С.Есенин."О Русь - малиновое поле"

Быковская Надежда Павловна, воспитатель

МБДОУ д/с №7 "Вишенка"

Московская область, г.Протвино


Пр.сод. Продолжить формировать представление о том, что это значит – быть поэтом. Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Вызвать интерес к личности поэта. Ввести в мир Есенинской поэзии, показать ее удивительное богатство. Развивать и обогащать речь детей. Воспитывать любовь и уважение к поэту и его творчеству. Развивать патриотические чувства.

Демонстрационный материал (слайды):

- Портрет С.Есенина.

- Река Ока на берегу с.Константиново (с церквушкой).

- Церковь в с.Константиново.

- Маленький Есенин.

- Родители Есенина.

- Дед поэта.

- С. Есенин косит.

 - С. Есенин читает стихи.

- С. Есенин с Айседорой Дункан за границей.

- С. Есенин с друзьями.

- Памятники С.Есенину.

- 4 времени года.

- Портрет мамы

Ход занятия.

1.             -  Как называется наша Родина?

2.             – Почему Россия является нашей Родиной?

3.             – Назовите богатства России? (дети перечисляют)

4.             – А, что является самым большим богатством? (человек!)

5.              – Почему?

 

Да, много талантов родила земля Русская! Много блестящих имен будет хранить народная память! И среди них имя одного человека занимает особое место. Сергей Есенин (показ. портрет).

- Кем он был? (поэтом)

- Кого называют поэтом?

Россия всегда славилась поэтами.

- Назовите известных всем поэтов? (Ф.Тютчев, А. Пушкин, А. Блок, А. Фет, Н.Некрасов, И. Суриков, А. Барто, С. Михалков…)

А, сейчас послушайте мой рассказ о С. Есенине.

Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов).

На холмистом берегу реки Оки, под Рязанью, расположилось село Константиново. Посреди его широкой, утопающей в зелени улицы, стоит церквушка. Отовсюду виден ее белоснежный купол, а ласковый колокольный звон, созывал жителей на церковную службу. А, когда у Александра Никитича и его жены Татьяны Федоровны родился сын Сергей, местный дьячок сделал об этом запись в церковной книге.

Родителям пришлось ехать в город на заработки, а маленький Сережа жил в доме деда.

«Никто не имел для меня такого значения, как мой дед, - вспоминал поэт. – Он был удивительный человек. Яркая личность, умственный мужик. Имея прекрасную память, он знал наизусть множество народных песен…»

Детей в русских селах с малых лет приучали к труду. Из всех трудоемких крестьянских дел Сергей особенно любил косьбу. Может, именно в это благословенное время – теплое и солнечное под гудение шмелей, свист любопытного чибиса, часами вопрошающего; «Чьи вы?» - и родились первые строки поэта Сергея Есенина. Умение словом рисовать картины русской природы, стало самой сильной стороной его поэтического дарования. Краски, которыми он рисовал, - те самые, которые он увидел в детстве: голубые, лазоревые, малиновые…

Всего 30 лет было отпущено ему Богом. Обо всем, что беспокоило в жизни, о чем болело сердце – а, больше всего оно болело о России, - он писал стихи. И снова описывал свои переживания красками, подсказанными ему природой: «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой…»

Со своей женой, американской танцовщицей Айседорой Дункан, Сергей Есенин полтора года жил за границей. Берлин, Рим, Нью-Йорк, Чикаго… Письма на Родину были грустными: «Родные мои! Что сказать об этом ужаснейшем царстве мещанства? Кроме фокстрота (танец), здесь почти ничего нет. В страшной позе Господин доллар…»

Есенин был очень общителен. К нему тянулись люди, и он много времени проводил вне дома. Однажды, один из знакомых поэта его спросил:

- Вечно ты на людях , Сергей. Когда же ты пишешь?

- Всегда, - последовал ответ. – Если за целый день я не напишу четырех строк хороших стихов, я не могу спать…»

- Молодцы, я заметила, как вы внимательно прослушали мой рассказ.

- Мы все готовились к этой встрече. Разучили стихи С. Есенина. Сейчас послушаем их. Прошу вас мысленно представлять все то, о чем говорится в стихах.

С. Есенин с детства любил природу. Поэтому в стихах С.Есенина о природе мы найдем все 4 времени года. Тут и наступление осени с ее печально пролетающими журавлями (показ слайда).

Вызываю ребенка (читает):

«Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой          

А, журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.»

- Какое настроение вызвало это стихотворение? (Печальное, грустное)

- Правильно, природа готовится ко сну.

А, сейчас пожалуйста, как мастерски поэт рисует словом зиму (показ слайда)

Вызываю ребенка (читает):

«А, по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки милые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А, вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.»

- Через кого поэт показал в этом стихотворении, что зима больно холодна? (через птичек)

- А, теперь послушайте стихотворение о весне. (показ слайда)

Вызываю ребенка (читает):

«Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы –

Я одурманен весной.»

- С чем поэт сравнивает черемуху? (со снегом)

Как я вам уже сказала, детей в русских селах с малых лет приучают к труду. И из всех крестьянских дел, Сергей особенно любил косьбу. Может, именно в это время – теплое и солнечное – и родились первые строки о лете.

- Послушайте стихотворение о лете (показ слайда)

Вызывает ребенка (читает):

«Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас,

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.»

- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? (радость, веселье)

А, сейчас послушайте одно из самых проникновенных стихотворений поэта Есенина (показ слайда – портрет мамы).

Вызываю ребенка (читает)

« Ты жива еще моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу,

В старомодном ветхом шушуне.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне,

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.»

- Как вы думаете С. Есенин любил маму?

- Да, конечно, и об этом говорит каждая строка стихотворения!

И конечно, поэт больше всего любил Россию (показ слайда – с. Константиново).

Вызываю ребенка (читает):

«О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.»

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает Русь с малиновым полем?

Чтение:

Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу не надо рая,

Дайте Родину мою.»

Постарайтесь на всю жизнь сохранить незабываемое впечатление от чудесных стихов Есенина и полюбить его как поэта на всю жизнь. С. Есенин умер, но стихи его не забыты. Его именем названы улицы, площади. Посмотрите, сколько памятников поэту создали скульпторы (показ слайдов).

- Вы еще подробнее узнаете об этом великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, наверняка, прочитаете все его стихи и поэмы.

Танец под мелодию песни «Отговорила роща золотая»

- Впереди у России большое будущее, в создании которого будете участвовать и вы. И от того, как вы будете учится в школе, как будете любить свою страну, во многом будет зависеть судьба нашей общей Родины – России.

 

Не обязательно становиться великим певцом или знаменитым ученым, можно просто с любовью, добросовестно исполнять работу, необходимую людям: строить дома, учить детей, лечить больных, печь хлеб, растить сады, водить поезда и самолеты. В стране для каждого из вас найдется нужное дело!