (художественно – эстетическое развитие);

 

Русская народная хороводная игра «Берёзка»

Выполняют действия по тексту.  Ловко и чётко двигаются под музыку.

Воспитатель читает стих и предлагает хороводную игру «Берёзка».

Без смеха и шутки, друзья,

На свете никак жить нельзя.

В народные игры вместе играя,

Силу и ловкость свою развивая,

Друзей настоящих сегодня нашли.

И все испытания дружно прошли.

На прощанье, народ,

Становитесь в хоровод!

Русская народная хороводная игра «Березка»;
Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:
Ты, березка, белена, белена,
А макушка зелена, зелена.
Летом-то мохнатенька,
Зимой сучковатенька.
Где ты стоишь, там и шумишь!
Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:
Березка зеленеька,
По весне веселенька,
В чистом полюшке стоит
Да листочками шумит.
Ветки завивает,
С ветрами играет.
Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:
А осенью слякотной,
Осенью холодною,
Березка нарядная,
Краса ненаглядная,
Дождем умывается,
С красотой прощается.
Корни усыхают,
Листья опадают.
Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

 

Заключительный этап.

 

Подведение итогов.

Отвечают на поставленные вопросы полным предложением; пополняют словарный запас слов.

Воспитатель подводит итог занятия, задаёт вопросы:

про какие народы мы с вами говорили?

какая игра вам понравилась?

какой костюм понравился?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

 Список литературы:

https://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/7865793/

https://multiurok.ru/files/konkurs-chtietsov-druzhba.html

http://lit-yaz.ru/astromoiya/89765/index.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/03/21/mordovskie-narodnye-igry

https://poisk-ru.ru/s59912t1.html

https://www.maam.ru/detskijsad/jarmarka-podvizhnyh-igr-narodov-povolzhja-715594.html

 

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/fizicheskoe-vospitanie/206910-scenarij-fizkulturnogo-razvlechenija-dlja-det.html