А.Пушкин."Наша Родина - Россия"

Еремеева Маргарита Викторовна, воспитатель

МБДОУ д/с №7 "Вишенка"

Московская область, г.Протвино


Пр.сод. Закрепить название нашей планеты, страны, умение находить её на глобусе и политической карте мира. Формировать и закреплять знания и представления о нашей Родине (её территория, границы, поверхность и природные зоны, животный и растительный мир, население, национальности, города и деревни, столица). На этой основе развивать нравственно-патриотические чувства. Упражнять в умении отражать свою любовь к Родине в чтении стихов и графике.

Материал: Глобус. Политическая карта мира. Карты России. Набор открыток с видами Москвы (в том числе Московского Кремля). Портрет  Президента. Альбомы, листы, цветные карандаши. Словарная работа:  Президент, Дума, патриот).

Ход занятия.

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

Прошу показать модель Земли (дети показывают глобус)

- Назовите страну, в которой мы живем? (дети называют и показывают на глобусе и политической карте мира)

Голубая наша планета … И на ней – наша Родина, наша страна, Россия. Самая большая из всех стран мира. Шестая часть всей суши, на которой живет человечество. «Широка страна моя родная…» Так поется в песне.

Перед вами карта нашей страны – России. На многие тысячи километров протянулись ее границы с севера на юг и с запада на восток (показываю). Ширь неоглядная! На карте изображены неровности земной поверхности. Коричневым цветом показаны горы, зеленым – равнины, голубым – моря и океаны. Тут и черноземные степи, и кладовая сокровищ – Урал, и вулканы Камчатки, и сибирская тайга, и холодная тундра, и пальмы на побережье Черного моря.

Примерно треть наших границ проходит по земле, а остальные по морям.

- А, богата ли наша Земля? (ответы детей)

Да, в ней есть почти все полезные ископаемые, нужные человеку. Особенно богаты мы углем, природным горючим газом, железом. Железных руд нам хватит на несколько столетий. Наша страна владеет значительной частью минерального топлива, которое находится в недрах земного шара.

Посмотрите на карту, значками на ней даны полезные ископаемые (дети рассматривают).

Много у нас земли, пригодной для выращивания хлеба. Примерно четвертая часть, всех лесов планеты растет на просторах нашей страны.

Обратите внимание на разнообразие растительного и животного мира каждой природной зоны. На карте каждая из природных зон окрашена своим цветом (дети рассматривают).

- Постарайтесь определить, в какой природной зоне мы живем, и какие наиболее характерные растения и животные там встречаются? (ответы детей)

Богата природа нашей страны. Но, ее богатства не бесконечны, поэтому их надо беречь и охранять. В нашем государстве многое делается для охраны воздуха, водоемов, почвы, растений и животных.

Особо охраняемые территории – государственные заповедники. В заповедниках охраняются все природные объекты.

Россия – многонациональная страна. Большинство населения – русские. А, кроме них, в России живут представители более 100 других национальностей. Население земного шара говорит примерно на  двух тысячах разных языков. Но, большая часть человечества пользуется лишь несколькими главными языками. Среди них – русский. Газеты и книги издаются у нас на языках всех народов страны. На этих же языках говорят дикторы радио и телевидения. С каждым годом у нас все больше людей, знающих и язык своей национальности и русский. Русский язык помогает людям быстрее знакомиться с сокровищами мировой культуры. Он сближает большие и малые народы. Это язык дружеского общения между всеми нашими нациями и национальностями. Мы все празднуем наши общие праздники. У нас много общих обычаев. Мы всегда готовы выручить друг друга, поддержать друг друга в трудный час. Мы все – патриоты, мы все – граждане Великой России.

Население России живет в городах, селах и деревнях. В городах много домов, в них живет очень много людей. Не все знакомы между собой. В поселках и деревнях меньше людей и часто все знают друг друга.

- Назовите столицу нашей Родины? (ответы детей)

Правильно, Москва – первый город страны, ее столица. Москве больше 800 лет. В Московском Кремле работает Президент страны, которого мы выбираем.

-  Кто является Президентом России? (показываю потрет)

В столице работает Дума. Дума состоит из людей, которых мы выбираем. Они создают законы, по которым живет государство. Здесь находится правительство. «Москва – всему свету голова». Поговорка старая, но не устаревает. Москва принимает президентов, премьер-министров, королей, послов из разных стран.

В каждом государстве действуют свои законы. Они касаются всех сторон жизни людей. Законы защищаю все, что полезно и нужно народу. Законов много. Но, есть среди них главный, основной. Он называется Конституцией. Это закон законов. Никакой отдельный закон не может ни в чем противоречить конституции. Все они издаются только на ее основе.

Подрастая, вы будете знакомиться с Основным Законом нашего общества. А, пока я напомню вам важную статью Конституции: «Граждане России обязаны заботиться о воспитании детей. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь».

Запомните, дети, государство, наша страна – это мы. Мы все, вместе взятые. Весь народ. Быстро полетят года, и, взрослея, вы будете все лучше, все больше, все полнее познавать нашу прекрасную Родину. Больше познавать и сильнее любить. И это настоящее счастье – быть гражданином России!

- Чтение детьми стихов о Родине (выступление детей).

- Задание: изобразить свой любимый уголок России.

- Рассказы детей о своих работах.

 

- Организовать в группе выставку детских работ (рисунков).